Мы собрали 6 мест, где можно увидеть действующие маяки, и рассказываем, как можно туда попасть
Первые маяки в России были построены в начале XVIII века по указу Петра I. Они служили для навигации судов ночью, в непогоду и вблизи опасных берегов. Сегодня одни из них заброшены, а другие по-прежнему выполняют свою основную функцию.
Путешествие к маяку начинается с билетов. Ozon поможет на них сэкономить: маркетплейс позволяет сравнивать предложения разных авиакомпаний.
Это самый южный маяк России. Он находится в одноимённом посёлке на мысе Гамова в юго-западной части Приморского края. Место притягивает туристов своим завораживающим видом. Маяк был построен на рубеже XIX–XX веков. Его высота составляет 50 м. Главная достопримечательность — старинный колокол, который оповещал морские суда о густом тумане и других капризах погоды. Световой сигнал маяка виден на 56 км. Он всё ещё служит ориентиром для судов, идущих из залива Посьета в Амурский залив.
Совет туристам. Маяк охраняется. Свободного доступа к нему нет. На территории следят за порядком охранник и ротвейлеры, а на заборе висит огромный баннер с надписью, что на территорию заходить нельзя. Без разрешения этого правда лучше не делать: проникновение будет считаться правонарушением.
Как добраться:
Мыс Гамова располагается в Хасанском районе, в 230 км от Владивостока. До бухты Витязь идёт хорошая асфальтированная дорога. Дальше — до маяка — можно доехать только на внедорожнике. Если вы на легковом автомобиле, лучше его оставить в Витязе и пойти пешком (в одну сторону около 10 км), либо взять экскурсию на джипах. В бухте Витязь располагается много баз отдыха, предлагающих экскурсионные программы, которые включают и поездку до маяка. Средняя стоимость — 5000 рублей с человека.
Координаты: 42°33'24"N 131°13'5"E
Один из самых высоких традиционных маяков в мире находится в Ленинградской области. Его высота вместе с лампой — 74 м. На вершину маяка ведут 366 ступенек. Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни во время блокады Ленинграда.
Свет его прожектора виден за 40 км. Он осуществляет навигацию по Ладожскому озеру. Находится в очень живописном месте — от маяка можно выйти на каменистый Стороженский мыс, к берегу Ладоги.
Совет туристам. Маяк принадлежит Министерству обороны России и находится под постоянной охраной. Доступ для частного посещения закрыт. Рядом есть база отдыха «Мир маяков» с видом на Ладожское озеро. Здесь можно пообедать в кафе или остановиться на ночь. Двухместный стандартный номер обойдётся в 3000 рублей.
Как добраться:
Своим ходом можно доехать на электричке с Ладожского вокзала до станции Ладожское Озеро (время в пути чуть более часа). Оттуда пройти пешком примерно полтора километра, и издалека будет виден маяк. На машине нужно доехать до посёлка Ладожское Озеро. Чтобы подъехать поближе, держите путь в сторону базы отдыха.
Координаты: 60°07'07.7"N 31°04'49.4"E
Этот маяк находится на мысе Бринера, на берегу Японского моря. Построен в 1954 году. Первоначально маяк назывался «Тетюхе». В 1977 году его переименовали в «Рудный». Ещё у него есть неофициальное название — маяк Бринера, поскольку он расположен на одноимённом мысе. Юлий Иванович Бринер — владивостокский купец и промышленник.
Высота маяка — 15 м. Он не круглый, как многие другие. Белая каменная башня имеет восемь граней и форму усечённой пирамиды с фонарным сооружением. Маяк выполняет функцию обеспечения входа и выхода судов в порт Рудная Пристань.
Совет туристам. Посетить территорию маяка можно, а вот зайти внутрь получится, если сможете договориться со смотрителем.
Как добраться:
Из Владивостока надо держать курс на Дальнегорск. Расстояние в 530 км неблизкое, но оно того стоит. После Дальнегорска следующими ориентирами будут населённые пункты Сержантово, Мономахово и Рудная Пристань. Перед указателем «Рудная Пристань» надо повернуть направо, к посёлку Смычка. Проехав мимо Смычки чуть более 1 км, вы упрётесь в пляж, откуда уже виден маяк. С пляжа к нему проложена тропинка — путь наверх займёт всего 5 минут. Добраться до «Рудного» получится в любое время года и на любом автомобиле.
Координаты: 44°20'35"N 135°50'25"E
Маяк находится на одноимённом мысе, в западной части Крыма. Частые штормы и скальный рельеф береговой линии делали эту местность опасной для морских передвижений, поэтому нужен был маяк. Его построили в 1816 году из белого инкерманского известняка, высотой 38 м. Свет от маяка раньше исходил благодаря масляной лампе, сейчас же в нём установлена лампа с мощными линзами. Дальность светового сигнала — более 30 км. На вершину маяка ведёт чугунная лестница из 142 ступеней.
Сооружение сумело пережить землетрясение в сентябре 1927 года и чудом уцелело в Великую Отечественную войну. Немцы заложили под него динамит и даже подожгли бикфордов шнур, но местные жители вовремя это заметили. Сейчас маяк указывает путь на Севастополь и Херсонесский маяк.
Совет туристам. Зайти внутрь не получится, зато можно прогуляться вокруг маяка и вдоль побережья.
Как добраться:
До маяка можно доехать из посёлка Оленевка на автомобиле или велосипеде. Расстояние между ними чуть больше 3 км.
Координаты: 45°20'48.9"N 32°29'39.2"E
Маяк находится в курортном городе Геленджик. Если бы не традиционная красно-белая разметка навигационных сооружений и табличка на ограде, можно было бы смело принять его за корпус санатория или гостиницу. Двухэтажное здание в стиле модерн, с нарядной отделкой и балконом, включало в себя, помимо рабочей части маяка, ещё другие служебные и жилые помещения. Отсюда такая нетипичная постройка.
Геленджикский маяк не зря носит название «створный»: у него есть три створки, которые горят красным-зелёным-красным светом. Кораблям нужно идти таким образом, чтобы всегда был виден зелёный свет. Навигационная башня бесперебойно работает уже более 100 лет и обеспечивает безопасность кораблей при входе в Геленджикскую бухту.
Совет туристам. Маяк охраняется, но на его территорию можно зайти в составе экскурсионной группы. Ищите тур по Геленджику с посещением Створного маяка.
Как добраться:
Маяк находится в черте города по адресу: Лермонтовский бульвар, 22.
Координаты: 44°34'28"N 38°4'5"E
Это, пожалуй, самый скрытный маяк. Он стоит на холме, в лесу, через дорогу от берега. Маяк был построен в 1872 году и представлял из себя белую 15-метровую башню, которая соединялась с каменным караульным домом. Но во время Великой Отечественной войны маяк разрушили. Полностью реконструирован он был в 70-х годах. Сегодня он продолжает свою работу, помогая судам в Финском заливе обходить опасные отмели.
Совет туристам. Маяк тяжело фотографировать: с земли и с воды навигационную башню почти не видно. Единственный вариант — съёмка с квадрокоптера. Посторонних на территорию маяка не пускают, но можно попробовать уговорить смотрителя и подняться по винтовой лестнице наверх, к самому фонарю.
Как добраться:
До маяка можно доехать на автобусе № 830 от Парнаса или на электричке с Финляндского вокзала до Зеленогорска, а оттуда на автобусе № 420. Путь на машине из центра Санкт-Петербурга займёт меньше двух часов.
Координаты: 60°11'8"N 29°1'47"E
Фото: Shutterstock