Все разделы
  • @
  • «»{}∼

Издательско-книговедческие термины

Маленький глоссарий

Авантитул

Первая, называемая иногда выходной, страница книги, предшествующая титульному листу. На авантитуле размещают некоторые выходные сведения: название издательства, место (город) и год издания, название серии, организации, от имени которой выпускается издание, либо печатают какой-нибудь особый текст (лозунг, крылатое выражение и т.п.) или изображение (в частности, издательскую марку).


Автотипия

Так называют фотомеханический (т.е. с применением фотографирования и фотокопирования) способ воспроизведения изображений с тонами разной силы (напр., фотографии пейзажа). Суть способа - в изготовлении печатной формы, изображение на которой разбито на систематически расположенные (в виде сетки) микроточки большей или меньшей площади (центры точек находятся на равном расстоянии друг от друга). В темных участках изображения площадь точек такова, что они почти сливаются в сплошной черный фон, в серых - площадь точек меньше и между ними образуются просветы, что создает у зрителя ощущение более или менее серого тона (чем меньше просветы, тем тон сильнее), в светлых - точки настолько малы, что их почти не видно, а тон кажется близким к белому, лишь слегка сероватым. Отсюда общее впечатление передачи многих тонов со всеми переходами - от светлых до темных.

Способ автотипии был изобретен в 1881 г. Георгом Мейзенбахом. Автотипия бывает однокрасочной, печатаемой с одного клише одной краской: дуплексавтотипией; трех- и четырехкрасочной, когда при печати с трех или четырех клише тремя или четырьмя красками на один и тот же лист бумаги получается многоцветное изображение.


Альдины

Книги, изданные в Венеции типографом и издателем Альдом Пием Мануцием (1449-1515), его сыном Паоло (1512-1574) и внуком Альдом младшим (1547-1597) с 1494 по 1597 гг. Общее число альдин - около 1100. Многие из них напечатаны в формате в 1/8 долю листа наклонным шрифтом - курсивом. Среди них - много изданий классиков античной литературы.


Блинтовое тиснение

Бескрасочное тиснение (блинт) на тканевом или пластмассовом переплете. Под давлением медного штампа с рельефным изображением (рисунок, текст) на переплете образуется несколько углубленное изображение, хорошо заметное благодаря изменившейся (выглаженной) фактуре переплетного материала. См. также Тиснение.


Версо

В свитке - внешняя (незаписанная) часть, в кодексе (рукописном или печатном) - оборотная часть листа. При наличии в книге пагинации на версо проставляют четные числа. Если нумерованы лишь листы, при ссылках на оборотную часть листа вслед за числом проставляют срочную латинскую букву b. При работе с русскими книгами или актами в этом случае вслед за числом проставляют индекс "об." (например, 5 об.).


Водяной знак (филигрань)

Видимое на просвет изображение на бумаге преимущественно ручного изготовления. Водяной знак используют для датировки рукописей и безвыходных старопечатных книг.


Высокая печать

Типографская печать, один из основных способов печати, наиболее распространенный и самый старый (изобретен И.Гутенбергом). Характеризуется тем, что печатающие, т.е. дающие отпечаток, элементы в печатной форме возвышаются над пробельными (не дающими отпечатка), а печатание - перенос краски с печатающих элементов на бумагу - происходит под давлением цилиндра или плиты, прижимающих бумагу к печатной форме.


Глубокая печать

Один из основных способов печати, изобретен в конце XIX века чешским художником Карелом Кличем. Характеризуется тем, что печатающие, т.е. дающие отпечаток, элементы в печатной форме углублены по отношению к пробельным (непечатающим). Чем большей силы тон воспроизводится, тем глубже печатающие элементы и тем больше краски переходит на оттиск. Благодаря этому хорошо передаются глубокие тона изображения и переходы полутонов. Способ глубокой печати особенно хорош для воспроизведения фотографий, однако текст получается не таким четким, как в высокой печати. Поэтому глубокая печать чаще всего используется для изданий с большим числом фотоиллюстраций и сравнительно небольшим текстом, например, альбомы с фотографиями, иллюстрированные журналы.


Гравюра

1) Печатная форма, выполненная путем ручного гравирования;

2) оттиск с такой гравированной печатной формы.

В современной книге наибольшее применение находит гравюра на дереве - ксилография. Различается гравюра на дереве обрезная (продольная, очерковая) - режется на досках, вырезанных вдоль ствола дерева; и торцовая, которая режется на досках, отпиленных поперек ствола дерева твердых пород (пальма, самшит и т.п.). Применяется в книге и линогравюра - гравюра на линолеуме.

В изданиях XVIII и XIX вв. широко использовалась гравюра на металле (на меди, на стали) различных видов. В резцовой гравюре рисунок процарапывали иглой на поверхности полированной металлической пластины, покрытой смоляным грунтом, а затем углубляли линии и пятна различными инструментами с учетом силы тона. Пунктирная манера - вид гравюры, печатающие элементы которой - разной глубины точки - получаются ударами остроконечного инструмента. Сухая игла - гравюра, в которой печатающие элементы - штрихи - на металлической пластине процарапывают, прорезают различной толщины иглами, приподнимая металл по краям углубленных штрихов. Благодаря этому штрихи на оттиске кажутся бархатными. Меццо-тинто (черная манера) - особый вид гравюры на металле, изготовляемой таким образом: сначала полированную металлическую пластину покрывают многочисленными углублениями, ударяя по ней инструментом с острыми зубцами - качалкой, а затем выглаживают эти углубления в светлых местах рисунка: чем сильнее выгладят участок, тем светлее он будет на оттиске.


Инициал, буквица

Заглавная буква первого слова книги, ее главы или иной части, увеличенная по сравнению с другими заглавными (прописными) буквами, подчеркивающая начало текста. Инициал набирают, или рисуют для последующего полиграфического воспроизведения, или гравируют (см. Гравюра). Кроме самой буквы, инициал может включать сюжетную иллюстрацию, орнамент.


Инкунабулы

Произведения печати (книги, брошюры, листовки), выпущенные в свет с первых шагов типографского станка в Европе (с 40-х гг. XV в.) до 1 янв. 1501 г. За это время искусство книгопечатания узнали не менее 250 городов, в типографиях которых напечатано не менее 40 тыс. названий книг. Их общий тираж ориентировочно определяют в 12 млн. экз. До наших дней сохранилось не более 500 тыс. экз. инкунабул. Крупнейшее их собрание (около 20 тыс.) - в Баварской библиотеке (Мюнхен). Крупнейшие российские собрания - в Российской государственной библиотеке (РГБ), Российской национальной библиотеке (РНБ), Библиотеке Академии Наук (БАН).


Кант

Выступающие за обрез книжного блока края переплетной крышки (переплета). Переплет с кантом, в отличие от обрезного (т.е. без канта), надежнее предохраняет блок от повреждения.


Каптал

Цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на края корешка книжного блока, чтобы скрепить края его. Подобранный под цвет переплета каптал украшает книгу, выступает как элемент ее оформления.


Книжный блок

Так в типографии называют почти готовый экземпляр издания, который осталось только вставить в переплет. Это комплект скрепленных тетрадей или листов, содержащий все страницы и другие детали будущего издания. Процесс изготовления книжного блока включает ряд операций: сначала к первой и последней тетради прикрепляют (приклеивают или пришивают) форзацы, затем блок комплектуют, подбирая по одной все тетради (сложенные, сфальцованные листы) издания; подобранные тетради скрепляют (сшивают или склеивают), скрепленный блок обжимают, корешок его промазывают клеем для более прочного соединения тетрадей в корешке. Далее следует обрезка с трех сторон, после чего блок можно листать постранично. Корешок обрезанного блока круглят, благодаря чему корешок становится выпуклым, а передний обрез - вогнутым, или кашируют (отгибают фальцы). Корешок может быть также прямым. К корешку приклеивают каптал. Для большей прочности на корешок после приклейки каптала нередко наклеивают полоску прочной бумаги или даже ткани. Блок, который предстоит покрыть обложкой, принято называть, в отличие от книжного, брошюрным. К первым и последним тетрадям его не прикреплены форзацы, и его изготовление заканчивается скреплением скомплектованных в блок тетрадей и обрезкой блока либо перед крытьем обложкой, либо после крытья ею.


Кодекс

Современная форма книги, пришедшая на смену свитку; блок из скрепленных в корешке тетрадей или отдельных листов. Общераспространенная форма кодекса - прямоугольный параллелепипед. Кодекс возник в I в. н.э. Среди древнейших кодексов - "Кодекс Синаитикус" (2-я пол. IV в.), содержащий список Библии.


Колофон

Строки, которыми писец или печатник заключали созданную ими книгу и которые содержат обычно сведения о месте и времени изготовления книги.


Конгревное тиснение

Тиснение на переплете, дающее изображение барельефного типа. Под переплетную крышку в месте тиснения подкладывают твердый контрштамп (матрицу) - копию рельефного изображения на переплете и на прессе вдавливают в переплет штамп с тем же, но углубленным изображением. Под давлением штамп и контрштамп деформирует переплет, вытискивая рельефное изображение.


Конволют

Совокупность рукописных или печатных документов и изданий, переплетенных вместе и составляющих один том.


Контртитул

Левая страница разворотного титульного листа. В многотомном издании на контртитуле размещают обычно сведения, относящиеся ко всему изданию (отводя правую страницу для сведений о данном томе). В переводных изданиях на контртитуле печатают титульные данные издания, с которого делался перевод (на языке оригинала).


Ксилография

Гравюра на дереве.

Линогравюра

Гравюра на линолеуме.

Литография

Способ плоской печати, в котором изображение оттискивается с печатной формы непосредственно на бумагу. Печатная форма в литографии изготовляется либо на известняковом (литографском) камне, либо на металлической пластине. Способ изготовления может быть и ручным, и фотомеханическим (с применением фотографических процессов). При ручном способе изображение рисуют литографской тушью или литографским карандашом, либо непосредственно на камне, либо на бумаге с клеевым слоем, благодаря которому изображение может быть перетиснуто на поверхность камня. Входящие в состав литографской туши и карандаша мыло и сало способствуют образованию восприимчивых к краске печатающих (т.е. дающих отпечаток) элементов, а воск и шеллак защищают образовавшиеся печатающие элементы от кислот, которыми обрабатывают камень, чтобы получить отталкивающие краску пробельные (непечатающие) элементы. Если изображение на камне или бумаге перерисовывается литографом с оригинального рисунка художника, литографская печатная форма именуется репродукционной. Если на камне или бумаге рисует сам художник, то способ изготовления формы и оттиск с нее принято называть автолитографией. При фотомеханическом способе негатив или диапозитив копируют на покрытый светочувствительным слоем формный материал.


Лубок (лубочная литература)

Дешевые массовые издания, предназначенные в XVIII-XIX вв. для распространения в народе. Первоначально бытовали в виде т.н. лубочных картинок, воспроизводимых средствами гравюры на дереве или металле. Для лубочных изделий позднего времени характерны яркие красочные обложки. В виде лубка выпускались сказки, былины, сборники анекдотов, жития святых и т.п.


Манускрипт

Рукопись, безотносительно к ее размеру и форме (в виде отдельных листов, свитка или кодекса), преимущественно древняя. В современной специальной литературе термин не употребляют, предпочитая говорить о "рукописях", "рукописных книгах".


Обложка

Четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая скрепляет листы, предохраняет страницы издания от внешних воздействий, сообщает читателю основные данные об издании, служит элементом его художественного оформления, преследующим как рекламно-пропагандистские, так и чисто художественные цели. В России книги в обложках появились в середине XVIII в. Первые обложки были только защитными.

Изготовляется обложка из плотной бумаги. Чем больше объем издания, тем плотнее обычно бумага. Выпуск книги в обложке проще, чем в переплете.


Пагинация

Порядковая нумерация страниц или колонок (столбцов) в издании (от лат. pagina - страница); в книгах преобладает сквозная пагинация арабскими цифрами. Изредка встречается сочетание пагинации арабскими цифрами (основной) с пагинацией римскими цифрами (дополнительной - например, для подверстываемой к уже набранной и сверстанной книге вступительной статьи, полученной после того, как книга была набрана).

Впервые сплошную пагинацию в книге ввел в 1499 г. венецианский типограф Альд Мануций. С 20-х гг. XVI в. пагинация становится общепризнанной.


Палеотипы

Произведения печати (книги, брошюры, листовки), выпущенные в свет в первой половине XVI в. Среди палеотипов - славянские книги кирилловского шрифта, напечатанные в Тырговиште Макарием, в Венеции - Божидаром Вуковичем, в Вильнюсе и Праге - Франциском Скориной и др.


Палимпсест

Рукопись, воспроизведенная на ранее уже использовавшемся листе пергамента поверх смытого старого текста. Учеными разработаны различные химические и фотографические способы восстановления текстов на палимпсесте.


Переиздание

Каждое повторное издание какого-либо произведения, выпущенное в свет после истечения установленного договором (законом) срока выпуска этого издания или в пределах данного срока, но с изменениями в тексте (переработкой его или добавлением новых абзацев, глав, параграфов). Издание без изменений текста в пределах установленного срока выпуска считается допечаткой.


Переплет

Прочная покрышка книги из цельного куска картона или составная, склеиваемая из двух кусков (сторонок) картона (в старину - дерева) и из различных материалов (ткани, бумаги, редко - кожи). Переплет прежде всего укрепляет книгу, предохраняет ее от повреждений, кроме того, он сообщает читателю самые общие сведения о книге (ее авторе, теме, названии издательства, годе издания), а изобразительными средствами - шрифтом, цветом материала, иногда украшением, рисунком - подсказывает читателю, к какому типу издания и виду литературы относится книга или какова ее тема.

По строению переплеты можно разделить на три большие группы: 1) цельные - сделанные из цельного куска картона; 2) цельнооклеенные - с картонными сторонками, которые оклеивают цельным куском бумаги (цельнобумажные) или ткани (цельнотканевые); 3) составные - с картонными сторонками, которые соединены тканевым корешком и оклеены - каждая сторонка отдельно - бумагой или другой тканью.

Различают также переплеты, сторонки которых несколько выступают за пределы книжного блока, - переплеты с кантом и переплеты, сторонки которых равны по площади странице издания, - обрезные переплеты, называемые так потому, что их обрезают вместе с книжным блоком.

По степени гибкости сторонок переплеты делятся на твердые, или жесткие (сторонки не гнутся или гнутся с трудом), и гибкие. По сочетанию ряда признаков переплеты делятся на несколько типов, обозначенных номерами.


Письмовник

Книга, содержащая образцы переписки личного и делового характера. Принадлежит к жанру так называемой эпистолографии. Письмовники известны в русской рукописной книжности. Старейший русский печатный письмовник - книга "Приклады како пишутся комплементы разные…" (М., 1708). Большой популярностью пользовался письмовник, составленный Н.Г. Кургановым (1725-1796), выдержавший в 1769-1837 гг. 11 изданий.


Плоская печать

Один из основных видов печати, его особенность в том, что печатающие (т.е. дающие красочный оттиск) элементы в печатной форме лежат с пробельными (не дающими оттиска) практически в одной плоскости. Благодаря специальной обработке пробельные элементы отталкивают жирную краску, а печатающие элементы ее хорошо воспринимают. Способы плоской печати - литография, офсетная печать, фототипия.


Политипаж

Декоративное или сюжетное изображение, печатаемое во многих изданиях с одного клише или гравюры. В русской книге политипаж широко применялся в XIX в., особенно в первой его половине.


Разворотный титульный лист

Титульный лист, элементы лицевой части которого напечатаны не на 1-й странице издания, а на двух соседних - например, 2-й и 3-й; часть основных сведений об издании - на 2-ой (контртитуле), а часть - на 3-й. В отличие от распашного титульного листа, здесь нет перехода текста или изображения со страницы на страницу, когда текст или изображение начинается на одной, а заканчивается на другой, соседней странице. Каждая страница разворотного титульного листа скомпонована отдельно, самостоятельно. Например, в томе многотомного собрания сочинений на левой странице печатают сведения о всем собрании сочинений, а на правой - о данном томе.


Раскол книжного блока

Разъединение, расклеивание тетрадей в корешке книги при ее раскрытии. Внешний признак раскола - просвет между тетрадями в корешке раскрытого издания. Книга действительно как бы раскалывается на две, а то и на три-четыре части. Раскол книжного блока - один из грубых недочетов полиграфического исполнения издания, результат плохой заклейки (промазывания клеем) корешка книжного блока.


Распашной титульный лист

Титульный лист, элементы лицевой части которого напечатаны не на 1-й странице издания, а, как правило, на 2-й и 3-й таким образом, что либо текст, либо изображение, либо они вместе начинаются на левой странице разворота, а заканчиваются на правой (титульный лист как бы распахнут на обе страницы разворота).


Ректо

В свитке внутренняя (записанная) часть, в кодексе - лицевая часть листа. При наличии в книге пагинации на "ректо" проставляют нечетные числа.


Репринт

Вид издания, точное воспроизведение ранее выпущенного издания фотомеханическим путем без нового набора текста. Оригиналом для репродуцирования служит один из экземпляров старого издания.


Репродукция

1) Воспроизведенное полиграфическими средствами произведение изоискусства; 2) процесс воспроизведения изображения не наборными полиграфическими средствами (в этом случае правильнее употреблять термин "репродуцирование").


Скрипторий

Мастерская рукописной книги. В средние века существовали в монастырях и при дворах владетельных особ. В скриптории возникает первичное разделение труда в изготовлении книги, здесь работают писцы, переплетчики, а также мастера оформления книги - иллюминаторы, рубрикаторы и др.


Старопечатная книга

Условное название книг, выпущенных в той или иной стране в течение некоторого периода после возникновения в ней книгопечатания. Среди старопечатных книг - инкунабулы и палеотипы. Хронологические рамки применения термина в различных странах не совпадают. В нашей стране старопечатными называют книги, выпущенные в XVI-XVIII вв., в большинстве западноевропейских стран - в XV-XVII вв.


Стереотип

Цельнолитая или цельнотисненая копия печатной формы высокой печати, полученная с помощью матрицы.


Стереотипное издание

Переиздание, напечатанное со стереотипа. Для стереотипных переизданий сохраняют матрицы. Нередко стереотипным расширительно называют любое переиздание без изменений.


Суперобложка

Обложка, надеваемая на переплет или на основную обложку, приклеенную к книжному блоку. Суперобложка держится на переплете или на обложке с помощью клапанов - широких отворотов, загибаемых на внутреннюю сторону передней и задней сторонки переплета или основной обложки. Иногда суперобложку приклеивают по корешку к основной обложке - такая суперобложка называется приклейной. Суперобложка оберегает переплет от грязи и повреждений, делает более весомой, плотной обложку, служит для рекламы книги, выступает как элемент книжного оформления.


Тиснение

Операция, с помощью которой на тканевом переплете (иногда и на бумажном) оттискивают текст и изображение. Различается тиснение углубленное бескрасочное (блинтовое), углубленное красочное (тертыми красками или фольгой) и рельефное (конгревное).


Титульный лист

Как правило, первый двухстраничный лист книги, на лицевой стороне которого (титульная страница) печатают сведения, титулующие издание: фамилию автора, заглавие книги, подзаголовки, место и год издания, название издательства, т.е. выходные сведения. Первый в мире титульный лист (со всеми библиографическими элементами) появился в 1476 г. Его создатель - венецианский типограф Эрхард Ратдольт. См. также Разворотный титульный лист; Распашной титульный лист.


Факсимиле

Очень точно воспроизведенное полиграфическим путем изображение, которое трудно отличить от подлинника.


Факсимильное издание

Издание какого-либо произведения точно в том виде, в каком оно было издано или написано (например, впервые).


Фальцовка

Один из процессов брошюровки издания, складывание (сгибание) отпечатанного листа в тетрадь. Из-за низкого качества фальцовки одноименные поля на страницах издания могут получиться неодинаковыми по размеру, а некоторые из них еще и перекошенными.


Форзац

Лист бумаги размером в развернутую книгу, соединяющий, скрепляющий переплет с книжным блоком. Буквально значит "перед" "набором" (от нем. " Vor " и "Satz"), т.е. идущий перед печатным текстом книги. В каждом переплетном издании два форзаца: передний (соединяет с книжным блоком переднюю сторонку переплета) и задний (соединяет с книжным блоком заднюю сторонку переплета). Половина каждого форзаца всей плоскостью наклеена на внутреннюю сторонку переплета, другая половина в большинстве книг узкой полоской вдоль корешка приклеена у переднего форзаца к первой странице книжного блока, у заднего - к последней. Форзац нередко используется как элемент оформления книги. Их делают из цветной бумаги либо запечатывают декоративным или сюжетным изображением. Нередко на форзаце печатают справочные или иные сведения, карты, схемы и т.п.


Формат издания

Размеры страницы издания по ширине и длине. Формат издания чаще обозначается не в виде размеров в миллиметрах, а долей листа печатной бумаги для издания. Например, если издание печаталось на листах бумаги размером 60х90 см и после печати листы фальцевались (складывались в тетрадь) в три сгиба, то формат издания - 1/8 доля листа бумаги 60х90 (при первом сгибе лист разделился на две равные части - доли, - при втором - на четыре, при третьем - на восемь). Так как в подавляющем большинстве случаев при изготовлении книг применяется перпендикулярная фальцовка, при которой каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему, то нетрудно определить размер 1/8 доли листа 60х90. Ширина этой доли будет равна четвертой части длинной стороны листа (сгибать лист начинают с длинной стороны), т.е. 90:4=22,5 см, а длина - половине короткой стороны, т.е. 60:2=30 см.

При 1/16 доле листа и перпендикулярной фальцовке и длинную, и короткую сторону листа надо разделить на 4, при 1/32 доле листа и перпендикулярной фальцовке длинную сторону - на 8, а короткую на 4. Полученные таким образом размеры будут несколько больше фактических размеров страницы издания, поскольку книжный блок обрезается с трех сторон.


Фототипия

Один из способов печати, позволяющий воспроизводить тоновое изображение (с переходами от более слабых тонов через промежуточные к более сильным и наоборот) без помощи растра, т.е. без оптической разбивки изображения на микроточки с равноудаленными центрами. Печатная форма в фототипии изготовляется на стеклянной пластине, покрытой слоем светочувствительного хромированного желатина мелкозернистой структуры. На этот слой копируют тоновой негатив, под прозрачными участками которого желатин задубливается тем больше, чем больше света они пропустили (на оригинале эти участки темные). Готовую форму перед печатью увлажняют, а затем накатывают на нее жирную краску. Незадубленные участки хорошо воспринимают воду и отталкивают жирную краску. Задубленные участки, наоборот, хорошо воспринимают жирную краску и отталкивают воду. Чем больше задублен участок, тем лучше ложится на него жирная краска, тем толще ее слой. Благодаря различной степени задубливания тонов разной силы фототипная форма способна передать с большой точностью самые тонкие переходы тонов. Фототипия может быть одно- и многокрасочной.


Фронтиспис

Страница с полосным изображением (портретом, иллюстрацией обобщенного характера), составляющая левую часть разворота с титульной страницей. Очень часто вклеивается в книгу (обычно в случаях, когда его печатают на лучшей бумаге, чем всю книгу, в несколько красок и т.п.).


Шмуцтитул

Буквально - "грязный титул". В старопечатной книге - двухстраничный лист, который предшествовал титульному листу или началу текста и предохранял их от загрязнения (отсюда название - "шмуцтитул"). В книге шмуцтитул появился раньше титульного листа. Чтобы предохранить начальную страницу книги от загрязнения и порчи, типографы стали вводить шмуцтитул с заголовком издания. С развитием книгопечатания шмуцтитул переродился в титульный лист. В современной книге шмуцтитул - это обычно страница с титулом (заглавием) крупной части издания, нечто вроде подтитула.


Экслибрис

Книжный знак владельца книги.

Эльзевиры

Книги, изданные в Лейдене нидерландскими издателями и типографами Эльзевирами. Начало этому издательскому дому положил Лодовейк Эльзевир (ок.1540-1617), начавший издательскую деятельность в 1592 г. Общее число эльзевиров - около 5000.


© Озон