Все разделы
  • @
  • «»{}∼

Слезы под звездами

Галерея отечественных музыкальных космонавтов

апрель 2001

Оставь отзыв первым!

В отечественной музыке тема Космоса присутствует не в меньшем объеме и не менее актуальна, нежели тема Хаоса. Российские исполнители то и дело обращаются за вдохновением к звездным высям и делают героями (порой даже - лирическими героями) своих произведений - космонавтов вообще и Ю. Гагарина в частности.

Традиция эта уходит корнями в далекие советские времена. Тогда косморомантика была широко представлена песнями всех жанров и направлений от официальной эстрады ("Он сказал: "Поехали!", "Я - Земля, я своих провожаю питомцев...") до полуподпольных бардов ("Корабль посадил я как собственный зад, слегка покривив отражатель...") Но настоящим звездным хитом прокатилась по стране песня псевдо-рок-группы с симптоматичным названием "Земляне" - "Трава у дома".

Современные любители "космической музыки" не собираются отставать от предшественников. Несмотря на то, чтонынешние дети не хотят уже поголовно быть космонавтами, их родители все еще по старой памяти хотят. Даже понимая, что это не очень возможно.

Причин такого интереса к космической тематике как минимум несколько. Но прежде всего, это конечно - пресловутая романтика. Особенно грешат частым упоминанием межпланетных пространств и космических объектов рокеры. Они как бы по определению люди более "духовные", чем попсовики или, скажем, электронщики.

Группа "Вопли Видоплясова" посвятила первому орбитальному путешественнику песню "Юра". Предпослав ей два эпиграфа - на русском и французском языках, как бы подчеркивая общемировое значение этого самого Юры.

Три, два, один - двигуни загули: "Я!"
Він рукой нам маха з неба: "Я!"


Лидер "Мегаполиса" Олег Нестеров воспел подвиг "Белки и Стрелки", а вскормленный и раскученный им "Ундервуд" - любовь простой земной женщины к космическому первопроходцу ("Гагарин, я вас любила").

Попсовики же, оставаясь по видимому в той же романтической традиции, на поверку оказываются с другой стороны баррикад: "Земля! Земля! Яинопланетянин!" ("На-На").


Земляне, "Земляне. Лучшие песни"


Вопли Видоплясова, "Вопли Видоплясова. Xвилi Амура"


Мегаполис, "Мегаполис. Негоро"


"На-На"


Они действительно из разных миров - "ВВ" и "На-На". Как и подобает лидеру отечественного рокапопса, "Мумий Тролль" пытается как-то снять это противоречие. Лирический герой песни "Инопланетный гость" с нетерпением и упованием ожидает прилета посланца с другой планеты.

Тогда быть может, может быть
Бессмертны станем мы
И сможем запросто летать
В далекие миры...


Но подобное прочтение космической темы чревато сползанием в болото эскапизма. Когда творческий человек вполне сознательно стремится бежать от реальности в "далекие миры".

"Манифестом" уклонистов, дезертиров и отказников является остромодная песня группы "Сплин" - "Линия жизни". За, казалось бы, жизнеутверждающим слоганом "Гни свою линию!" скрывается довольно жалкая изнанка:

Горят огни, сверкают звезды.
Все так сложно, все так просто.
Мы ушли в открытый Космос:
В этом мире больше нечего ловить!


Однако королем эскапады нужно признать конечно "Найка Борзова. Его лирический герой по жизни стремится куда-нибудь выскользнуть из реальности. То в загробный мир ("Последняя песня"), то в наркотические трипы ("Лошадка"), то в клинический мрак кретинизма ("Три слова"). "Верхом на звезде" - это побег в космос:

Верхом на звезде
Несусь на встречу ветрам,
К несбывшейся мечте
И снам...


Но сны рассеиваются, и мечта так и остается "несбывшейся". Наступает фрустрация. Оказывается таких как я, да ты, да "один мой товарищ" - не берут в космонавты! ("Манго-Манго"). Печальное открытие выливается в неизбывные страдания, как, например, у группы "Смысловые галлюцинации":

Я сижу на окне под звездами,
Жду удачу, считаю сдачу.
Для того небеса и созданы.
От того я теперь и плачу...


Мумий Тролль, "Мумий Тролль. Точно ртуть Алоэ"


Сплин, "Сплин. 25-й кадр"


Найк Борзов, "Найк Борзов. Супермend"


Смысловые галлюцинации, "Смысловые галлюцинации. 3000"


Сравнение себя с Гагариным повергает печальников в депрессию. А у особо буйных вызывает нестерпимый зуд свержения авторитетов и глумления над святынями. Таков "Монгол Шуудан" сосвой песней протеста "О Гагарине и мне".

И даже Гагарину Юрию
Я бросил бы в лицо наверняка:
"Ну, ты, парень, даёшь, в натуре!
А чем ты Юра лучше меня?"


В натуре о том же композиция "Кошмары" группы "Нож для Frau Muller". "Что люди услышали впервые из космоса?.." Вопрос достойный ответа. Ответ такой:

...И вот сижу опять в тюрьме.
Не светит больше солнце мне.
На нарах, бля. На нарах, бля. На нарах...


Смешно? Не очень! Хотя бы потому, что музыкальный прикол этот - бледная тень космо-эпического полотна группы "НОМ" образца 1996 года.

Альбом "Во имя разума" - своеобразный музыкальный аудиоспектакль о космической жизни землян в далеком будущем. Трехэтажный мат на орбите, сумасшедшие профессора, неуправляемые роботы, любовь космонавта, межпланетная мифология... "Во имя разума", пожалуй, единственныйв истории отечественной музыки серьезный опыт художественного освоения грядущей космической реальности.

Первопроходцы! Косморазведчики!
Гордость Земная и слава!
Первопроходцы, косморазведчики
Смело ведут светодавы!..


Напряжение сил участников коллектива было столь велико, что диск стал последней их совместной работой. После этого "НОМ" распался.

Тем не менее, интерес к космической тематике в музыкальных кругах остается явно повышенным. А значит,есть надежда, что на новом этапе своего развития наши "звезды" сумеют преодолеть космический декаданс и упадничество а ля станция "Мир".


Манго Манго, "Манго Манго. The Best, однако!"


Монгол Шуудан, "Монгол Шуудан. Паровоз Анархия"


Нож для frau Muller, "Нож для frau Muller. Алло супеrmen"


НОМ, "НОМ. Жир"


© Алексей Смирнов
 
В рубрике "Музыка"