Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Парень на самокате в рампе

Гид от райдера: трюковой самокат для новичков и профи

Как найти отличную модель, чтобы делать трюки в пуле и рампе

Владислава Сосна Поговорила с Артёмом Степченковым о лучших трюковых самокатах

Самокат позволяет, отталкиваясь одной ногой от земли, комфортно и быстро передвигаться по улице. Но в продаже сегодня есть не только городские модели для взрослых и детей, отдельная категория — специальные трюковые. Вместе с опытным райдером, участником Федерации самокатного спорта и крупнейшей школы KSS School Артёмом Степченковым выбираем самокат для катания в пуле и рампе и изучаем несколько моделей. 

Особенности трюковых самокатов 

Назначение транспортного средства говорит само за себя — выполнение трюков. Для этого такой самокат должен обладать следующими характеристиками.

Жёсткая конструкция — у трюкового самоката в отличие от большинства городских моделей отсутствуют складной механизм и регулировка высоты руля. Все элементы имеют прочную конструкцию — это нужно для того, чтобы самокат не только выдерживал вес райдера, но и повышенную нагрузку, связанную с трюками. 

У трюкового самоката должны быть жёсткая конструкция, чтобы делать прыжки и другие элементы

Грипсы — если по-простому, ручки. Главные требования к ним — нескользящие и из прочного материала. Конечно, мягкие накладки комфортнее лежат в руках, но и риск получить травму в таком случае значительно выше.

Эргономичные колёса — они должны быть лёгкими, долговечными и износостойкими. Трюковые модели самокатов чаще оснащены колёсами диаметром 100 мм, но бывают и 110–125 мм. Чем больше диаметр, тем выше скорость, но хуже устойчивость. 

Ещё одна важная деталь — подшипник. Детали с индексом 7 и 9 считаются среди райдеров более надёжными. Не стоит забывать и о жёсткости колеса. Маркировка 84А и более свидетельствует о его прочности и долговечности. 

Тормоза — в городских самокатах тормоз чаще расположен только над задним колесом. В некоторых трюковых моделях тормоза установлены на обоих колёсах. Но насколько этот момент принципиален, каждый райдер решает сам, со временем адаптируя самокат под себя. 

«В нашем спорте существуют особенности, которые влияют на внешний вид и параметры самокатов. Например, плоское дно доски позволяет скользить. Рулевая система даёт возможность вращать самокат и выполнять различные трюки. Металлические сердцевины в колёсах повышают их прочность. Таких нюансов много. 

Со временем большинство райдеров собирают свой самокат по отдельным деталям (благо многие заменяемы), отталкиваясь от стиля катания и собственных предпочтений», — комментирует Артём Степченков, райдер с 12-летним опытом. 

Разный самокат для разных целей

В самокатном спорте существуют разные стили катания. Выбор модели зависит от опыта райдера и того, какое направление он представляет. 

Стрит — уличный стиль. Признан большинством райдеров основным, от которого появились все остальные. Для катания самокатеры выбирают места с хорошим асфальтом или гладкой каменной плиткой. В понятие «стрит» входят не только перемещения по ровной поверхности, но и прыжки через ступени, скольжение по бордюрам и перилам и другие трюки. 

Парк — универсальный стиль катания в пространстве, где для этого созданы все условия: есть ровное покрытие, пулы, рампы, разгонки, фанбоксы и другие элементы скейт-парка. Осваивать трюки в таких местах, как правило, легче и безопаснее, чем катаясь на улице. 

Пул — довольно агрессивный стиль катания в осушенных бассейнах. Появился в Калифорнии и со временем распространился по всему миру. Представляет собой комбинацию вращений, прыжков, вылетов и скольжений.  

Хафпайп (рампа) — с английского переводится как «половина трубы» и обозначает катание в специальном сооружении — рампе, которая обычно выполнена из дерева. Её высота варьируется от 2 до 6 метров в среднем. Райдер, как маятник, перемещается от одного конца конструкции до другого, разгоняясь, вылетает вверх с обреза рампы и в воздухе выполняет трюки. Для этого типа катания нужен не только трюковой самокат, но и особенно важна надёжная защита — шлем, наколенники, налокотники и перчатки, так как очень высок риск, особенно у неподготовленных райдеров, получить травму. Но защита нужна и для других стилей, особенно если вы новичок.

Для стрита и парка нужны разные самокаты. Райдеры ориентируются не только на стиль, но и на собственные требования к экипировке.

В целом все самокаты можно разделить на два вида: стритовые и парковые. Последние обычно оснащены титановыми или алюминиевыми рулями, лёгкими колёсами и короткими и узкими досками, чтобы снизить вес самоката. Их проще крутить в воздухе, выполняя комбинации трюков. 

Надёжность и прочность стритовых самокатов важнее, чем их вес. Райдеры, катающиеся по улицам, выбирают более габаритные детали. Главные отличия этой категории — стальной руль и доска. Её ширина, как правило, больше 5,5 дюймов, что позволяет комфортно скользить и держать баланс.

Степченков советует: даже если вы хорошо катаетесь по улице, осваивать трюки важно постепенно, переходя от простых к сложным.

«Распространённая ошибка среди новичков — стремление прыгнуть выше головы и сразу же перейти к изучению трюков. Представим, что каждая фигура в парке или целая зона — это часть полосы препятствий, которую нужно уметь проходить. Для начала вам предстоит научиться делать простейшие прыжки, набирать скорость, съезжать и заезжать на наклонные поверхности и чувствовать себя уверенно на самокате. Именно такая последовательность снижает травмоопасность и износ самоката», — говорит Артём. 

Трюковые модели самокатов для новичков 

По словам райдера, ориентироваться при выборе самоката стоит как на те параметры, что мы назвали выше, так и на бренды — важно, чтобы они были известны и востребованы у профессиональных райдеров. Среди производителей, на которых стоит обратить внимание, Степченков называет следующие. 

AO Scooters

Австралийский бренд, один из лучших на данный момент. Славится большой линейкой самокатов и комплектующих. А также сильной международной командой профессионалов и внушительным количеством наград. «AO Maven 2020 — самый бюджетный самокат этого бренда. У него отличное качество сборки, все детали надёжны, и их легко самостоятельно заменить со временем. 

AO Block — улучшенная версия предыдущей модели. В том числе из-за алюминиевого руля, который делает конструкцию легче, что ускоряет овладение трюками», — комментирует Степченков. 

Самокат Block AO Red,
17 640

Blunt Scooters 

Ещё один австралийский бренд с большой историей и одна из первых компаний, начавшая выпускать трюковые самокаты. Более 12 лет на рынке, много собственных разработок. «Новичкам я бы рекомендовал довольно прочную модель Blunt Colt S4 — это особенно важно на начальных этапах, когда райдер только учится и часто падает или плохо следит за состоянием самоката из-за нехватки опыта. Blunt Prodigy S8 — нацелена на широкую аудиторию — от новичков до профессионалов, от стритеров до парковых райдеров. Компания Blunt на своём сайте называет эту модель № 1 и самой продаваемой по всему миру. Это заявление о чём-то да говорит», — считает Артём. 

Самокат Colt Blunt S4,
20 250

Drone Scooters

Британский бренд, который производит запчасти для трюковых самокатов премиум-качества. Каждый продукт разработан райдерами для райдеров. Drone гордится тем, что проектирует и производит продукцию самого высокого качества и тратит бесчисленные часы на тестирование продуктов перед выпуском их на рынок. «Drone Element V1 — отличный вариант для новичков благодаря прочности и износостойкости с потенциалом на будущее. Подходит как для обычного, так и для профессионального катания», — резюмирует Артём Степченков.

Самокат Element Drone V1 Black/Blue,
20 250

И добавляет, что сколько бы ни продлились занятия самокатным спортом, важно выбрать надёжный, прочный и безопасный самокат. От этого во многом зависит то, насколько легко и быстро райдер сможет овладеть трюками — сначала простыми, а потом и сложными. 

«Начать кататься можно и на бюджетном варианте самоката. Но важно понимать, что дешёвые модели всегда уступают в прочности, качестве комплектующих и других параметрах. Довольно сложно купить хороший дешёвый самокат, которого хватит надолго, а не только на момент пробы», — заключает райдер-эксперт. 

Трюковые самокаты для профессионалов

С появлением опыта, как говорит Артём Степченков, самокатеры не ориентируются на какую-то определённую модель. Они собирают так называемый личный транспорт, опираясь на знания о стиле катания и собственные потребности. 

«Обычно человек с опытом уже сам понимает, что ему нужно или чего не хватает для дальнейшего катания и изучения новых трюков. Все профессиональные райдеры катаются на самокатах, собранных из разных комплектующих, которые они выбирали, опираясь на личные навыки и потребности. 

Есть множество параметров, которые влияют на катание. Это и вес, и размеры, и особенности формы деталей, и их прочность. А также многие другие моменты, о которых райдеры узнают со временем», — заключает Артём. 

Райдеры с опытом обычно собирают самокаты самостоятельно

Он, как райдер с опытом, в качестве базы советует следующие модели самокатов для профессионалов. 

AO Worldwide 

«Один из вариантов готового самоката для стрит-катания, который я тестировал лично. Думаю, лучшая модель для любителей попрыгать с высоты и поскользить. Самокат оснащён комплектующими ПРО-серии, на которых катаются мировые звёзды. Надёжность — его визитная карточка». 

Blunt Prodigy S9

«Существует две версии этого самоката: для парк-райдеров и стрит-райдеров. Они отличаются рулями и ставками на доске, которые нужны для скольжений. Лучший вариант по соотношению цены и качества». 

AO Dylan Morrison V2

«Ещё одна альтернатива предыдущим моделям. Самокат сделан под руководством бронзового чемпиона мира Dylan Morrison. Эта модель — точная копия его самоката». 

Ride 858 Talon

«Вариант паркового самоката. Низкий вес и малые габариты. Возможно, лучшая готовая модель для любителей трюков». 

«Свой самокат я собирал полностью из различных запчастей, не брал за основу готовые варианты. Всё менялось со временем, необходимостью и опытом», — говорит Артём Степченков. 

Чек-лист: как выбрать трюковый самокат

  • Трюковый самокат для новичка должен быть прочным, устойчивым и надёжным. Ориентируйтесь на бренды среднего ценового сегмента (например, AO, Blunt или Drone Scooters), известные среди профессиональных райдеров. 
  • Между готовой и самостоятельной сборкой выбирайте первый вариант. Со временем такой трюковый самокат легко усовершенствовать, при этом он останется надёжным и безопасным. 
  • Если планируете много и упорно тренироваться, обращайте внимание на материалы. Алюминиевый руль, например, сделает конструкцию и управляемость самокатом легче, а благодаря эргономичным колёсам диаметром от 100 мм такой самокат будет устойчивее.  
  • Помните, что самокат, как и любое транспортное средство, требует технического обслуживания и периодической проверки и замены деталей. А вместе с оптимальной для себя моделью не забудьте приобрести защиту.

Все фото: pexels