Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Ладошки ребенка

Как развивать мозг дошкольника с помощью творчества

«Эффективно обучать малышей можно только через игру и творчество», — утверждает Шамиль Ахмадуллин, автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков.

Дина Батий Журналистка, переводчица, мама двоих детей

Шамиль Ахмадуллин, автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков, рассказал о пользе лепки и рисования, примерах занятий для разных возрастов и внутренней мотивации к обучению.

Почему до 7 лет игра и творчество полезнее уроков

Первые семь лет мозг ребёнка ещё не готов к тому, чтобы тот сидел 40 минут на месте и выполнял что-то по инструкции. Даже в первом классе это даётся многим с трудом, и часто школьники плачут после уроков от психического напряжения. Дети помладше фактически не готовы к такой форме обучения. Если заставлять в этом возрасте сидеть за столом и делать что-то через «не хочу», возникнет лишь отвращение к учёбе. 

Основная задача родителей дошкольников — стимулировать интерес к обучению через то, что ребёнку нравится. А именно — через творчество и игру.

Творческие занятия благотворно влияют на развитие когнитивных функций: мышление, память, внимание и речь. Постарайтесь создать ребёнку максимально обогащённую среду. Ведь чем больше сенсомоторного опыта он получит, тем сложнее будет структура его мозга. Пусть у вас дома будет много разных материалов для творчества: пальчиковые краски, гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки, пластилин, клей, цветная бумага, ножницы. Даже если ваш ребёнок не станет художником, сложные нейронные цепочки помогут ему в другой сфере — например, в программировании.

Где черпать идеи для занятий

Многим родителям сложно придумать, каким именно творчеством заниматься с ребёнком, что рисовать и как. В этом помогут книги с идеями и наглядными инструкциями. У меня есть целая серия пособий «Школа рисования», в которых пошагово показано, как изобразить осьминога, диплодока или подводную лодку. Рисование полезно для мелкой моторики и красивого почерка. Ещё оно отлично снимает напряжение и стресс.

Также очень полезна лепка. Она помогает развивать пространственное мышление и повышать концентрацию внимания. В пособиях «Школа пластилина» есть инструкции, как сделать разные фигурки — от лисы до пирожного. Взрослые могут показывать малышам, как правильно создавать разные формы из пластилина, а вот лет с четырёх многие уже самостоятельно лепят фигурки по схеме.

Какие занятия лучше подходят детям разных возрастных групп

Хотелось бы указать строгие возрастные рамки для определённых упражнений, но в действительности мозг малышей развивается по-разному. Кто-то в два года лепит черепашку, а кто-то в четыре не может сделать нормальную колбаску. При этом если Маша в два года научилась бегло читать, а Миша в пять лет ещё и по слогам не умеет, это не значит, что в шестом классе Маша будет учиться лучше Миши. 

Здесь я предлагаю лишь варианты полезных занятий для разных дошкольников. Ориентируйтесь на вашего ребёнка, а не на сверстников: если что-то получается легко — усложняйте, если не получается — упрощайте.

Творческие занятия для детей 1–2 лет

Рисунки пальчиковыми красками. Покажите малышу, как обмакнуть пальцы в краски и оставить следы на бумаге. Не надо пытаться сделать реалистичный рисунок — пусть будут линии и пятна. Это отличная тренировка тактильного восприятия.

Игра с пластилином. В таком возрасте ребёнок способен катать шарики и колбаски, хотя просто мять и отщипывать пластилин тоже полезно. Самым маленьким отлично подходит пластилинография — техника, когда ребёнку на специальной карточке с рисунком нужно размазать пластилин, как на раскраске. 

Творческие занятия для детей 3–4 лет

Вырезание из бумаги. Ребёнок уже может орудовать ножницами, только не забывайте о безопасности — либо давайте специальные детские ножницы, либо присматривайте за ним в процессе. Предложите ему вырезать бумагу по линиям: прямо, волнами, зигзагом. Потом уже можно вырезать фигурки по контуру. 

Лепка фигурок из пластилина. В таком возрасте дети могут самостоятельно поэтапно лепить фигурки по инструкции (например, из сборника «Школа пластилина»). Это занятие помогает детям научиться планировать свои действия и стимулирует ситуацию успеха.

Рисунки карандашами и фломастерами. Уже в три-четыре года можно давать ребёнку пишущие инструменты. Они прекрасно тренируют мелкую моторику, так как карандаш нужно удержать в руках, да ещё и правильно им надавить, чтобы вышла линия. 

Творческие занятия для детей 5–6 лет

Аппликация. Такие поделки помогают развивать аккуратность, концентрацию внимания, а также воображение. Начинать стоит с простых аппликаций: не больше 7 деталей.

Нейропсихологические упражнения. В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно рисует, лепит, клеит — по инструкции и без. Вы можете не вмешиваться в эти процессы. Предложите ребёнку новые занятия — например, рисовать обеими руками. Это нейропсихологическое упражнение, во время которого полушария мозга работают синхронно, так что образуются новые нейронные связи. Начинайте такие занятия с простых чёрточек, линий, фигур. Постепенно переходите к более сложным рисункам. 

Почему родителям важно рисовать и лепить с детьми

Не все дети горят желанием лепить из пластилина или рисовать. Как быть в таком случае? Ни в коем случае не заставлять. Ребёнок «работает» по закону физики: чем больше на него действие, тем больше противодействие. 

Просто попробуйте сами сесть и начать что-то лепить. Обычно через 10 минут ребёнок уже смотрит, что мама делает, а через 12 минут говорит: «Мама, я тоже хочу!»

В этот момент можно его подключить, только спокойно, без излишнего энтузиазма. Кстати, необязательно это должна быть мама. Если вам неинтересно, пусть лепить будет кто-то другой — папа, бабушка или дедушка. Взрослый обязательно должен быть включён в процесс — это важно для внутренней мотивации ребёнка.

Детям нужно давать максимально адекватную обратную связь. Многие родители знают, что нельзя резко критиковать, и ударяются в другую крайность — называют поделки шедеврами. Рано или поздно ребёнок столкнётся с реальностью, и это будет неприятно. Надо стимулировать улучшение результата, потому что ребёнок не может постоянно жить в замкнутой системе. 

Критиковать можно, но только правильно — не самого ребёнка, а либо действие, либо результат. Не «ты плохо лепишь», а «фигурку можно сделать лучше».

Ребёнок проявляет интерес к учёбе только благодаря внутренней мотивации. Её формула простая: я что-то делаю, у меня получается, меня хвалят, чувствую себя молодцом, у меня появляются ещё силы, я стараюсь больше. Творческие занятия укрепляют внутреннюю мотивацию и интерес к обучению. Это пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни, потому что для успешной карьеры постоянно нужно осваивать новые навыки и умения.