Как проверить датчик Холла: 4 способа

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, автовладелец должен уметь распознавать неисправности датчика Холла и знать, как проводится его проверка. Рассмотрим, в чём заключается принцип работы устройства, каковы его распространённые поломки и по каким «симптомам» можно определить неисправности.

Быстрова Юлия
21 Апреля

Принцип работы

1

Датчик Холла – важный элемент в бесконтактном зажигании. Он влияет на работу транспортного средства, делая его эксплуатацию более безопасной и комфортной. Разработчик датчика Холла – американский учёный по имени Эдвин Холл. Впервые мир узнал об устройстве в XIX веке, но его эксплуатацию начали только в 70-е годы XX века. Устройства постепенно внедряли в конструкцию автомобилей, когда производители решили использовать систему зажигания электронного типа вместо контактной.

У датчиков довольно простой принцип работы. В тот момент, когда происходит вращение распределительного вала мотора, через прорези в корпусе устройств проходят металлические лопасти. В результате с датчиков передаётся электроимпульс на коммутатор. При этом открывается транзистор, а на катушку зажигания подаётся напряжение.

Датчик Холла оснащён тремя контактами, каждый из которых имеет своё предназначение:

  • подсоединяет на «массу» (корпус авто)
  • подаёт питание от 6-вольтного положительного контакта
  • передаёт электроимпульс на коммутатор.

Использование датчиков в электронных цепях зажигания даёт 2 значительных преимущества:

  • Полностью отсутствуют контактные группы, которые могут подгорать под влиянием большого тока.
  • Система зажигания получает импульсы высокого напряжения.

Датчики Холла в автомобилях могут выполнять и другие функции. Например, при помощи прибора можно увеличить производительность мотора или ускорить работу всех механизмов, систем техники. Как результат – эксплуатация автомобиля будет более безопасной и комфортной.

Типы датчиков

2

Приборы, работающие на эффекте Холла, делят на 2 типа – цифровые и аналоговые. У них есть некоторые отличия в конструкции и работе.

У цифровых датчиков Холла есть только 2 положения: единица и ноль. Иными словами, их регистр срабатывает в том случае, если возникает магнитное поле определённой величины. В основе таких датчиков лежит устройство под названием «триггер Шмитта». Он также имеет всего 2 положения – 1 и 0.

По типу цифровые датчики Холла разделяют на:

  • биполярные – функционируют под влиянием магнитного поля любой полярности
  • униполярные – срабатывают под воздействием магнитного поля с положительной полярностью
  • омниполярные – не только активируются, а и деактивируются под воздействием любого магнитного поля.

В датчиках Холла аналогового типа контроллеры на выходе выдают бесконечное число сигналов. Принцип их функционирования основан на том, что индукция магнитного поля преобразовывается в напряжение. Такие датчики состоят из усилителя сигнала и контроллера.

Симптомы и причины неисправностей

5

Сбои в работе датчиков Холла могут проявляться по-разному. Иногда можно выявить проблему без «вскрытия», только по внешним признакам, например:

  • двигатель заводится с трудом или вовсе отказывается запускаться
  • нестабильность работы мотора вхолостую
  •  автомобиль «дёргается» в момент движения на высоких оборотах
  • двигатель глохнет без видимых на то причин.

Заметив даже 1 из перечисленных признаков, рекомендуется выполнить проверку датчика на предмет дефектов.

Причин возникновения неисправностей может быть много. К числу самых распространённых факторов относятся:

  • Наличие загрязнений. Даже при небольшом количестве грязи автомобиль будет барахлить. Датчики Холла нужно периодически чистить.
  • Попадание искры. Требуется проведение проверки клемм и проводки, чтобы определить качество контакта. В случае окисления даже одного вывода цепь будет разорвана. Кроме того, может оборваться или перегнуться провод, что спровоцирует разъединение контакта.
  • Пробой высоковольтной проводки в случае её изношенности. Если она располагается возле проводов датчика, риск пробоя высоким напряжением значительно возрастает. Чтобы это произошло, достаточно случайно заехать в глубокую лужу. Также катализатором может стать повышенная влажность воздуха.
  •  Сгорание элемента на контактах коммутатора. Это часто происходит при перезарядке генератора АКБ. На контроллер поступает чрезмерная нагрузка, и один или несколько элементов могут сгореть.

В целях безопасности не стоит размещать провода датчиков Холла рядом с проводкой автомобиля. Также нужно снизить вероятность возникновения неисправностей (позволит периодическая замена проводки). Это стоит делать примерно 1 раз в 2-3 года.

Как проверить датчик Холла?

2

Работоспособность датчиков можно выполнить самостоятельно. Для этого существует несколько простых, но очень точных способов:

  • Имитация наличия прибора. Данный метод выявления неисправностей в датчике считается самым быстрым. Он подходит для тех случаев, когда нет искры, но в системе зажигания есть питание. Чтобы проверить датчик, необходимо снять с трамблера трёхштекерную колодку, включить зажигание, замкнуть второй и третий провода выходов. Если при этом возникнет искра на центральном проводе катушки – датчик Холла сломан.
  • Проверка мультиметром. Это самый распространённый способ. Мультиметр необходимо переключить в режим измерения напряжения постоянного тока с диапазоном 20 В. Перед проверкой нужно снять чехол с колодки, подключённой к датчику и трамблеру. Мультиметр должен показывать значение, близкое к 12 В.
  • Установка заведомо рабочего прибора. Если вы подозреваете, что в датчике присутствуют неисправности, замените его аналогичным исправным прибором. Можно взять взаймы его у знакомого. Если после замены неполадки с автомобилем исчезли, значит, проблема на самом деле крылась в датчике. Придётся его заменить на новый.
  • Наличие сопротивления в датчике. Для проверки этого параметра необходимо соорудить прибор из проводков, светодиода и резистора, который обладает сопротивлением 1 кОм. Его подключают к датчику аналогично мильтиметру. Если светодиод загорится, а при повороте вала будет моргать – устройство исправно и в замене не нуждается.

Вне зависимости от модели автомобиля (Audi, ВАЗ 21.09, Volkswagen и т.д.) проверка датчиков осуществляется одинаково.

Процедура замены датчиков

2

Чтобы понять, как заменить прибор, можно ознакомиться с последовательностью процесса на примере авто ВАЗ 2109. Данная процедура не представляет сложностей, поэтому справится даже тот, кто недавно обзавёлся собственным транспортом. Алгоритм выглядит следующим образом:

  • Снимите трамблер и демонтируйте крышку.
  • Совместите метки коленвала и газораспределителя.
  • Используя гаечный ключ, отсоедините крепёжные элементы. Важно запомнить в каком положении располагался трамблер. Для этого можно нанести метки.
  • При наличии в корпусе стопоров и фиксаторов комплектующие тоже нужно снять.
  • Достаньте из трамблера вал, отсоедините клеммы датчика и открутите монтажные болты.
  • Аккуратно достаньте прибор.
  • Для монтажа нового датчика выполните действия в обратном порядке.

После это нужно проверить автомобиль на работоспособность. С новым датчиком неполадки должны устраниться.

Как правило, датчики Холла не ремонтируют, так как в этом нет смысла. Это даст временный эффект.

Если с заменой или проверкой датчиков у автовладельцев возникают сложности, можно обратиться на СТО. Мастера быстро выполнят необходимые манипуляции и в случае необходимости подберут, установят новый датчик Холла.

Быстрова Юлия
21 Апреля