Виолончельные произведения Бетховена сравнительно немногочисленны. Перу композитора принадлежат пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано. Однако эти сочинения (прежде всего сонаты) относятся к подлинным жемчужинам камерного виолончельного репертуара, ярко отражая эволюцию бетховенского стиля.
Бетховен никогда не играл на виолончели, однако его произведения - не только собственно виолончельные, но и оркестровые, и ансамблевые - демонстрируют великолепное знание возможностей инструмента. Виолончельные партии в его симфониях и увертюрах (во второй части Шестой, "Пасторальной" симфонии введены две солирующие виолончели) ярки и выразительны. В камерных ансамблях - трио, квартетах, квинтетах - композитор окончательно утверждает равенство виолончели с остальными участниками, усиливая полифоническую насыщенность музыкальной ткани. Наконец, развитая партия солирующей виолончели представлена в Концерте для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, соч. 56.