Ozon logo Ozon Club logo
Журналы

Что такое игрушки Монтессори и почему их так называют?

В чём суть методики Монтессори? Методика Монтессори рассчитана на детей от 2-3 лет.

Игрушки Монтессори – это игровой развивающий материал. Называют их так в честь итальянского педагога Марии Монтессори. В начале XX века она разработала уникальную систему раннего развития детей, которая остаётся популярной вплоть до наших дней. В статье расскажем об основных принципах данной методики, рассмотрим, чем игрушки Монтессори отличаются от обычных, назовём самые популярные и полезные для развития детей.

В чём суть методики Монтессори? 

Методика Монтессори рассчитана на детей от 2-3 лет. Её суть в том, чтобы создать свободную игровую среду, в которой ребёнок сможет обучаться и развиваться в своём темпе. Педагог считала, что дети способны самостоятельно познавать мир и делают это лучше практически, а не через рассказы воспитателя. Ещё она была против оценок, т.к. полагала, что они формируют страх критики и подавляют инициативу.

Большое значение в данной методике отводится развитию сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, способности доводить дело до конца – всё это важные составляющие успешного обучения. Развивать их помогают специальные игрушки, они отличаются от обычных, у них другие задачи и другой способ использования. 

Чем развивающие игрушки Монтессори отличаются от обычных?

Вот пять главных критериев, которым должны соответствовать игрушки по Монтессори:

  1. Натуральные материалы. Дерево, ткань, глина, картон, камень – каждый природный материал обладает своим уникальным свойством: тёплый или прохладный, шероховатый или гладкий. Прикасаясь к подобным поверхностям, дети углубляют тактильные ощущения, которые в раннем детстве являются одним из основных способов познания мира. Особенно популярны деревянные игрушки Монтессори: дерево тёплое, оно греет ладошки, поэтому с ним приятно играть.
  2. Направлены на решение одной задачи. Игрушки Монтессори простые, они не перегружены отвлекающими элементами. Это позволяет ребёнку полностью сконцентрироваться на задаче, быстрее с ней справиться и освоить определённый навык.
  3. Удобны для детей. Игрушки должны подходить по размеру к маленьким детским ладошкам. Слишком крупные не дадут правильно отрабатывать захваты и тренировать пальчики. Это относится и к предметам быта. Например, при обучении самостоятельно кушать, выбирают небольшие ложки и вилки, удобные для детских рук.  
  4. Дают реальное представление о мире. Никаких единорогов, сказочных драконов и летающих котов – игрушки Монтессори отражают реальный мир. Они похожи на настоящих животных, предметы быта, растения, автомобили. Это помогает детям сравнивать и классифицировать информацию, узнавать новое и успешно решать одну из главных задач детства – адаптироваться к окружающему миру.
  5. Соответствуют стадии развития ребёнка. Чтобы малыш смог справиться с задачей, игрушка должна соответствовать его возрасту. Например, в 2 года вряд ли получится собрать пазл из 6 и более элементов, поэтому ребёнок быстро потеряет к нему интерес. Во время игры важно добиваться поставленных целей, получать опыт успеха, это даёт мотивацию к обучению, формирует уверенность в своих силах.

Детские игрушки Монтессори используют в специальных Монтессори-классах. Их также покупают родители, которые стремятся развивать детей и хотят, чтобы игры не только развлекали, но и приносили пользу. 

Популярные игрушки и материалы по Монтессори

Перечислим игрушки и развивающие материалы, которые тренируют мелкую моторику, помогают обучаться и соответствуют принципам Монтессори:

  • Сортеры, пирамидки, пазлы и лабиринты. Это детские логические головоломки, они отлично развивают мелкую моторику рук и когнитивные функции мозга. Пирамидки и сортеры, например, учат сопоставлять и анализировать информацию, ведь чтобы правильно сортировать фигуры, нужно учесть много данных. Лабиринты хорошо развивают пространственное мышление, пазлы – логику и внимательность. 
  • Шнуровки. Бывают разного вида: в одних нужно нанизывать бусины, в других просовывать шнурок через узкие отверстия. Подобные игры требуют определённой сноровки, поэтому прекрасно развивают ловкость пальчиков, координацию и навыки захвата, к тому же учат зашнуровывать обувь.
  • Счётный материал. Прежде всего это классические счётные палочки, их можно сортировать по цветам, составлять из них фигуры и пересчитывать. Они помогают освоить азы математики, развивают вычислительные навыки. Вместо палочек можно использовать цветные прищепки, игры с ними хорошо тренируют координацию движений и щипковый захват.
  • Волшебные коробочки. Это небольшие ящики с выдвижными отсеками и прорезями, в которые нужно просовывать фигуры. Дети с удовольствием играют с коробочкой, т.к. любят что-нибудь куда-нибудь проталкивать. Фигуры сортируют по цвету, форме, сопоставляют с картинками, которые идут в комплекте.
  • Музыкальные инструменты. Развивают чувство ритма, музыкальный слух и внимание. Особенно дети любят металлофоны и ксилофоны, они радуют малышей приятными звуками и тем самым заряжают положительными эмоциями. 
  • Балансиры. Развивают координацию, ловкость, мышление, зрительное внимание. Представляют собой основу, которую нужно уравновесить с помощью дополнительных элементов.  
  • Карточки с изображениями и фигурки, имитирующие реальные объекты мира. Наборы «фрукты-овощи», «животные», «профессии» помогают детям получить реальное представление об окружающей действительности и быстрее к ней адаптироваться.
  • Бытовые предметы и их аналоги. Занимают важную роль в системе Монтессори. Небольшой шкаф, одежда с пуговицами и молниями, детская посуда – всё это помогает формировать навыки самообслуживания. Сюда же можно отнести бизиборды с бытовыми предметами: щеколды, замочки, окошки, дверцы вызывают большое любопытство, дети с интересом их исследуют. 
  • Календари и часики. Время нельзя потрогать и взять в руки, поэтому детям сложно объяснить, как оно «работает». Календари и часики в этом помогут, они наглядно демонстрируют, какое сегодня число, месяц, год, как быстро меняются дни и идёт время. 
  • Природные материалы. Листья, желуди, ракушки, камешки, крупы – всё это хороший материал для игр. Дети любят их перебирать и рассматривать: сортируют, раскладывают по коробочкам, собирают из них картинки. В процессе развивается сенсорика и тактильные ощущения. Природные материалы можно использовать и в сюжетно-ролевых играх, например, «продавать» ракушки в импровизированном магазине, «готовить» блюда из круп и приглашать гостей к столу. Подобные развлечения хорошо развивают социальные навыки. 

Некоторые мамы делают игрушки Монтессори своими руками. Например, можно сшить ребёнку сенсорный коврик из лоскутков ткани разной текстуры (бархат, атлас, плюш, кожа) или миниатюрные цветные подушки на липучках, которые собираются в яркую пирамидку. Ещё можно сделать сортер из жёсткого картона, коробку-копилку, маракас из баночки, наполненной фасолинами. Подобных вариантов много!

Игрушки Монтессори полезны для детей – это доказано. Они дают ценный практический опыт, помогают правильно развиваться. К тому же малыши обожают с ними играть, а мамы получают лишние полчаса для отдыха.