Все разделы
  • @
  • «»{}∼

`Алиса`

август 2000

Оставь отзыв первым!


Настоящим материалом "оЗон" начинает публикацию цикла статей известного петербургского музыкального критика и журналиста Андрея Бурлаки о лучших группах и исполнителях российской рок-музыки.

Вот уже пятнадцать лет московско-питерская группа АЛИСА является одним из лидеров отечественной рок-сцены, постоянно привлекая внимание средств массовой информации эффектными перипетиями своей рок-н-ролльной жизни, резко поляризуя общественное сознание бескомпромиссными высказываниями и поступками, а также удерживая свою без лести преданную и не теряющую с годами численности "Армию Алисы" новыми песнями и альбомами. Вместе с тем, даже противники группы не в силах отрицать того, что АЛИСА остается одним из самых самобытных художественных феноменов, рожденных рок-культурой страны, а ее лидер, Костя Кинчев, возможно, наиболее яркий поэт за всю историю российского рока. Хотя сегодня в сознании публики имя группы ассоциируется исключительно с ним, пришел он в уже готовую и сравнительно известную группу.

АЛИСА появилась на свет в марте 1983 года, когда Святослав Задерий (род. 30.06.60 в Ленинграде), в прошлом бас-гитарист хард-роковых групп ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ и ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, собрал компанию молодых музыкантов, которые разделяли его недовольство косностью тогдашнего питерского рока и интерес к новой волне и глэм-року. Основу группы, поначалу названной ДАФНА (это имя предложил им президент Ленинградского Рок-клуба Николай Михайлов), а затем - МАГИЯ (под которым она была принята в Рок-клуб и дала первые концерты), составили музыканты ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА - откуда помимо Задерия пришел Михаил Нефедов (род. 10.01.61 в Ленинграде; барабаны), и ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА,где годом раньше впервые встретились Андрей Шаталин (род. 6.04.60 в Красноярске; гитара) и Павел Кондратенко (род. 29.07.60 в Гомеле; клавишные). До КОЛОДЦА Кондратенко недолго играл в ПИКНИКЕ.

На протяжении следующего года группа безуспешно пыталась пробиться на сцену II Фестиваля Рок-клуба, сменила репертуар, название и двух вокалистов (одним из них был Олег Эльтиков, позднее собравший БУРАТИНО-БЭНД, а другим не прижившийся тогда Петр Самойлов(род. 20.11.58 в Ленинграде), а весной 1984 представила на суд зрителей III Фестиваля Рок-клуба концептуальную программу "Кривозеркалье", в которой фантасмагорические образы и сюжеты, навеянные книгой Кэрролла (откуда, собственно, и появилось название АЛИСА), переплетались с утрированно гротескным изображением повседневной жизни.


Константин Кинчев


АЛИСУ заметили, ее выступления встречал теплый прием, однако настоящий успех пришел к группе лишь весной 1985 года, когда очередного вокалиста Бориса Борисова сменил у микрофона Костя Кинчев (род. 25.12.58 в Москве как Константин Панфилов) - москвич, переехавший в Питер, где он нашел более благодатную почву для воплощения своего материала. До АЛИСЫ он играл, по большей части, в группах второго эшелона, выступавших на танцплощадках Подмосковья. Случайная встреча с Михайловым и Задерием разом изменила его судьбу: Костя отправился в северную столицу, где с помощью Славы, музыкантов СЕКРЕТА и с Игорем "Панкером" Гудковым за пультом в феврале 1985-го записал свой сольный альбом "Нервная ночь", который увидел свет под вывеской ДОКТОР КИНЧЕВ И ГРУППА СТИЛЬ. Так Костя Панфилов приобрел сценическое имя, под которым ему было суждено прославиться.

Выступление АЛИСЫ на IV Ленинградском Рок-фестивале стало сенсацией - во многом благодаря актерскому дарованию Кинчева, которое раскрылось после встречи с подходящими партнерами, своеобразному мелодическому чутью, его ярким и образным текстам. Одаренный поэт, Кинчев создал индивидуальный и узнаваемый поэтический мир, независимый как от символистских традиций Питера, так и от постмодернистского ерничества москвичей, а вскоре после этого он спел песни "Мое поколение" и "Мы вместе", на многие годы ставшие символом единения, которое предлагал молодым рок-н-ролл, и сделавшие самого Кинчева безусловным кумиром для тысяч подростков.


"Доктор Кинчев и группа Стиль. Нервная ночь"


Летом 1985-го АЛИСА снялась в двухсерийном телефильме "Переступить черту" (сценарий Александра Житинского по детективной повести Станислава Родионова), а той же осенью, во время записи своего дебютного альбома "Энергия" на студии Андрея Тропилло,распалась на несколько фракций: Кинчев, Самойлов, вернувшийся в июне, чтобы заменить уехавшего по распределению Шаталина, и Нефедов репетировали под именем РАДОСТЬ; Кондратенко и джазовая певица-гитаристка Людмила "Терри" Колот создали проект АВРОРА, а Задерий спешно искал новых музыкантов. В самом начале 1986-го он-таки собрал новую версию группы в составе Кондратенко, Нефедова, вернувшегося в Питер Шаталина и Колот, однако, два месяца спустя, так и не дав ни одного концерта (но записав в Москве альбом, изданный в 1999-м как "Поколение Х"), она развалилась, когда последние двое создали группу ЧТО ДЕЛАТЬ?

Лишь в апреле 1986-го, в преддверии надвигающегося IV Фестиваля, два лидера АЛИСЫ нашли в себе силы объединиться, удостоившись звания лауреатов за великолепную программу "По ту сторону добра" (к сожалению, тогда ее так и не удалось записать, хотя все ее песни вошли в те или иные альбомы). В состав АЛИСЫ на момент Фестиваля входили Кинчев, Задерий, Самойлов, Кондратенко, Нефедов, а также гитарист Сергей Васильев (род. 2.07.61 в Ленинграде) и трубач-флейтист Олег Васильев (однофамилец предыдущего).

Помимо них, в фестивальном концерте принимал участие саксофонист АВИА Алексей Рахов. В тот же период группа приняла участие в съемках художественной ленты Валерия Огородникова "Взломщик", в котором Кинчев (лишь с относительным успехом) сыграл главную роль, и документального фильма Рашида Нугманова "Йях-ха".

Сразу после Фестиваля с АЛИСОЙ расстался Сергей Васильев (ныне в группе КАМИКАДЗЕ). В концертах лета 1986-го были задействованы гитарист ДЖУНГЛЕЙ Андрей Отряскин и саксофонист Сергей Ячменев, но онитоже задержались ненадолго. Тогда же состоялся позднее изданный на CD квартирный концерт АЛИСЫ с Александром Башлачевым. В конце лета АЛИСУ снова оставил Задерий - на этот раз окончательно. В конце года он объявил о создании новой группы НАТЕ! Состав же АЛИСЫ стабилизировался лишь в сентябре, когда в группу вернулся Андрей Шаталин.


"Алиса. Энергия"


"Алиса. Поколение ИКС"


"Взломщик"


На протяжении 1987-го АЛИСА интенсивно гастролировала по всей стране, летом 1987-го выпустила альбом "БлокАда", который знаменовал поворот группы к бестрепетному и несколько прямолинейномурок-н-роллу, однако завербовал для нее тысячи новых поклонников. Олега Васильева летом 1987-го сменил бывший саксофонист ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК Александр Журавлев.

Успех киноролей Кинчева, широкое распространение записей группы и снятие идеологических барьеров, которые сделали возможными гастроли и концерты на стадионах для групп, еще год назад находившихся в глубоком подполье, способствовали быстрому росту популярности АЛИСЫ, что вызвало к жизни феномен "алисомании". Выступления группы начали превращаться в пугающий непосвященных ритуал поклонения любимым артистам, порой сопровождаясь эксцессами, причиной которых, как правило, была слабая организация этих выступлений, а нараставшее в обществе противостояние "прогрессивных" и "консервативных" сил сделало АЛИСУ заложницей своего анархического имиджа и вызвало ряд провокаций, кульминацией которых стал начавшийся в конце 1987 года судебный процесс группы против ленинградской молодежной газеты "Смена", публичнообвинившей лидера АЛИСЫ в пропаганде фашизма. После десятимесячной тяжбы, все перипетии которой подробно освещались в средствах массовой информации, суд признал публикацию ошибочной.

В то же время внутри группы нарастал внутренний конфликт, который привел, с одной стороны, к изменению музыкального курса АЛИСЫ, а с другой - стал причиной новых изменений состава. В ноябре 1988, после успешного визита в Чехословакию, Журавлев ушел в армию, а Шаталин и Кондратенко собрали свою группу ЗАМОК ЗО. Шаталина сменил гитарист московских металлистов 99% и группы Юрия Наумова ПРОХОДНОЙ ДВОР Игорь Чумычкин (род. 13.11.65 в Москве), в записи очередного альбома "Шестой лесничий" был задействован клавишник Владимир Осинский, а в выступлениях этого периода (включая концерт памяти Александра Башлачева на сценеЛужников в ноябре 1988-го) принимал участие клавишник НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА (а позднее ДИНАМИКА и прочих групп) Игорь Лень. Только весной 1989-го, с появлением в группе клавишника Андрея Королева (род. 20.10.66 в Белгороде) и возвращением Шаталина, состав АЛИСЫ на время стабилизировался.


"Алиса. БлокАда"


"Алиса. Шестой лесничий"


В первой половине 90-х АЛИСА интенсивно гастролировала по стране, играла на многочисленных фестивалях, записала двойной концертный альбом "Шабаш" (1991), включавший как ее старые хиты, таки новый материал, и прекрасно отражавший волнующую атмосферу выступлений группы. Затянувшаяся пауза в студийной работе закончилась в 1992 году, когда АЛИСА подписала контракт с "Moroz Records" и выпустила альбом "Для тех, кто свалился с Луны" (1993).

В этот период сама АЛИСА материально поддерживала издание музыкального альманаха "Иванов" и фанзина "Шабаш", издателями которых были тульские журналисты Сергей и ОлесяСтепановы.

12 апреля 1993 года Игорь Чумычкин, находясь в состоянии депрессии, вызванной злоупотреблением наркотиков, покончил с собой. Той же весной группу покинул потрясенный этим Королев, и следующий альбом "Черная метка" (1994), посвященный памяти Чумычкина (он включал две его песни), АЛИСА записала вчетвером (при клавишной поддержке В.Осинского). В целом же, это был не лучший период в истории группы: концерты в небольших залах, монотонный хард и отсутствие новых хитов заставили широкую публику на время забыть о ней. В 1994-1995 годах с АЛИСОЙ периодически выступал гитарист московской КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА Сергей "Боров" Высокосов.

Тем не менее, в начале 1996-го АЛИСА приятно удивила, выпустив мелодически свежий, полуакустический альбом "Джаз", на котором были собраны песни, прежде звучавшие лишь на сольных концертах Кинчева. Значительную роль в записи альбома сыграл экс-музыкант БРИГАДЫ С Рушан Аюпов (баян, клавишные, вокал). Помимо него в работе над "Джазом" участвовали Сергей Рыженко (скрипка), Сергей Воронов (CROSSROADS; губная гармоника) и духовая секция той же БРИГАДЫ С. FM-радио моментально подхватило песни "Перекресток", "Дождь", "Театр", "Ночные окна".


"Алиса. Шабаш"


"Алиса: Для тех, кто свалился с Луны"


В 1996-1997 годах АЛИСА принимала участие в Питерских Рок-фестивалях, которые проводил Театр DDT (причем в программе второго из них она встретилась с очередной группой Славы Задерия MAGNA MATER) и трижды собирала полный зал Дворца Спорта "Юбилейный". В группе появился гитарист Александр Пономарев, который начинал в магаданской группе ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ,а еще позже играл с Дмитрием Ревякиным (КАЛИНОВ МОСТ). Осенью 1997 года свет увидел следующий альбом АЛИСЫ "Дурень".

В феврале 1998-го переехавший из Москвы в Питер Пономарев оставил группу, но его место занял другой питерский музыкант, Евгений "Лева" Левин, один из основателей групп НЭП и ДУБЫ-КОЛДУНЫ, а также способный звукорежиссер, работающий на студиях "DDT" и "Добролет". Его дебют состоялся во время очередного шоу АЛИСЫ в "Юбилейном" 1 мая 1998 года.

Летом 1999-го, когда группа начала работу над своим следующим альбомом "Солнцеворот", к участию в его записи был привлечен еще один питерский музыкант - клавишник и аранжироващик Дмитрий "Ослик" Пшишляк, в разное время игравший с НАРОДНЫМ ОПОЛЧЕНИЕМ, АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ, WINE, ПРЕПИНАКАМИ и т.д. По выходе альбома (в апреле 2000-го) Пшишляк был официально включен в состав АЛИСЫ. Его дебют состоялся на их концерте в мае.

Хотя современный репертуар АЛИСЫ полностью состоит изпесен Кинчева, свой материал сочиняет и Самойлов, в середине 80-х записавший сольный альбом. Михаил Нефедов в разное время играл в группах ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ и ДУБЫ-КОЛДУНЫ.


"Алиса. Дурень"


"Алиса. Солнцеворот"


Дискография

АЛИСА:



ДОКТОР КИНЧЕВ И ГРУППА СТИЛЬ:



СашБаш и АЛИСА:

  • Чернобыльские бобыли на краю света (2000)



"Алиса. Акустика. Часть 1. Пермь, 1988"


Алиса, "Алиса. Акустика. Часть 2"


"Алиса. Ст. 206, ч. 2"


© Андрей Бурлака, "оЗон"
 
Автор

Андрей Бурлака

Жуpналист, писатель, издатель, пеpеводчик. Родился в 1955 в Красноярске. С 1973 живёт в Ленинграде. В 1982 закончил Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики. В 1984-1988 pуководил отделом Рекламы и Инфоpмации Ленингpадского Рок-клуба; в 1984-1986 ...