Ozon logo

Поиск по статьям

Девочка в очках

Как развить речь ребёнка: советы экспертов

Обычно ребёнок начинает разговаривать в 11–12 месяцев. Если этого не происходит до полутора лет, то родители начинают бить тревогу. Но эксперты советуют успокоиться.

Ozon Клуб Знаем, как выбирать и экономить, тестируем новинки, общаемся с экспертами
16 мая 2022 г.

Исследования показывают, что этапы речевого развития ребёнка зависят от окружения, в котором растет малыш, а также от индивидуальных особенностей восприятия информации. Родители могут искусственно создавать нужную обстановку для запуска речи ребёнка, а также подавать информацию в удобном для него формате.

Речевое развитие ребёнка: этапы

Чётких нормативов развития речи ребёнка нет и не может быть. На этом настаивают психологи. Многочисленные исследования показывают, что траектории речевого развития индивидуальны.

Но родителей беспокоит, как понять, что у моего ребёнка нет задержки развития и в ближайшее время он заговорит? Здесь важным показателем является пассивный словарь малыша. Это те слова, которые он понимает, но не произносит. 

Проведите эксперимент: попросите ребёнка приносить разные предметы. Сначала давайте чёткие указания — пусть он принесёт любимую игрушку, фрукт или овощ. А затем предлагайте ему выбор. «Принеси мне любой красный предмет», «Принеси мне круглую игрушку» и т. д. Обычно в возрасте года-полутора малыш уже знает цвета и формы и может сориентироваться.

Если пассивный словарь ребёнка соответствует возрасту, то переживать о развитии речи не стоит.  

Ниже представлены приблизительные нормы развития речи из исследования особенностей речи дошкольников с нарушением и нормальным развитием (МГПУ). Если у малыша сильные расхождения с нормой, то следует проконсультироваться с логопедом или неврологом.

До одного года

Период доречевого развития. Ребёнок ещё не говорит, но готовится освоить речь. У него есть реакции крика и плача. Эти звуки служат сигналами, что малыш голоден, не здоров и т.п. Во время плача или крика происходит постоянная тренировка трёх отделов речевого аппарата: голосового, артикуляционного и дыхательного.

Чиханье, кашель, звуки при зевании и сосании также относятся к голосовым реакциям новорождённого. На 4–6-й неделях появляется реакция сосредоточения, проявляющаяся в повышенном интересе к человеческой речи, когда взрослый наклоняется и разговаривает с малышом. Начиная с 6–8-й недели, ребёнок может произносить отдельные гортанные звуки (гуканье). На 2–3-м месяце появляется собственно гуление: ребёнок в спокойном состоянии способен издавать протяжные гласные звуки. Характер звуков усложняется к 56 месяцу, появляются сочетания звуков: «мааа, бааа, пааа, тааа» и другие.

К 5–7 месяцам гуление приобретает характер ясных и чётких речевых звуков, которые называются лепетом. Начальный лепет включает в себя короткие цепочки слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба). Примерно к 9–10 месяцам лепет преобразуется в длинные ряды слогов, наполняется новыми звуками и интонациями. Лепет становится постоянной ответной реакцией на голосовое обращение взрослого. В этом возрасте малыш уже может понимать и реагировать на некоторые простые словесные обращения взрослого: «поцелуй маму», «открой рот», «дай ручку». Входящие в лепет слоги становятся составной частью первых слов: ма-ма-ма – «мама». Ребёнок начинает произносить слова, которые состоят из одинаковых парных слогов (мама, папа, баба).

К 11–12 месяцам словарь малыша достигает 10–15 слов, имеющих конкретное значение. В этом возрасте ребёнок обращает внимание на лицо говорящего, может жестами отвечать на просьбы взрослого (кивать головой, махать рукой), узнавать знакомые предметы и использовать для их обозначения звуковые сочетания (машина — «би-би»), понимать и выполнять 5–10 простых инструкций («принеси то-то», «дай ложку», «закрой дверь»).

В целом, в первый год жизни у ребенка формируется готовность речевого аппарата к произнесению звуков, начинается формирование импрессивной речи, активно идёт процесс развития понимания речи.

До года ребёнок начинает произносить слова, которые состоят из одинаковых парных слогов

От одного года до двух лет

На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, идёт формирование экспрессивной речи. Очень важный показатель развития речи ребёнка до полутора — двух лет состоит в понимании обращенной речи, которое предшествует активному произнесению слов, а не только в произношении. Пассивный словарь, то есть количество слов, которые ребёнок понимает, как правило, больше активного словаря, то есть количества слов, которые он может произнести.

Одновременно с развитием предметной деятельности, узнаванием названий вещей и действий, развиваются речевые умения и навыки, происходит быстрое накопление словаря ребёнка. По некоторым данным, активный словарь нормально развивающихся детей к двум годам состоит из 80–100 слов, другие авторы приводят цифры 250–300 слов.

Принципиально важным является факт, что в этом возрасте происходит переход от первых слов ребёнка к однословным, а затем и к двусловным предложениям. С полутора — двух лет начинается процесс формирования фразовой речи. При очевидном преобладании существительных (названий игрушек, предметов обихода, одежды, частей тела, животных и т.п.), в детской речи начинают появляться глаголы (иди, дай, положи), а ближе к двум годам и некоторые прилагательные (большой — маленький).

В конце второго года жизни речь становится основным средством общения, слова приобретают обобщающее значение, увеличивается словарный запас, ребёнок может употреблять простые фразы.

К двум годам происходит переход от первых слов ребенка к однословным, а затем и к двусловным предложениям

От двух до трёх лет

Предметная деятельность детей становится сложнее и разнообразнее, в этот период быстро увеличивается словарный запас ребёнка и к трём годам достигает 800–1000 слов (по другим данным — 300–400 слов). Шире становится глагольный словарь малыша, с помощью прилагательных он уже может не только обозначать размеры предметов, но и называть их цвета, свойства, качества, форму (красный, хороший, горячий, круглый). В речи появляются местоимения и предлоги.

Произношение слов становится более точным, ребёнка начинают понимать не только близкие, но и окружающие. Хотя произносительная сторона речи остаётся во многом неправильной и недостаточно отчётливой. Время появления звуков и их последовательность неодинаковы у разных детей. На третьем году жизни дети ещё не имеют правильного звукопроизношения. В их речи часто наблюдаются искажения: пропуски звуков («камейка» — скамейка), замены звуков (свистящие, шипящие и сонорные), пропуски некоторых слогов, особенно в словах со сложной слоговой структурой (не велосипед, а «исипед») и другие ошибки.

Ближе к трём годам начинается освоение ребёнком грамматических форм: малыш начинает употреблять существительные во множественном числе и в падежах, может изменять глаголы по родам, временам, числам и лицам. Но грамматически правильная речь ещё не сформирована. В этом возрасте у детей часто встречаются ошибки в употреблении слов в правильных грамматических формах, редко используются предлоги и союзы.

Возраст от трёх до четырёх лет

Продолжается увеличение словарного запаса детей, который к четырём годам составляет примерно 2000 слов. Ребёнок активно говорит сам, слушает стихи, сказки, может их пересказать. У нормально развивающихся детей в этом возрасте сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых, встречаются сокращения слов, пропуски и перестановки звуков в словах. Свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) звуки произносятся недостаточно чётко, могут пропускаться или заменяться («лосадка» — лошадка, «абака» — собака).

Трёхлетние дети говорят преимущественно короткими фразами из 3–4-х слов и допускают ошибки в согласовании слов между собой («много подругов», «один колесо»). По мере усвоения грамматического строя речь детей становится более развёрнутой, речевые высказывания становятся более длинными. К 4-м годам дети могут изъясняться предложениями, включающими почти все части речи. Наиболее употребительной формой высказывания в этом возрасте является простое распространённое предложение («я куклу в красное платье одела»).

К четырём годам дети могут изъясняться предложениями, включающими почти все части речи

Возраст от четырёх до пяти лет

К пяти годам словарный запас ребёнка насчитывает примерно 2500–3000 слов. Уточняются и обогащаются значения слов. Развивается практика речевого общения ребёнка и на её основе формируется так называемое «чувство языка», как некоторое интуитивное чувствование языковой нормы употребления данного знака. Высказывания детей включают в себя все большее количество предложений, начинают использоваться сложносочинённые и сложноподчинённые предложения («потом, когда домой пошли, нам конфеты дали и яблоки»).

По мере совершенствования способности к восприятию и произношению звуков, формированию фонематического слуха и артикуляционного аппарата, к 4–5-ти годам естественным образом исчезают возрастные неправильности произношения. Не до конца сформированным может оставаться произношение лишь отдельных звуков, например, Л и Р.

Возраст от пяти до семи лет

К шести–семи годам активный словарь ребёнка увеличивается до 10–13 тысяч слов. Дети шести лет правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности, в достаточной степени владеют обобщающими словами.

В процессе активного употребления слов совершенствуется их произношение. Ребёнок в этом возрасте способен замечать особенности произношения у других и некоторые недостатки в своей речи. При правильном речевом воспитании и отсутствии нарушений речевого аппарата дети к шести годам овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

К шести–семи годам усваиваются основные закономерности грамматического строя речи, способы изменения слов для последующего соединения их в предложении. Увеличивается число простых распространённых и сложных предложений. Для фразовой речи ребёнка характерным является использование всех основных частей речи.

Дети пяти–шести лет интенсивно овладевают связной монологической речью и способны к самостоятельному рассказу (пересказу) из 40–50 предложений. В старшем дошкольном возрасте существенно снижается ситуативность речи, которая характерна для младших дошкольников. Развивается контекстная речь, когда ребёнок может без наглядной опоры описать свои впечатления, переживания, события из личного опыта.

Что может указывать на проблемы с речью у ребёнка:

  • отсутствие контакта глаз;
  • отсутствие реакций на обращённую речь;
  • проблемы с проглатыванием речи;
  • нежелание подражать речи взрослых.

Что считать первым словом ребёнка

Родители часто на приёме у врача говорят, что у ребёнка в обиходе нет никаких слов, только звуки и слоги. Опытные специалисты, как правило, уточняют, какие слоги произносит малыш. 

Первым словом считается не ожидаемое родителями «мама», «папа», «собака» и т.д. «Киа», «бака», «ма», «па» — это тоже слова, только на языке малыша. Речевой аппарат ребёнка формируется постепенно, поэтому важно помогать ему оформлять речь. «Бака», — говорит сын или дочь. Родителю следует уточнить, что речь идёт о собаке. «Всё верно, собака!», — следует ответить папе или маме.

Первыми словами ребёнка читаются отдельные слоги: «бака», «ма», «па» и так далее

Проблемы с запуском речи у ребёнка: причины

Что может стать причиной отсутствия речи у ребёнка? Конкретный пример сможет разобрать только специалист. Но общие причины следующие:

  • стресс. Возможно, ребенок пережил сильное эмоциональное потрясение в раннем возрасте. Это может стать причиной задержки речи. 
  • нервная атмосфера дома. Совсем необязательно, чтобы родители ругались каждый день, кричали друг на друга и кидались тарелками. Ребёнку может быть достаточно ежедневно слышать громкую музыку, также он отлично считывает напряжение матери.
  • билингвальная семья. Дети-билингвы часто начинают говорить позже своих сверстников.
  • тяжёлое протекание беременности, осложнения при родах. В этом случае при любом намёке на задержку речи, лучше сразу обращаться к специалистам.
  • проблемы со слухом;
  • проблемы интеллектуального развития. В этом случае запустить речь поможет специалист.
  • проблемы с артикуляционной системой

Как развивать речь ребёнка: эффективные игры

Чтобы помочь ребёнку начать говорить, нужно с первых месяцев жизни ребёнка общаться с ним. Пойте песни, рассказывайте стихи, комментируйте его и свои движения. Эти самые простые действия родителей, как правило, и приводят к запуску речи у ребёнка. 

Шамиль Ахмадуллин, автор методики эффективного развития ребенка, советует игры для развития мелкой моторики и дыхания, они напрямую связаны с развитием речи.

  • Свеча. Попросите ребёнка задуть воображаемое или настоящее пламя свечи. Щёки при этом надувать не нужно, можно даже слегка придержать их руками.
  • Пинг-понг.  Сама игра в пинг-понг в развитии речи вам вряд ли поможет, а вот шарики пригодятся. Положите шарик на стол и попросите ребёнка его сдуть. Можно даже сделать небольшие ворота из подручных материалов и устроить мини-футбол.
  • Цветные карандаши. Возьмите карандаши с гранями, задача ребёнка — покатать их в ладошках назад и вперёд несколько раз. Далее один карандаш нужно также зажать в ладошках и делать быстрые вращательные движения, как будто бы пытаетесь добыть огонь.
  • Золушка. Смешайте два вида крупы, например, рис и гречку. Ребёнку нужно будет их рассортировать.
В развитии речи помогут цветные карандаши, шарики для пинг-понга и другие предметы дома

Запуск речи ребёнка: когда обращаться к специалистам

Вне зависимости от развития ребёнка в первый год жизни необходимо посещать невролога каждые три месяца. Родителям следует рассказывать врачу о любых подозрениях отклонения, даже самых незначительных. Ранняя диагностика проблем с речью у ребёнка позволит построить занятия самым эффективным методом.

Логопед — главный помощник в разрешении образовавшихся сложностей.  Артикуляционная гимнастика, развивающие игры и другие занятия непременно дадут результат. Но родителям следует помнить, что заметный прогресс достижим только при выполнении домашних заданий и самостоятельных занятий.

Упражнения для развития речи

Приводим несколько упражнений для запуска речи у ребёнка. Они могут служить дополнением к занятиям с логопедом или дефектологом. Важно выполнять их регулярно по 5–10 минут. Чтобы для ребёнка это не было повинностью, стоит чередовать упражнения.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка». Ребёнок должен пощёлкать языком, озвучивая цокот копыт. Предлагайте малышу делать это в разных ритмах. 
  • «Кружок». Языком нужно очертить круг вокруг губ. Важно чередовать темп.
  • «Качели». Рот открывается, а язык поочерёдно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Злая лошадка». Изображать фырканье лошади с силой выдыхая воздух ртом, не раскрывая его. Губы должны словно подёргиваться. 
  • «Пятачок». Губы смыкаются, вытягиваются и вращаются по кругу в разные стороны. Такое упражнение подойдёт детям постарше — от 1,5–2 лет.

Музыкальные упражнения

Чистоговорки. Самые простые и эффективные упражнения для развития речи. Вы можете придумывать их сами или воспользоваться уже готовыми. Главное, чтобы они были примитивными и на разные слоги.

Примеры:

Ша-ша-ша — у меня лапша.

Шу-шу-шу — дай игрушку малышу.

Аш-аш-аш — облетает садик наш. 

У-у-у — а я к мамочке иду.

У-у-у — листья плавают в пруду.

У-у-у — я на улицу хочу. 

Игры в интонации. Предлагаем малышу произносить слоги, которые он умеет, разными интонациями: с возмущением, шёпотом, с нежностью и т.д.

Специалисты советуют музыкальные, артикуляционные и другие упражнения для развития речи

Важно знать о развитии речи ребёнка

  • Развитием речи ребёнка можно заниматься с раннего детства: читать стишки-потешки, петь песни, агукать, комментировать свои действия, говорить повторяющиеся слоги и т.д.
  • Если ребёнок использует слоги вместе конкретных слов, важно его поправлять и называть предметы правильно. Делать это нужно спокойно и приветливо.
  • Разговаривая с ребёнком, важно смотреть ему в глаза, так как он наблюдает за артикуляционным аппаратом. В первый год жизни слова нужно произносить чётко, не коверкая их.
  • Если вы подозреваете отставание ребёнка в речевом развитии, незамедлительно обратитесь к педиатру, он уже выдаст направление к узким специалистам.

Все фото: pexels

16 мая 2022 г.
no items