Музыка
  • @
  • «»{}∼
П. Чайковский. Симфония № 1. Ромео и Джульетта. Итальянское каприччо. Евгений Светланов

П. Чайковский. Симфония № 1. Ромео и Джульетта. Итальянское каприччо. Евгений Светланов

1562145
Добавить в корзину
Содержание

Allegro Tranquillo

Adagio Cantabile Ma Non Tanto

Scherzo. Allegro Scherzando Giocoso

Finale. Andante Lugubre - Allegro Maestoso

Ромео И Джульетта, Увертюра-Фантазия Си Минор

Итальянское Каприччио (На Темы Народных Песен), Соч. 45
Описание
Симфонизм П.И. Чайковского многогранен. Он способен выразить самое важное в жизни эпохи, само движение времени во всех его контрастах. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора - о смысле жизни, о цели человеческого существования.

Уже в первых симфонических произведениях Чайковский нашел свой оригинальный язык и стиль. Симфония "Зимние грезы", созданная в первый год жизни в Москве, выявила многие особенности Чайковского-симфониста. В ней молодой композитор создал новый для русской музыки тип симфонического цикла, который впоследствии развил в других произведениях этого жанра. Содержание симфонии связано с классической темой русской поэзии - дорогой и образами зимней природы. Через впечатления, навеянные ими, раскрывается в симфонии глубокая, сложная душевная жизнь художника, его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Симфония оставалась одним из любимых творений композитора на протяжении всей жизни. Сообщая П.И. Юргенсону в 1886 году о предстоящем исполнении Первой симфонии, Чайковский писал о своем сочинении: "Хотя оно во многих отношениях очень незрело, но в сущности, содержательнее и лучше других, более зрелых. Симфонию эту я очень люблю".

Сюжет увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" (по одноименной трагедии В. Шекспира) был предложен Чайковскому М. Балакиревым. Работа над увертюрой была начата в конце сентября 1869 года и завершена после ряда доработок в 1880 году. Именно третья редакция, устойчиво вошедшая в концертный обиход, является наиболее совершенным вариантом, в котором найдена лаконичная форма, строгая логика строения.

Огромное художественное достижение Чайковского в "Ромео и Джульетте" - выразительнейший тематизм, характеризующий лирическую и драматическую образность.

В феврале 1880 года Чайковский стал зрителем традиционного карнавала в Риме. Шествия, маскарады, пушечная пальба, фейерверки продолжались несколько дней. "Кипучее веселье римской толпы захватило композитора, воображение его разыгралось. Все это было как нельзя кстати: в то время Чайковский работал над сочинением на итальянские темы.

"Итальянская фантазия" (первоначальное название пьесы) имела, по мнению автора, "хорошую будущность. Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах". Таких тем оказалось по крайней мере шесть. Они легли в основу нескольких эпизодов, последовательность которых великолепно передает нарастающую динамику празднества. Единства и органичности построения Чайковский достигает умелым чередованием отдельных эпизодов, где нужно - постепенными или контрастными переходами от одного к другому, а также объединением соседних эпизодов в более крупные разделы. Вся пьеса в целом приобретает ясные и пропорциональные очертания. В "Итальянском каприччио" Чайковскому удалось передать непосредственность звуковой атмосферы праздничной итальянской улицы, создать яркую живую картину народного быта.