Все разделы
  • @
  • «»{}∼

Оранжевое небо, оранжевая книга…

февраль 2006

Оставь отзыв первым!


Дмитрий Рудаков - человек многогранный. В отечественном IT-бизнесе он известен как один из основателей петербургской компании "Reksoft", входящей ныне в десятку ведущих российских аутсорсеров. В интернет-сообществе его знают как инициатора создания крупнейшего на сегодняшний день российского интернет-магазина OZON.ru. С недавних пор Дмитрий Рудаков стал известен как фотохудожник (его уровень подтвержден несколькими призами международных конкурсов) и активный пропагандист цифровой фотографии - на его сайте "Фотоскейп.ру" (http://www.photoscape.ru) публикуются новости этой отрасли, обзоры новинок, советы для начинающих, даже проводятся мастер-классы и фотосафари с выездом на натуру - когда на Байкал, когда в Африку...

А совсем недавно Дмитрий Рудаков выпустил "Оранжевую книгу цифровой фотографии", которая и стала поводом для этого интервью.

Фото из личного архива Дмитрия Рудакова

- Первая книга. Во-первых, поздравляю! Во-вторых, как тебе показался этот новый опыт?

    - Ничего, нормально так. Когда я начинал работу над книгой, то несколько переоценил свои возможности и недооценил сложность предстоявшей работы. У меня был уже наработан материал на "Фотоскейпе" (http://www.photoscape.ru), и я думал, что осталось только все это собрать вместе - вот и получится книга. Думал, что месяц, ну два - и все будет готово. А на самом деле я готовил ее год. Понятно, что я в это время не только книгой занимался, как писатель. Писателей как представляют: садятся они с утра и - пишут, пишут... Я писал в свободное время.


- Почему вообще возникла мысль сделать такую книгу?

    - С момента создания сайта, посвященного цифровой фотографии, я постоянно получал вопросы типа "посоветуйте, что по этой теме почитать". А я все никак не мог порекомендовать ничего, что было бы издано на русском языке. Нечего было практически посоветовать. Цифровая фотография ведь не так давно вышла на технический уровень, который представляет интерес для уважающего себя фотографа, переросла уровень туристических "мыльниц". Отечественных книг, посвященных этому направлению, или не было совсем, или их кто-то успешно прячет. К тому же, когда книгоиздание бросилось в коммерцию, хорошая обучающая литература оказалась в провале. За эти годы, мне кажется, даже умение писать такие книги почти исчезло. А издатели, такое впечатление, думали, что смогут компенсировать это выпуском переводной учебной литературы. На Западе много обучающей литературы, и переводить ее стали довольно много. Но чтобы переводить такие книги, нужно, во-первых, хорошо знать сам предмет, а с этим у большинства переводчиков наблюдались определенные проблемы. Во-вторых, не знаю уж почему, но даже самые яркие, живые, с юмором написанные книги переводились так, как будто это были инструкции к магнитофонам. Западный писатель прекрасно знает, как сделать книгу привлекательной. Он пишет часто от первого лица, делится личным опытом, и книга по цифровой фотографии у него получается такой же занимательной, как записки о путешествиях Джеральда Даррелла или Тура Хейердала. А переводчик почему-то все это транслирует в унылое "Если вы хотите сделать снимок, то нажмите на кнопку "спуск", обезличивает книгу, текст от первого лица заменяет на текст от третьего лица. Пропадает все удовольствие от чтения, да и усвоить чужой опыт так гораздо трудней. Может, я утрирую, но я ведь имею возможность сравнивать, и мне попадались несколько книг по тематике, которые были переведены именно так.


- Неужели совсем не было удачных изданий у нас?

    - Честно говоря, я не потратил достаточно сил, чтобы в этом убедиться. Но мне такие книги почему-то не попадались. Может быть, я слишком уж пристрастен. Но вот не попадались мне книги по цифровой фотографии, изданные в России на том же уровне, что и на Западе. Поэтому ко всем, кто ко мне обращался за советом, я рекомендовал большое количество замечательных западных книг, но для их чтения нужно как минимум знать английский язык. И те люди, которые этого языка не знают, постоянно жаловались на то, как им таких книг не хватает. Так и возникла идея - попытаться сделать книгу, которую я сам мог бы порекомендовать. Ну, вот она. Получилось или нет - пусть судят читатели, я свое дело сделал.


Фотографии из личного архива Дмитрия Рудакова

- По книге я понял, что задумывал и писал ты не учебник по цифровой фотографии, а, скорее книгу о цифровой фотографии как об искусстве, о собственном опыте. В книге получилось очень много тебя: и личная подача, и интонация чувствуется.

    - Я тут ничего не выдумывал. Когда я учился, то читал книги, авторы которых не просто излагали теорию цифровой фотографии, а делали читателя сопричастным к своему опыту, к своим удачам. Что-то из описанного в книгах можно было повторить на практике, какие-то направления были намечены, но оставлены на усмотрения читателя, как бы для самостоятельного освоения. Прежде всего творческие вещи, конечно. Вот и я так старался: и чтобы свой опыт показать, и, в то же время, его не навязывать. Главное, чтобы читателю было и интересно, и полезно. Ну, и интонация человеческая, чтобы это не напоминало засушенный текст учебника с перечислением настроек камеры.

    Хотелось сделать книгу именно о фотографии как об искусстве, а искусству ведь очень сложно учить. Я в книге привожу пример из своего опыта. Я учился в художественной школе, и вспоминаю, как нас учили. И вот ничему особенному нас не учили: сажали перед каким-нибудь натюрмортом или натурщиком - и мы рисовали. А преподаватель ходил за нашими спинами, смотрел, советовал что-то, а иногда просто садился на наше место и рисовал. Все обучение - это практика и анализ и оценка того, что делают другие. Поэтому невозможно в отсутствие практического опыта взять и научить фотографии как искусству, но вполне реально рассказать об этом, о своем практическом опыте, чтобы другие, может быть, что-то взяли из него.


- Мне всегда был интересен как раз вот этот момент, когда количество снятых фотографий вдруг переходит в качество. Когда приобретается достаточный опыт, чтобы действительно удачная с художественной точки зрения фотография воспринималась не как случайность, а как закономерный творческий итог, к которому автор сознательно стремился. То есть, вот есть несколько этапов развития фотохудожника: когда он просто снимает, нарабатывая опыт, потом когда он набивает руку, нарабатывает профессионализм, и последний - когда опыт превращается в мастерство. Был у тебя момент, когда ты почувствовал, что очередной этап пройден?

    - Ну, не знаю... Может быть, дело в том, что это ощущение не мгновенное, оно накапливается со временем. То есть, ты понимаешь, что уже можешь считать себя профессионалом, но сам момент приобретения этого статуса уже пройден, остался в прошлом. Вот я обнаружил, что количество сделанных мной фотографий перевалило за несколько тысяч, и в то же время осознал, что среди этих тысяч снимков есть несколько десятков отпечатков, которые могут считаться не просто фотографиями, а претендуют, на мой взгляд, на статус произведений искусства. Я говорю "на мой взгляд", потому что объективности тут быть не может. Я не могу абстрагироваться от того, например, какая история у меня самого связана с этой фотографией, как я полз по скалам или погружался под воду. Все это придает снимку в моих глазах какой-то дополнительный смысл. А зритель этим не отягощен, он видит только готовую картинку и судит только ее. Сторонний взгляд гораздо более важен. Снимки ведь делаются для зрителей.


Фотографии из личного архива Дмитрия Рудакова

- Для участия в конкурсах фотографий у тебя мотивы были такие же?

    - Да, потому что всегда хочется понять, чего ты стоишь не только в своих глазах и глазах своих близких, но и получить стороннюю оценку, которой мог бы доверять. Участие в конкурсе - хороший способ сравнить свои работы с работами заведомо высокого уровня. Помню, когда-то читал книгу одного западного фотографа, который был участником и победителем многих фотоконкурсов, у него целая глава была этим конкурсам посвящена. Я тогда подумал еще: вот, сейчас узнаю, как победить в конкурсе. Оказалось, что рецепт он давал очень простой: надо просто в этих конкурсах участвовать. Если делать это регулярно, если не относиться к своим поражениям как к трагедиям, а делать из них выводы, то результат не замедлит сказаться. По прошествии времени, учитывая мои результаты, могу сказать, что он был совершенно прав. Нет ничего сверхъестественного в том, чтобы победить на международном конкурсе, надо просто в них участвовать, и делать это настойчиво и регулярно.


- У тебя какие победы на счету?

    - На международном конкурсе в Куала-Лумпуре первое место в конкурсе черно-белой фотографии, темой там была подводная широкоугольная фотография, и на одном американском конкурсе получил Гран-При за цветной подводный снимок.


- То, что оба конкурса были на тему подводной фотографии - это не случайность?

    - Нет, конечно. Индустрия таких конкурсов обширна, их организаторы стараются четко определить тематические границы, чтобы конкурсные работы были сопоставимы по тематике. Ведь нет конкурсов на лучшую фотографию вообще, мне кажется, они в принципе невозможны - всегда нужны ясные критерии, по которым снимки можно сравнивать... А почему именно подводная фотография - потому что конкурсов на эту тему не уж так много, их условия, критерии и правила более или менее понятны. Если хорошо знаешь эти критерии и правила, то шансов попасть на него и победить больше. Но на самом деле подводная фотография не является для меня единственным любимым жанром...


- Да, по книге это видно...

    - ...На подводные снимки у меня уходит примерно четверть времени, которое я отдаю фотографии.


- Тогда вопрос о ландшафтной съемке. Есть знаменитые места, куда каждый день приезжают фотографировать десятки людей - например, те же каньоны в Аризоне. С точки зрения непрофессионала, если люди снимают в одно и то же время с одной и той же точки, у них получаются одинаковые снимки. Сотни одинаковых снимков. На практике же до уровня шедевра дотягиваются только единичные отпечатки...

    - Тут же не только сама съёмка... Одинаковых фотографий вообще не бывает: камеры у всех разные, оптика разная, установки, экспозиция... В таких случаях может сыграть самая неожиданная деталь. Солнце чуть-чуть село, угол освещенности изменился, контраст - и картинка уже совсем другая. Ну, вот я наснимал варианты пейзажа. Но это же только начало. Автор снимка не только ведь нажимает на спуск, я считаю, он еще должен результаты своей работы донести до зрителя. Цифровая техника позволяет сразу же оценить снимок в целом, но потом еще предстоит отбор, обработка. Некоторые снимки становятся по-настоящему хорошими только после кропотливой доводки. Есть и другая точка зрения: что фотограф должен выбрать точку съемки, ракурс, установки - и все. Сделал все, что мог. Дальше пусть работают другие. Проявка плёнки, или обработка картинки - это уже не работа фотографа. Но я считаю, что автор снимка может участвовать в процессе подготовки отпечатка на каждом этапе. Это дает мне право отвечать за конечный результат.

    Некоторые думают, что цифровая обработка фотографии делается для того, чтобы искусственно привнести туда что-то, чего на снимке изначально не было. Люди как будто забывают, что способы модификации фотографий - ретуширование, тонирование, усиление контраста, резкости и прочие приемы, - существовали задолго до появления компьютеров.


Фотографии из личного архива Дмитрия Рудакова

- Вспомнить хотя бы, что Михаил Горбачев на газетных и официальных фотографиях всегда был без родимого пятна...

    - ... Я хотел сказать, что использование цифровых технологий дает фотохудожникам массу возможностей, и только от них самих зависит, как этими возможностями распорядиться. К тому же, фотография даже теоретически никогда не может полностью верно передать то, что видит человеческий глаз. Оптика, проявление плёнки, печать фотографии - все это вносит искажения. У цифровой техники другие искажения, и, кстати, их можно гораздо эффективнее учитывать. Кстати, в книге я на этом довольно подробно останавливаюсь.


- Ну, и последний вопрос. В книге воспроизведены множество твоих работ. Ты их выставляешь где-нибудь?

    - В прошлом году выставка была в Питере. Будет большая выставка в Москве на Гоголевском бульваре в конце июня. Даже не столько выставка моих личных работ, сколько выставка работ участников нашего фотосафари, которые вместе с нами ездят по миру и фотографируют. У нас сложилась и постоянная группа, и новые люди к нам постоянно присоединяются. Группа постоянно растет, и недавно мы поняли, что наснимали уже столько, что нам под силу сделать большую выставку, которая, на мой взгляд, будет интересна всем.


© Сергей Бережной, OZON.ru
 
В рубрике "Интервью"
 
Автор
Сергей Бережной

Сергей Бережной

Родился в Севастополе. В 1984 году поступил в Севастопольский приборостроительный институт (специальность "электронно-вычислительные машины"). В 1984 году пришел в севастопольский КЛФ "Сталкер", КСП "Ахтиар" и СТЭМ СПИ. В качестве актера СТЭМа участвовал ...