Разбираемся, как оценить состояние шин и в каких случаях необходима замена
От качества шин зависит безопасность всех участников дорожного движения: и находящихся внутри автомобиля, и вне его. Помимо угрозы ДТП, езда на изношенных покрышках чревата для автовладельца штрафом в размере 500 рублей.
Шины — одна из наиболее изнашиваемых деталей машины, поэтому они нуждаются в периодической замене. Для оценки их состояния ориентируются на установленную производителем норму, отражающую предел возможностей покрышек. Таковой является индикатор износа шины — он представляет собой поперечный выступ на дне канавки протектора. Его расположение обозначено специальной меткой на боковине покрышки: маркировкой TWI, в виде треугольника или логотипа производителя. На одной шине отливают несколько индикаторов на равном расстоянии друг от друга. Это необходимо для оценки состояния покрышки по всей её окружности.
Индикатор износа протектора шин показывает минимальную остаточную глубину, при которой ещё сохраняются их эксплуатационные свойства. Высота отлитого производителем выступа и является нормой, на которую нужно ориентироваться автовладельцу. Когда в ходе эксплуатации протектор достигнет уровня минимального остаточного износа шин (будет стёрт), их потребуется заменить.
Высота индикатора для летних покрышек — 1,6 мм, для зимних — 4–6 мм. Это предел возможностей канавок протектора: чем больше их глубина, тем лучше. Показатели для отдельных видов транспорта и типов покрытия могут варьироваться:
• для легковых авто (летняя резина) — 1,6 мм;
• для мотоциклов — 0,8 мм;
• для грузовиков — 1 мм;
• для автобусов — 2 мм.
Понять — износ шин ещё допустимый или уже критический — весьма просто. Если выступы прячутся в канавках протектора, состояние покрышек в пределах нормы. Постепенно они сравниваются по высоте с протектором, становятся заметны, что говорит о сильной степени изношенности.
Некоторые производители для оценки состояния резины применяют специальную систему чисел — цифровые индикаторы. Наибольшее число (обычно 8) отлито на небольшой глубине, наименьшее (для летней резины — 2, для зимней — 4) выдавлено максимально глубоко. При эксплуатации цифры постепенно стираются и исчезают. Глубина износа шин — это самое большое из оставшихся чисел. Критическим считается состояние после стирания последней цифры.
Используется три вида цифровых индикаторов износа резины:
1. С рядом цифр от 2 до 8 (маркировка в мм).
2. Сегментированные — числа отлиты в одном месте, но на различной глубине. При эксплуатации значение изменяется, демонстрируя степень стирания.
3. Маркировка в процентах от высоты протектора.
Автовладельцу могут пригодиться и иные способы, как определить износ шин. Если индикатор демонстрирует нормальную глубину канавок протектора, в некоторых случаях всё же требуется замена: при неравномерном истирании резины, трещинах, вздутиях, глубоких порезах.
Полезно ориентироваться на срок службы, заявленный производителем. Можно воспользоваться специальными измерительными устройствами или рассчитать процент изношенности по формуле.
Большинство производителей ограничивают срок годности покрышки 10 годами, его отсчёт начинается с даты выпуска (а не покупки). Сведения наносятся на боковину покрышки. При этом гарантийный период эксплуатации, зафиксированный в ГОСТ 4754, составляет 5 лет.
Производители указывают идентичный срок годности для летней и зимней резины, но последнюю рекомендуется заменить при прохождении:
• легковым авто (до 2 тонн) — 40–45 тыс. км;
• грузовиком (2–4 тонны) — 60 тыс. км;
• грузовым авто (свыше 4 тонн) — 65–70 тыс. км.
Не стоит ориентироваться только на обозначенную производителем норму. На степень и скорость износа шин автомобиля влияет множество факторов:
1. Условия хранения — резина преждевременно стареет из-за чрезмерной влажности, сухости, воздействия прямого солнечного света. Покрышки с дисками можно класть на бок или подвешивать, без них — хранить только вертикально.
2. Несоблюдение требований по уровню давления — перекачанные или спущенные колёса становятся причиной неравномерного истирания.
3. Частый перегруз машины, дисбаланс колёс.
4. Качество резины, дорожного покрытия, стиль езды и другие факторы.
Автовладелец может приобрести покрышки, меняющие цвет при эксплуатации. В данном случае способ, как узнать износ шин, — наблюдать за оттенком резины. Цвет постепенно меняется с чёрного на оранжевый, который и указывает на необходимость замены.
Механическим или электронным прибором осуществляется измерение глубины канавок протектора. Этот способ, как определить износ резины, наиболее точен. Измеритель позволяет детально обследовать несколько участков покрышки. Если результат меньше установленных законом норм, необходима срочная замена. Для измерений можно также использовать линейку или штангенциркуль.
Вычисления позволяют определить, какой износ резины наблюдается у конкретной покрышки.
I = (Hmax – Hnow) / (Hmax – Hmin) * 100%, где:
I — процент износа определённого протектора;
Hmax — начальная высота рисунка, параметр можно найти в описании изделия. При отсутствии сведений можно опираться на усреднённые значения: 8 мм — для летней резины, 9 мм — для зимней.
Hnow — текущая высота. Её получают при измерениях глубины в 6–10 точках — выбирают наименьший результат.
Hmin — нижний предел, установленный законодательством.
Этот способ, как проверить износ шин, позволяет также установить их оставшийся ресурс. Например, расчёт по формуле поможет автовладельцу решить, что выгоднее: купить предлагаемый б/у комплект или приобрести новый.
В зависимости от причин износа шин выделяют следующие виды износа:
1. Нормальный — возникает при стандартной эксплуатации автомобиля. Свидетельствует о правильном хранении покрышек, оптимальной настройке ходовой части. Место износа зависит от особенностей авто. Например, у заднеприводных машин передние шины истираются преимущественно по бокам, а задние — посередине.
2. Центральный — такой вид износа шин возникает при их перекачивании. Из-за усиленного давления резина становится жёстче, колесо сцепляется с дорожным покрытием только серединой.
3. Двусторонний — характерен для поездок на спущенных колёсах, когда контакт с дорогой переносится на края покрышки.
4. Односторонний — возникает у авто с нарушенной геометрией осей. Если резина сильнее стёрта с внутренней стороны, это указывает на отрицательный развал дисков, с внешней — на положительный. Также причиной могут выступать диски низкого качества.
5. Пятнами — указывает на неверную балансировку колёс. Для исправления проблемы может понадобиться и диагностика подвески.
6. Неравномерный на каждой покрышке с одной оси — одна покрышка изнашивается быстрее другой. Причиной может выступать разный срок их производства, также рекомендуется проверить схождение колёс.
7. Чешуйчатый (зубцеобразный) — возникает в результате частых перегрузок, характерен для грузовых машин.
8. Пилообразный рисунок износа шин — обычно появляется на блочных протекторах колёс на ведущей оси. Причинами выступают плохое покрытие дорог, неправильный угол схождения колёс.
9. Волочение — возникает на покрышках грузовиков при разнице внешних диаметров, давления, глубины протектора пары колёс на одной оси. В результате меньшая шина волочится за большей.
10. Острые края с одной стороны переднего колеса — причинами являются неаккуратное вождение, плохое покрытие дороги.
Состояние авторезины отражается в первую очередь на подвеске. Характер износа покрышек выступает своеобразным индикатором работы машины в целом. Неравномерное и повышенное стирание протектора часто является результатом неисправностей, требующих устранения.
Эксплуатация авто с изношенными покрышками является нарушением правил дорожного движения, за которое грозит штраф в размере 500 рублей (ст. 12.5 ч. 1 КоАП РФ). Но гораздо худшее последствие — высокий риск аварийной ситуации. Сцепление изношенной покрышки с дорожным полотном в дождливую или снежную погоду значительно ухудшается (как и тяга авто в целом), что может стать причиной ДТП.
Зимняя резина характеризуется более глубоким протектором, что гарантирует сцепление колёс с дорогой, а не с нестабильным снежным покровом. Чем сильнее стёрта покрышка, тем менее уверенным будет движение авто зимой.
При езде по мокрому покрытию растёт риск аквапланирования: чем выше скорость машины, тем хуже вытекает вода через канавки стёртого протектора. Ещё большую опасность представляет увеличение тормозного пути в дождь. Для полной остановки изношенным покрышкам требуется до двух и более метров при скорости около 60 км/ч.
Если резина имеет трещины, порезы, есть вероятность, что она лопнет. При этом владельцу будет сложно справиться с резкой сменой траектории движения транспорта.
Своевременная замена шин позволяет сохранить полную функциональность авто и избежать серьёзных проблем. Сильный износ будет заметен уже при визуальном осмотре, больше всего стираются ведущие колёса. Для оценки состояния целесообразно ориентироваться на индикатор или воспользоваться измерителем глубины профиля.