Почему усадьбой владел почти каждый писатель? Многие из них мы и сейчас можем посетить.
Усадьба — знаковое пространство для России, через которое можно многое узнать о нашей истории и культуре. Мы собрали в статье ответы на главные вопросы об усадьбах — чем они отличались от дач, почему были популярны среди писателей, как выглядел господский дом и парк и как вообще «читать» усадьбу.
Первые упоминания об усадьбах встречаются уже в XVI веке. Тогда они назывались «усадище» (от слов «сад, садить») и принадлежали землевладельцам. С XVIII века хозяевами становятся и дворяне. Усадьбы были родовыми гнёздами и переходили по наследству. Семьи безвылазно проводили в них тёплый сезон, а то и круглый год. В усадьбах было своё хозяйство, которое и обеспечивало благосостояние их собственников.
Дачи же возникли при Петре I: он раздавал земли вдоль Финского залива, чтобы путь к Петергофу пролегал мимо красивых зданий. Дача — от слова «давать», то есть буквально данная земля. Дачи располагались недалеко от города, что обеспечивало большую мобильность их владельцев. Кроме того, они предназначались для отдыха, а не хозяйственных хлопот.
Активно строить усадьбы начали в XVIII веке. За образец брали царские резиденции и архитектуру классицизма. Обычно возводили двух- или трёхэтажные дома с колоннами, которые увенчивались треугольным фронтоном (верхняя часть фасада здания) с гербом семейства. С XIX века деревянные дома перестали штукатурить и начали красить в «говорящие» цвета. Так, например, жёлтый указывал на богатство хозяев, а красный — на их жизнелюбие. Часто потомки перестраивали усадьбу для расширения площади, с этим менялся первоначальный облик, поэтому хоть многие усадьбы внешне похожи, в них также немало индивидуальных особенностей.
Внутри здания были анфилады комнат (ряд помещений, расположенных по прямой линии с дверными проёмами на одной оси, что создаёт сквозную перспективу) с обязательной гостиной для приёма гостей, кабинетом, столовой, спальнями, а на втором этаже находились комнаты для детей и учителей. Убранство зависело от вкуса и благосостояния хозяев, однако многие знаковые предметы той эпохи можно увидеть в большинстве усадеб: зеркала в простенках, изразцовые печи, секретеры, столик-бобик, ломберный стол для карточной игры, пейзажи и шикарный паркет.
Помимо главного барского дома в комплекс усадьбы входили флигели для гостей и подрастающего поколения, хозяйственные постройки (хлев, конюшня, псарня и т. п.), церковь и, конечно, парк. В XVIII веке парки разбивали по французской моде с её строгой геометрией — отсюда прямые липовые аллеи и симметричные цветники. С XIX века пространство вокруг усадьбы стало больше напоминать английские пейзажные парки, в которых мало искусственности, зато сполна проявляется естественная красота природы. Пруды, холмы, высокие деревья, извилистые дорожки — всё это подчёркивало романтическую идею усадьбы как места настоящей жизни с искренними чувствами в противовес городской надуманности и фальши.
«В живописную композицию пейзажных ландшафтов усадебных парков внедрялись регулярные элементы, классицизм сочетался с «сажалками», рыбными прудами позднего русского средневековья. Все эти «садовые безумства» как нельзя более соответствовали вольной деревенской жизни, развитию чувства независимости частного человека», — пишут авторы монографии «”Усадебный мир” русской культуры: миф или реальность?». Усадьба становилась для владельца его идеальным микромиром, а заодно и зеркалом.
Усадьба держалась на труде крепостных. Одни помещики вникали в хозяйские дела и следили за своими угодьями, другие перекладывали всё на плечи управляющего, сами же праздно проводили время. «Идеал поместной жизни — дом как большая патриархальная семья, объединяющая кровных родственников и домочадцев (дворовых, слуг, приживальщиков), преемственность поколений, укоренённость в историческом прошлом и нацеленность на возделывание наследственной земли», — пишет О. А. Богданова в книге «Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.». После отмены крепостного права владельцам пришлось придумывать новые способы заработка — так в усадьбах стали строить винокуренные, мыловаренные, бумажные и прочие мануфактуры.
Помещики начинали день с молитвы и кофе со сливками, выслушивали доклады старост, плотно завтракали и долго — часа три — обедали, потом спали, а вечерами играли в карты, слушали музыку, беседовали с домашними. Многие дворяне запирались на несколько часов в кабинете, где занимались интеллектуальным трудом — читали или писали.
Обычная жизнь текла размеренно, но когда приезжали гости, всё преображалось. «Усадебный праздник называли ”угощением усадьбой”, так как гостей ”угощали” пространством и ”чудесами” в усадьбе», — рассказывается в монографии «”Усадебный мир” русской культуры: миф или реальность?». Для гостей устраивали балы и концерты, катали их по воде и показывали достопримечательности парка. Ещё всем скопом, с женщинами и детьми, ездили на охоту.
В XIX веке словесностью занимались в основном дворяне. Им, в отличие от крестьян, было доступно образование. Значит, во-первых, они могли читать Гомера, Шекспира, Гёте и многому у них учиться. Во-вторых, у них было время писать романы.
Знатные дворяне часто были помещиками со своими родовыми имениями. Потому подавляющее большинство классиков непременно связано с определённой усадьбой: Пушкин — Михайловское и Болдино, Лермонтов — Тарханы, Тургенев — Спасское-Лутовиново, Тютчев — Мураново, Толстой — Ясная Поляна и т. д. Они росли в усадьбах, затем возвращались в них на лето, а некоторые — и в ссылку. Как пишет исследователь Василий Щукин: «Миф русской усадьбы — это миф о красоте “приютных уголков”, которую хранят в своей душе лучшие из тех, кто в этих “уголках” родился и вырос».
О писательских усадьбах расскажем в следующих статьях: вы узнаете, как устраивали быт, вдохновлялись и творили классики. Совершить путешествие по этим местам поможет Ozon. На маркетплейсе можно сравнивать цены на билеты, выбирать самые выгодные и оплачивать заказы баллами.
Самый очевидный ответ: потому что писатели жили в усадьбах. Поэтому у нас есть «Барышня-крестьянка» Пушкина, «Дворянское гнездо» Тургенева, «Обрыв» Гончарова, «Анна Каренина» Толстого. Весь этот корпус произведений принято называть «усадебным текстом». Однако причин его возникновения гораздо больше. Во-первых, в силу своей удалённости от города усадьба стала пространством самовыражения дворянина, что помогало писателям лучше характеризовать своих персонажей (вспомнить хотя бы героев «Мёртвых душ» Гоголя). Во-вторых, так как усадьба была неотрывно связана с природой, то и в текстах она переплетается с естественной жизнью души, с чувствами, которые менее сдержаны условностями, чем в городе. В-третьих, именно в усадьбе образованные дворяне сталкивалась с народной культурой, отчего обогащалась поэтика их текстов.
«Представления о христианском рае и античной Аркадии нашли своё отражение в культурно-историческом явлении русской усадьбы, образ которой в литературе стал одним из наиболее характерных для жизни XIX века в России», — пишет Марина Глазкова в диссертации «"Усадебный текст" в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. А. Фет».
В русских романах персонажи ведут себя определённым образом в том или ином месте усадьбы: беседка и аллеи предназначены для объяснений в любви, кабинет — для важных мужских решений и внутренних терзаний, пруд — место задумчивости и печали, цветник — точка радости и надежды. Эмоциональная карта усадьбы была понятна как писателям, так и читателям.
После революции 1917 года и отмены частной собственности сама по себе усадьба стала символом утраченного рая. Одни усадьбы были разрушены, другие превращены в музей. Но традиция дворянской усадебной жизни оборвалась. Особенно сильно горевали об этом писатели в эмиграции, благодаря чему осталось много пронзительных текстов — например, «Тёмные аллеи» Бунина или «Другие берега» Набокова.
Фото: Egor Myznik/Unsplash