Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Ребенок в саду

Детский сад в новой стране: как помочь ребенку?

Для любого ребенка переезд — это вызов чувству безопасности. Детям важно привычное, понятное, а любые перемены требуют адаптации.

Дина Батий Журналистка, переводчица, мама двоих детей

Как помочь малышу в этот период? Как его подготовить к детскому саду в другой стране? На что в обращать внимание в его поведении? Обо всём этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, психологом и юнгианским аналитиком Юлией Овчинниковой, которая создала проект «Психология эмиграции». 

Родителям при переезде главное не впадать в крайности. Одни думают, что ребенок еще совсем маленький, и переезда не заметит. Это не так. Другие считают, что адаптация — это очень тяжело, а ребенок — жертва обстоятельств. Это тоже преувеличение.  

Адаптация в новой стране — дело непростое, но посильное. Однако если сразу после переезда малыш ещё идёт в садик, то ему сложнее вдвойне. В этот момент задача родителей — помочь привыкнуть к новым обстоятельствам.

Сначала позаботьтесь о себе

Первый год после переезда вся семья испытывает стресс, а для маленьких детей эмоциональный фон в семье — это главное. Подумайте, как облегчить себе адаптацию, что вас может поддержать в это время. Постарайтесь найти свои точки опоры.

Если вы чувствуете сильную тревогу, постарайтесь отделить её от ребенка. Если у вас очень сильная ностальгия, не стоит это обсуждать с детьми, поговорите об этом с друзьями, партнером или психологом. Помните, что вы не одиноки, всегда можно обратиться за поддержкой к психологу или другим родителям, переехавшим в новую страну с детьми.

Сохраните в новой стране распорядок дня и ритуалы

Окружите ребенка знакомыми предметами, которые вы привезли из родной страны. Дайте ему почувствовать, что хотя место вашей жизни изменилось, ваша эмоциональная близость осталась прежней. Нередко кто-то из родителей берет отпуск на первые недели, чтобы быть рядом с ребенком. Если у вас есть такая возможность, воспользуйтесь ею. 

Постарайтесь воссоздать структуру дня, к которой привык ребенок: как вы завтракаете, собираетесь в сад, чем занимаетесь вечером. Проговаривайте ребенку, кто его отводит в сад, а кто забирает. Предсказуемость и ритуалы дают детям чувство безопасности и порядка. Это особенно важно на новом месте и в период адаптации к садику.

Подойдите осознанно к выбору сада

Детские сады в других культурах могут сильно отличаться от привычных нам. Это не значит, что они не подходят вашему ребенку. Может казаться, что там недостаточно уютно или красиво, но это может быть специфика страны. Расспросите других родителей о местных садах и их выборе, почитайте отзывы. Если говорят, что садик хороший, обязательно уточните, чем именно он хорош, так как критерии у всех разные.

Обращайте внимание на то, насколько мультинациональный этот садик. Если там много детей из других стран, значит, у сотрудников хороший опыт взаимодействия с ними и есть методики работы с теми, кто пока не говорит на их языке. Убедитесь, что в саду компетентный персонал, так вам будет спокойнее, а значит — и ребенку тоже.

Обязательно познакомьтесь с воспитателем, расспросите про сад, расскажите про своего малыша. Если вам комфортно с этим человеком и вы знаете, что ваш ребенок ладит с такими людьми, то, скорее всего, всё будет хорошо. Постарайтесь поддерживать связь с воспитателем, спрашивайте, как ребенок ведет себя в саду. Если вам не хватает знаний языка, найдите кого-то из знакомых, кто будет в роли переводчика. Так вы будете знать, что происходит с ребенком, как он адаптируется.

Покажите ребенку садик заранее

Познакомьте ребенка с садом еще до того, как он начнет ходить туда постоянно. Найдите фотографии садика в интернете, покажите ему их. Расскажите, как там всё устроено, сколько детей в группе, чем они занимаются в течение дня.

Дойдите вместе до садика. Пусть он узнает, каким путём будет до него добираться, как выглядит здание и территория вокруг. Стоит сходить на пробный час, увидеть всё изнутри. Всё это помогает ребенку привыкнуть к новому месту, делает садик знакомым и не страшным.

Составьте с ребенком его личный мини-словарик

Примерно за полгода ребенок четырех-шести лет осваивает язык новой страны. Бывает, что это занимает больше времени. Если он идёт в сад сразу после переезда, объясните, что там разговаривают на языке, который он пока не знает, но постепенно выучит. 

Можете дома научить его самым важным словам: «кушать», «пить», «хочу в туалет», «мне больно», «плохо себя чувствую». На первое время хватит пяти-десяти слов. Стоит еще разработать систему жестов, потому что иногда от страха дети забывают новые слова. Объясните воспитателю значение некоторых движений, чтобы он мог понять потребность ребёнка.  

При этом постепенно погружайте ребенка в новую языковую среду: показывайте мультфильмы на другом языке, слушайте песенки, общайтесь с местными. Если в детском саду есть дополнительные занятия для того, чтобы подтянуть язык, воспользуйтесь ими. Но только не подгоняйте адаптацию. Не паникуйте, если ребенок учит новый язык очень медленно. У детей разные темпы. Отведите на это несколько месяцев, и если дело совсем не двигается — наймите репетитора

Обращайте внимание на состояние ребенка после сада

Не пугайтесь, если утром ребенок говорит, что не хочет идти. Это может быть реакция не на садик, а на разлуку с вами. Маленьким детям сложно расставаться, а после переезда становится ещё тяжелее.

При этом важно обращать внимание на то, как ребенок себя чувствует после детского сада. Если он спокойный, немного уставший, рад вас видеть — всё нормально. Если просит ненадолго остаться и поиграть еще — это хорошо. 

Определенные эмоциональные проявления могут говорить о том, что адаптация проходит непросто:

  1. Гнев, ярость, злость. Если у ребенка повысилась агрессия, значит, идет эмоциональная перегрузка, и ему трудно с ней справляться.
  2. Тревога. Ребенок стал хуже спать, больше плакать, не отпускает вас от себя, играет только с детьми младшего возраста — всё это признаки повышенной тревоги. 
  3. Уход в себя. Если ваш ребенок стал более тихим и спокойным, гораздо более послушным, чем обычно, стоит тоже присмотреться. Такое поведение может быть удобно взрослым, но, как правило, это означает, что ребенку некомфортно, его что-то беспокоит.

У детей нередко чувства выражаются через тело, поэтому обращайте внимание и на соматические проявления. Например, ребенок может жаловаться, что болит живот или голова, вдруг снова появились проблемы с горшком, возникли какие-то простуды или аллергии. Это сигналы, на которые родителям стоит обратить внимание.

Выясните причину проблем с адаптацией и обратитесь за помощью

Если вы видите признаки того, что ребенку тяжело, попробуйте понять, почему. Все ли в порядке у вас дома? Не ощущаете ли вы сами повышенный стресс или тревогу? Дети быстро подхватывают состояние родителей.

Поговорите с воспитателем и разузнайте, что происходит в саду. Может, у ребенка не сложился контакт с другими детьми или же с самим воспитателем, и надо что-то предпринять.

Можно выяснить причину тревоги и иными способами. Предложите малышу нарисовать детский садик. Через рисунок ребенок выражает и регулирует свое состояние. Поиграйте с ребенком в садик — с помощью кукол или лего-человечков. Посмотрите, какие сцены он воспроизводит, есть ли там конфликты. Если да — попробуйте предложить их разрешение. 

Две-три недели для адаптации в саду — это нормально. Если же эмоциональные признаки стресса сильно выражены, длятся долго и никаких улучшений не происходит — обратитесь к детскому психологу.

Адаптация — это всегда стресс. Важно, чтобы он не был запредельным. Нормальный уровень стресса способствует развитию, особенно когда дело касается переезда: ребенок выучивает новый язык, у него обогащается культурный опыт, расширяется представление о себе, появляются дополнительные социальные навыки.