Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Автодом

Как мы путешествуем в автодоме по России

Виктория и Костя сами обустроили дом на колёсах и проехали уже 35 тысяч километров

Ася Альмеева Поговорила с Викторией об особенностях путешествия в автодоме по России

Два года назад Виктория и её молодой человек Костя выбрали своим образом жизни van life (дословно — «жизнь в фургоне»). Они сами оборудовали автодом и проехали уже 35 тысяч километров. Большую часть — по России. Побывали на Алтае, Кавказе и Урале, в Крыму, Краснодарском крае, Сибири и Калининграде. Мы попросили рассказать, что самое сложное в путешествиях в доме на колёсах по нашей стране, а что — самое запоминающееся. 

Покупка и обустройство автодома

Раньше мы путешествовали привычным способом: на машине выбирались на пару дней в живописные места Самарской области, где мы жили, и в соседние города. Перед пандемией отправились на 4 дня в Дагестан, взяли авто в аренду, съездили в далёкие аулы в горах, познакомились с местными жителями и культурой. Когда вернулись, то поняли, что жизнь в формате «дом — работа — дом» не совсем то, что нам нужно.

Виктория и Костя выбрали для себя van life (дословно — «жизнь в фургоне»). Фото: из личного архива

Тогда меня впервые посетила мысль: почему нельзя всегда быть в путешествии? И мы начали рассматривать разные форматы передвижения:

  • автостоп с проживанием в отелях — по подсчётам, получалось дорого, если ездить так постоянно;
  • караван — легковой автомобиль с оборудованным под жильё прицепом. Этот вариант не подошёл из-за величины первоначальных вложений.

В этот момент Косте стала часто встречаться реклама автодомов в интернете, а YouTube рекомендовал ролики по этой тематике. В итоге решили купить фургон и переоборудовать его своими руками.

Подержанный Volkswagen LT 2005 года выпуска обошёлся в 415 тысяч рублей. Мы не спали ночами, продумывали планировку, измеряли, чертили. Первоначальные затраты составили 150 тысяч рублей, по времени — 1 месяц. Сделали с нуля всё сами. Впоследствии на улучшения и дополнительное оборудование (холодильник, плита, печка, солнечные батареи и прочее) ушло ещё 350 тысяч рублей. Найти специализированные устройства для автодома не так уж и просто — всё под заказ, и цены сразу выше в три раза. Сейчас у нас обустроены спальное место, рабочая зона, кухонный уголок, есть душевая кабина и туалет.

Сначала мы по-прежнему выезжали на выходные по области. Первая дальняя поездка была на Алтай на 3 недели. Мы её называем тестовой — нужно было проверить, насколько автономно можно жить и передвигаться в автодоме. Проехали 10 тысяч километров. Тогда ещё использовали газовую горелку, и в фургоне не было отопления. Но этот опыт показал, что путешествовать таким способом вполне комфортно.

А ещё с нами всегда наша кошка. Три года она жила в квартире, поэтому в первую поездку негодовала: всю ночь не спала, мяукала. Наша ошибка была в том, что мы не приучали её к новой обстановке постепенно. Спустя год жизни в автодоме могу сказать, что Кисе сейчас нормально. Внутри много мест, где она может полежать, посидеть, спрятаться — ей доступны все ящики и полочки. Но в дороге ей по-прежнему беспокойно: она прячется и боится шума. 

Вместе с Викторией и Костей в автодоме путешествует их кошка. Фото: из личного архива

Совет для новичков: попробуйте съездить на пару дней в соседний регион и оцените формат van life — подходит ли он именно вам. Для этого необязательно сразу покупать готовый автодом или обустраивать фургон самим, можно взять в аренду.

Место для парковки 

В городах мы останавливаемся в центре. В Екатеринбурге парковались прямо на главной площади — 1905 года. Проблем с этим нет: автодом выглядит как обычная грузовая машина. Иногда бывает шумно, а в некоторых местах в центральной части платные парковки. Из плюсов — достопримечательности под боком, не надо ехать куда-то, чтобы погулять. В шаговой доступности кафе, рестораны, магазины. Но находиться в течение дня в фургоне тесновато, двери не откроешь. 

В нашей стране мало кемпингов для автодомов. Мы ни разу в них не останавливались. Зачем, если можно просто встать на стоянку в диком месте? Van life набирает обороты, так что, я уверена, инфраструктура с годами будет развиваться.

В поездках мы работаем удалённо. Я тимлидер в онлайн-школе для детей, Костя устроился по специальности тестировщиком программного обеспечения. Поэтому нам нужен стабильный интернет. Когда выбираем место для длительной стоянки, пользуемся сервисом Speedtest для оценки скорости передачи данных. 

Обычно мы передвигаемся на небольшие расстояния от одного города в другой за вечер. Или переезжаем в выходной. Находим удобную локацию, останавливаемся на неделю, там работаем. Идеальный вариант — встать где-то на природе недалеко от населённого пункта. Спокойствие, тишина, живописные виды. Можно открыть дверь, выпустить кошку на прогулку, пообедать на свежем воздухе. Самая долгая наша стоянка была в Крыму — 3 недели. Место попалось отличное: рядом родник, роща, море и источник электричества. С нами ещё хорошие друзья были — тоже в автодоме приехали. 

Перемещаются Виктория и Костя в основном в выходные, поскольку оба работают удалённо. Фото: из личного архива

Особенности передвижения по России

Ездить по России безопасно. У нас пока мало автодомов, поэтому нет преступников, которые их вскрывают. Опять же, с виду это просто грузовой автомобиль. Особенно спокойно чувствуешь себя на Кавказе (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария): много полицейских, да и воровство в регионе сильно осуждается.

Что касается дорог, мы шутим так: «Омск лучше объехать, остальное — терпимо». Федеральные трассы в России очень хорошие. В глубинку стараемся не забираться — оставляем автодом у края адекватной дороги, а дальше пешком или на велосипедах. В горы тоже не ездим: нужно верно оценивать возможности фургона. 

На стадии полуготовности автодома, как было у нас в первых поездках, лучше путешествовать по России. Здесь много магазинов, если нужно купить запчасти, строительные материалы или что-то для быта. Радует сервис и качество услуг. И еду заказывать просто, если у вас ещё не до конца обустроена кухонная зона. 

Важная особенность — зима длится почти полгода. У нас есть печка для обогрева, но ночью всё же прохладно. Это сильно ограничивает места для путешествий. По этой причине мы отказались от поездки в автодоме до Владивостока — привязаны к летнему сезону, а дорога займёт много времени. Обязательно там побываем, но будем добираться другим способом. 

Бытовые вопросы

Поначалу в голове была идеальная картинка: едешь в своём уютном домике с любимой кошкой куда угодно. Но есть нюансы.

Самая большая проблема — это вода. Пополнить её запасы можно на колонках, специализированных стоянках, АЗС, в родниках или в домах у добрых людей. Наличие поблизости источников воды надо учитывать при выборе места стоянки и периодически выделять время на пополнение запасов. Зимой природные источники могут замерзать. Как-то раз мы минут 40 ходили на заправке с канистрами, чтобы залить 150 литров — в бак, водонагреватель, гидроаккумулятор и для питья. Этого хватает на неделю.

Поэтому одно из важных правил в автодоме — беречь воду. Мы даже установили себе сенсорную насадку на кран. Она автоматически отключает подачу при отсутствии движения.

Вопрос с электричеством решила установка солнечных панелей — в поездках по югу они полностью обеспечивают энергией. За последние 1,5 месяца путешествия мы ни разу не запускали генератор, хотя полгода до этого жили только с ним. Их установка обошлась в 63 тысячи рублей, не считая аккумуляторов. Мы стали особенно радоваться безоблачной погоде.

На обустройство автодома ушло около 500 тысяч рублей. Фото: из личного архива

Любимые маршруты

На наш взгляд, самый крутой маршрут, особенно для начинающих, — сделать круг по Южному берегу Крыма от Севастополя в Керчь. Он насыщен достопримечательностями и живописными видами. Здесь море и горы. И с парковками хорошо, и есть места для стоянок на берегу.

А в Сочи побережье застроено, поэтому меньше возможности устроиться на ночлег так, чтобы просыпаться под звук волн. В Краснодарском крае мы провели зимовку с октября 2020 года по апрель 2021-го. Не знали, какая ждёт погода, листали сводки за последние 10 лет, но чёткого представления всё равно не получили. Думали, что придётся снять квартиру в декабре, потому что в автодоме будет прохладно и некомфортно. Холодно оказалось в феврале, но желания пожить в четырёх стенах так и не появилось. Зимой в Сочи очень здорово. Хочешь море — вот оно, соскучился по снегу и горам — под боком Красная Поляна. Решил отдохнуть от людей и насладиться первозданной природой — Абхазия в 20 минутах езды. 

В дороге случается всякое

Как-то раз мы ехали из Махачкалы в Астрахань. Пересекали Калмыкию. За окном — пустынные пейзажи и бесконечная прямая дорога до самого горизонта. 

Перед поездкой мы заправили полбака в Махачкале. Надеялись, что как только въедем в Астраханскую область, появятся заправки привычных нам брендов. На местных покупать топливо как-то боязно: с дизелем проблем не было, но генератор после заправки бензином постоянно выключался. 

Дул сильный порывистый ветер — машину сносило, и расход дизеля был больше обычного раза в два. В какой-то момент мы поняли, что едем уже 200 км и по пути не попалось ни одной заправочной станции. А стрелка упала ниже минимальной нормы. Доехали до ближайшей АЗС — там только бензин АИ-92. Выехали на трассу, машина перестала разгоняться и тихонечко заглохла. 

Дорога абсолютно пустая, никого нет. До ближайшего посёлка 40 км, связь плохая, такси не вызовешь. Решили дойти до небольшой фермы, которую нашли по карте. Я достаю телефон, и вместе с ним выпадают все наши наличные деньги и улетают. Ветра в Калмыкии сумасшедшие, вы бы видели, как мы неслись за этими бумажками. Представьте, каково остаться где-то в пустыне без дизеля и налички. 

Хотя деньги мы поймали, хозяин фермы дал нам 10 литров солярки, довёз обратно до машины и не взял ни копейки. В России удивительно отзывчивые люди.

«Самый кайф — это просыпаться каждый день в новой локации». Фото: из личного архива

Новый взгляд на привычные места

В путешествиях в формате van life Россия открывается с новой стороны, меняется представление о местах, в которых раньше бывали. От того, живёшь в отеле или автодоме, один и тот же город вызывает разные эмоции.

Мы не ограничиваем себя в перемещениях, не нужно искать гостиницы, следить за временем заселения и выезда, постоянно распаковывать и собирать вещи. И это дешевле, чем останавливаться в отелях. Но мы понимаем, что это только часть наших путешествий. В какой-то момент начнём перемещаться иначе. Особенно по другим континентам, потому что перевозить фургон на пароме очень дорого.

Жизнь в автодоме — это свобода выбора места, времени, пути. Самый кайф — это просыпаться каждый день в новой локации или стоять месяц в горах, потому что невозможно уехать от красоты. 

Если к такому формату путешествий вы пока только присматриваетесь, просто купите билет на самолёт. Их вы найдёте на Ozon