Все разделы
  • @
  • «»{}∼

"Не учится английский? Методы обучения в корне неверны!" Интервью Михаила Шестова специально для Оzon.ru

декабрь 2004

Оставь отзыв первым!

Михаил Юрьевич Шестов - автор очно-заочных методов изучения английского языка "SupremeLearning: Modern English & Any Other Subject", широко известный в СНГ и на Западе журналист-педагогический обозреватель ряда международных средств массовой информации, лингвист-полиглот, автор книг-бестселлеров "Как Научить Себя Учиться и Обучать", "Да! Вы можете выучить любой язык и научить себя учиться эффективно" и "Как Быстро Выучить Английский" и др., подробно анализирующих, кроме традиционных, шарлатанские, интенсивные, ускоренные, инновационные и революционные методики изучения "с нуля" и совершенствования в гуманитарных дисциплинах, в особенности родном и иностранных языках. Советник "Дня Земли" и ряда других организаций ООН, российского и американского правительств по решению проблем "гарантированного переобучения" и повышения квалификации взрослых.

Просветительская деятельность Михаила Шестова широко освещается средствами массовой информации на 73 языках мира: CNN, ABC, "Новое русское слово" в Америке, "Комсомольская правда", "Учительская газета", "Коммерсант" в России, "BBC - World Service Television" в Великобритании, "Fuji-TV" в Японии и т.п.

Михаил Шестов - рекордсмен мира по работе на компьютере, создавший свою систему обучения и работающий на всех европейских и некоторых других языках планеты со скоростью до 960 знаков в минуту...

Информация об интеллектуальных достижениях Шестова по скоростной работе, корректированию и редактированию текстов на компьютере (на большинстве европейских и других языках), и его системе обучения занесена во всемирное издание Книги рекордов Гиннесса, международную энциклопедию "Who's Who of Professionals", Российскую Книгу феноменальных достижений человека "Диво" и др. подобные издания.

SupremeLearning Modern English. Версия 6.4
SupremeLearning Modern English. Версия 6.4


Бонусы

ВНИМАНИЕ! Бонусы, для купивших Заочный курс изучения английского языка "SupremeLearning Modern English & Any Other Subject" в Интернет-магазине Озон:



Интервью

Озон: Ваши достижения впечатляют, книга Рекордов Гиннесса, пресса, телеканалы... Но, более всего поражает тот факт, что это редкий случай, когда плоды личных достижений могут реально, практически помочь другим людям. Я говорю о применении Ваших методик при изучении иностранных языков, в частности - английского. Хотелось бы остановиться на этой тематике подробней.

    М.Шестов: Я сам был, с детства, объявлен всеми преподавателями и репетиторами неспособным учеником. "Учили" меня английскому, безрезультатно, годами. Только самоучитель г-жи Бонк отнял у меня полтора года жизни. В 1985 году, я пришел к выводу, что упражнения "развивающие" навыки устной речи, на которых построены все учебники, на самом деле обучают английской письменной грамматике! Поэтому, попав в ситуацию, когда незнание английского стало главным тормозом профессионального и творческого развития, я разработал свои, ни на что не похожие упражнения. В 1987 года я вел очные курсы быстрого совершенствования в языках, которые помогали всем. К сожалению, я не мог лично обучить более 100 человек в месяц (а количество желающих освоить язык, по моему методу, в начале 90-х годов, "зашкалило" за 100 тысяч человек), поэтому я начал записывать некоторые из моих лекций на аудио- и видеокассеты. Вот так, в 1995 году и появился на свет мой первый очно-заочный курс. А в 1997 - первый заочный. То есть к публикации "Всеобъемлющего" курса для заочных или самостоятельных занятий меня подтолкнуло желание помочь практически коллегам и людям любого возраста и уровня знаний (тем, у кого нет возможности заниматься у меня очно, и тем, кто безрезультатно посещает "школы" английского или не может следовать "простым" рекомендациям самоучителей), т. е., разработать действительно комплексный "постановочный" курс. Ведь в моих книгах, я давно описал как правильно учиться и обучать (полемики не последовало, а угрюмое "преподавательское молчание" - знак согласия), но и это не помогло. С тех пор, улучшились только рекламные тексты и "отзывы благодарных покупателей": теперь они новые и даже очень умные - идиллия, но не методики: "старые, как мир", странные или "без начала - без конца"... Сплошь и рядом: "зубришь слова или грамматику по книжкам - "запоминаешь" образами", "смотришь часами на мелькающие на экране слова", "кушаешь и слушаешь" или "слушаешь, читаешь и повторяешь"... Люди мне снова жалуются, что даже сотни повторений не помогают, да и психика, мол, тоже не укрепляется.


Озон: В чем суть метода Вашего метода изучения английского и радикальное отличие от многих других, заполонивших в последнее время российский рынок?

    М.Шестов: Человек до 12 лет (т.е. примерно до начала периода полового созревания) - это существо которое впитывает информацию. А после 12-14 лет это - человек становится существом готовым (в некотором смысле и с небольшими погрешностями) передавать информацию следующему поколению. И обучать человека после 12-14 лет (т.е. - взрослого) теми же методами просто ГЛУПО! Заставлять зубрить правила и повторять (произносить) слова "абы как" - тоже ГЛУПОСТЬ!

    ...Помните один из выпусков журнала "Ералаш", где мальчик повторяет вслух за голосом диктора, доносящимся с грампластинки: "I'm travelling down the river..."? Причем у ребёнка как раз получалось неплохо - молодой "цепкий" мозг, а вот у взрослых - имитирование англоязычных дикторов "c лету" - ну не идет пока. Это же надо додуматься - "сходу" навязывать взрослым слушателям "синхронизированное" повторение - за голосом диктора, "на слух", "на глаз", на "хорошей" скорости - фраз и предложений на втором (после китайского!) по сложности произношения и написания языке мира? ...Кроме невнимательного прослушивания или проcматривания, рьяного составления "своих" некачественных диалогов и чтения "нечленораздельного бормотания" за диктором-профессионалом (!) [e.g., "sit back, relax & learn", "whole brain approach", "глубо-о-кое погружение" - иногда "под музычку"] - гениальным педагогам, пока, предложить ученику нечего.

    Почему? Как ставить произношение, расширять словарный запас, учить взрослых качественному чтению вслух, имитированию речи носителей языка и спелленгу - ни американцы (или, к примеру, австралийцы), ни иностранцы и понятия не имеют. А без освоения навыков правильного произношения, ритма и интонации речи (а это возможно только через визуальную демонстрацию ученику такого замедления и детализации проговариваемых звуков и слов, чтобы их мог воспроизвести даже человек, которому "медведь "на рот" и на ухо наступил"), никто не сможет: ни английский свой улучшить, ни эффективно учиться, ни плодотворно работать в любой англоязычной стране!

    ...Полное погружение "не работает": кое-что ни "образами", ни "по догадке" (как в детстве) не усваивается. требуются пояснения нюансов на родном языке! Поэтому уважаемые "иностранные" лингвисты и не могут передать ученику свои знания ("Нам бы ваши проблемы..."). В подтверждение тому, до сих пор, совершенствование языка ни у самих авторов курсов "не идёт", ни тем более у их учеников... Как у М.Жванецкого: и на цыпочки "рядовой коллега" с лицом начитанного человека встаёт, и лоб морщит, и почти интеллигентно разговаривает (по-русски или по-испански), но этого еще явно недостаточно. Пусть позанимаются по собственным самоучителям или с местными педагогами - поэкспериментируют над собой.


Озон: Несколько провокационный вопрос - Вы считаете, что все другие методики, исключая Вашу, неэффективны?

    М.Шестов: Есть хорошие авторские методики для индивидуального обучения, авторам которых не дают развернуться существующие государственные и коммерческие образовательные "структуры". В некоторых методиках группового обучения присутствуют элементы здравого смысла - но только элементы. А для изучения языка нужна эффективная система-"матрица", которая подходит всем, а не только отличникам и хорошистам. Отсутствие законченных методов обучения иллюстрируется следующим фактом: преподавателям, которые "взялись" за английский, когда им было за 20 - бывшим выпускникам неэффективных курсов или "лингафонных" языковых вузов - самим переводчики и редакторы требуются! Поэтому им до сих пор и приходится нанимать для начитывания видео- и аудиокурсов англоязычных профессоров и актеров (Uncle Ben & Sister Martha will always help нам-митрофанушкам). Ну, не удалось пока самим авторам научиться качественно говорить и писать. Попросите любого по телефону произнести, целиком и по буквам, слова: "scissors" или "thirtieth"... Ни "расширять", ни "имитировать" они не умеют... Сапожники - все ещё без сапог.


Озон: Наверное, Ваших учеников очень интересуют следующие вопросы: "Когда я заговорю?" и "Сколько времени мне потребуется на совершенствование английского?"...

    М.Шестов: От 60 часов до 160 часов. Результаты зависят от точности следования методическим рекомендациям. Все дело в нюансах, как я уже упоминал. Приведу типичный пример. Приходит на очное обучение мама и ее девятнадцатилетний сын (кстати, лучший ученик одной из московских школ), его папа занимается дома по моим заочным материалам. Отец находится в США уже год, но общается с американцами с помощью жестов и нескольких фраз. Мама и сын недавно прибыли в страну, находятся под "иммиграционным стресом". Поэтому я, очень медленно и спокойно, адаптирую их к новым условиям. В течение 10 часов ставлю им произношение, одновременно ведя борьбу с желанием мамы объявить себя самой неспособной (она рефлекторно повторяет фразу: "У меня ничего не получится...") и привычкой сына-отличника постоянно вступать в диалог с преподавателем. Уговоры и намеки не действуют. Говорю им прямо: "Теперь вы будете делать только то, что я рекомендую. Разговоры и вопросы, без разрешения, запрещены." Эффективность обучения поднимается до обычного уровня. Конечный результат. Через 60 часов занятий, у отца (который не сомневался в своих способностях и не задавал ненужных вопросов) полностью снялся "страх речи". Матери, для достижения аналогичных результатов, понадобилось около 100 часов. Сыну понадобилось 120… До сих пор, периодически, заходит ко мне в школу, чтобы выслушать "нотации" на тему, что нужно было стараться, с самого начала, делать так, как говорят...


Озон: Можно научиться правильно говорить, не заучивая грамматические правила и конструкции предложений?

    М.Шестов: Если человек пытается вызубрить лингвистические термины и правила, он учит письменный, а не устный английский, уподобляясь ученому-лингвисту. В реальных жизненных ситуациях, о правилах никто не вспоминает. Язык осваивается или улучшается только через проговаривание грамматически безупречных фраз, с хорошим произношением, в результате чего, где-то в голове у ученика создается "правильный архив", который, в дальнейшем, мешает говорить неправильно! Нужно создать привычку говорить, почти правильно, в течение каких-то конкретных промежутков времени. Это называется "абсолютная грамотность" или "автоматизация добротных навыков". Так вот, существующие курсы учат сегментарному, "тематическому" (в магазине, в трамвае, в ресторане и т.п.) подходу к языку и не обеспечивают автоматизации речевого процесса.


Озон: На первый взгляд может сложиться впечатление что Ваш метод предназначен для взрослых, а как быть с детьми? Неужели они должны сначала учить английский "как придется", а только потом, по мере взросления, приступать к занятиям по Вашему методу?

    М.Шестов: Метод можно использовать для обучения детей, в возрасте от шести лет. Требуется просто обеспечить усидчивость на десять-пятнадцать уроков, по 40-45 минут. У них правильный "архив" формируется значительно быстрее, чем у взрослых. Материал очень интересный. Он вызывает привыкание к хорошему английскому. Приведу яркий пример. У меня занимались отец и сын, а в соседней комнате, находится их, соответственно, внук и сын, семи лет - носитель английского языка. Так вот, в один прекрасный день, он отложил фломастеры и попросился почитать вместе с папой и дедушкой... А обычно, как Вы знаете, детей очень сложно заставить учиться.


Озон: Ваш метод изучения английского языка воплотился в ЗАОЧНОМ курсе, Вы не могли бы пояснить - почему "родился" именно ЗАОЧНЫЙ вариант - а не для 100%-самостоятельных занятий?

    М.Шестов: По моему мнению, все курсы для самостоятельных занятий, в некотором роде, надувательство, так как подавляющему большинству людей требуются методические советы, то есть общение с опытным преподавателем. Поэтому, наилучшими способами обучения являются очные и заочные курсы.


Озон: Очень практический вопрос - как один и тот же заочный курс может использоваться и при изучении языка с "0" и при владении языком на определенном уровне? Или "интрига" заключается именно в том - что считать уровнем владения иностранным языком?

    М.Шестов: Благодарю Вас за замечательный вопрос. Дело в том, что и у преподавателей СНГ, и учеников никакого "уровня" то и нет. Все занимались по одинаковым учебникам. Ошибки все делают одинаковые. Этот "уровень" улучшить невозможно. Нужно сформировать новые навыки - параллельные неправильным. У тех, кто владеет каким-то там английским небольшое преимущество, так как мы не перечеркиваем и не удаляем старую (грамматическую, пунктуационную, лексическую) информацию, а используем ее как дополнительный архив. После нашего курса, любой ученик может свободно продемонстрировать, как он владел английским до прохождения через него...


Озон: Проводятся ли очные курсы для желающих изучить английский язык по Вашему методу?

    М.Шестов: Да, в середине декабря этого года мы будем проводить первые, после долгих лет перерыва, очные блиц-курсы в Москве.


Озон: Михаил Юрьевич благодарим Вас за интересный рассказ. Желаем Вам успехов в Вашей деятельности, а также успехов Вашим ученикам.

По итогам беседы с Михаилом Шестовым, можно с уверенностью констатировать - необходимо учить именно качественный английский! А если Вы осваивали "ломаный" вариант языка - то улучшить его, в разумные сроки, вы сможете только по методу М.Шестова или с репетитором - энтузиастом своего дела!


© Озон
 
В рубрике "Интервью"