Антифриз защищает двигатель автомобиля от перегрева, а охлаждающую систему — от замерзания, коррозионного повреждения и накипи.
Он не даёт резиновым и пластмассовым деталям высохнуть и потрескаться, продлевая срок эксплуатации транспортного средства. В статье расскажем, как выбрать охлаждающую жидкость.
Это технический реагент. Его изготавливают на основе этилен- или пропиленгликоля — соединений, которые замерзают при очень низких температурах. Благодаря этому антифриз поддерживает нормальную работу автомобиля в морозы. Ещё он отводит жар от двигателя и коробки передач при сжигании топлива и защищает систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания от коррозионного повреждения.
Хладагент наливают в расширительный бачок, откуда он подаётся в систему охлаждения, циркулирует по большому и малому кругу, «захватывает» тепло и передаёт его радиатору.
Отличие от тосола. «Тосол» — советская торговая марка, под которой выпускались разнообразные технические жидкости для транспортных средств, в том числе незамерзающие жидкости. Сегодня под этим названием реализуются недорогие антифризы класса G11.
Неорганические. В таких растворах в качестве присадок используют силикаты, нитриты или фосфаты. Соединения формируют оксидную плёнку на металлических составляющих системы охлаждения. Она обладает хорошими антикоррозийными свойствами, но ухудшает отвод тепла.
Неорганические смеси делят на две подгруппы:
В последние годы в жидкостях, произведённых в Европе, сократилось количество силикатов, они по характеристикам приблизились к американским Low Silicate Formula.
Неорганические антифризы эффективны при температуре до –40°C, некоторые промерзают только при –60 °C. Минус смесей — ограниченный срок службы (до двух лет). Для мощных двигателей современных авто они не подходят.
Органические. Ещё их называют карбоксилатными. Эти растворы изготавливают с использованием органических кислот, которые не образуют на деталях накипи и налёта, не засоряют охладительную систему. Смеси подходят для алюминиевых двигателей.
В незамерзайках на основе пропиленгликоля присутствуют исключительно органические присадки. В них также есть карбоновая кислота, которая быстро охлаждает рабочие элементы силовых агрегатов, устраняет микрокоррозии. Срок годности — до 5 лет.
Гибридные. Эти составы сочетают в себе органические и неорганические соединения и создают комбинированную защиту рабочих частей автомобиля.
Гибридные антифризы — доступный по цене базовый вариант с минимальным содержанием присадок. Их используют в регионах с умеренным климатом и меняют каждые 2–3 года. Недостаток — эффективность охлаждения ниже.
Лобридные. Эти антифризы имеют органическую основу, обогащённую минеральными компонентами. Они экологичны и производятся по сложной технологии, поэтому стоят дороже аналогов. Сочетают эффективное охлаждение и высокую степень защиты деталей механизмов.
Составы предназначены для современных двигателей. Плёнка, которую создают лобридные жидкости, очень тонкая. Некоторые присадки действуют локально — в местах, где чаще всего образуется коррозия.
Преимущества:
Единственный серьёзный недостаток незамерзающей жидкости — токсичность. Антифриз, в составе которого присутствует этиленгликоль, очень ядовит: его пары вызывают раздражение глаз и верхних дыхательных путей, вялость и сонливость. Внимательно следите за тем, чтобы в радиаторе и кране отопительной системы не было утечек, если используете антифриз для них.
Температура кипения. Важно, чтобы незамерзающая жидкость не закипала даже при сильном нагреве двигателя. Для стандартных условий эксплуатации подойдёт антифриз с температурой кипения от 110°С до 120°С . Если вы ездите по песчаным или заснеженным дорогам, часто оказываетесь в пробках, актуальным будет состав с повышенной температурой кипения.
Температура замерзания. Чтобы определиться, какой антифриз заливать в автомобиль, обратите внимание ещё на один параметр — температуру замерзания. Производители предлагают варианты с показателями от –40 °C до –80 °C. При выборе незамерзающей жидкости учитывайте зимние температуры в вашем регионе с запасом 5–10 °C.
Форма выпуска. Есть два возможных варианта: готовый раствор и концентрат. Первый допустимо использовать сразу после покупки. Второй нужно разбавить дистиллированной или деионизированной водой.
Индекс VAG. Эта классификация, созданная концерном Volkswagen AG, получила наибольшее распространение. Согласно ей традиционные антифризы маркируются цифро-буквенным сочетанием G11, карбоксилатные — G12, гибридные — G12+, лобридные — G12++ и G13. Однако стандарт не является обязательным, его используют не все компании. Поэтому лучше выбирать антифриз по аналогии с тем, что уже залит в автомобиль, ориентироваться на рекомендации производителя.
Цвет. Изначально активные компоненты антифризов прозрачны, оттенок им придают красители, специально добавленные производителями. Делают это по нескольким причинам: чтобы не спутать токсичную жидкость со спиртом или водой, быстрее найти утечку, оценивать уровень состава в бачке.
Цветам приписывают разные значения. Например, якобы синие составы предназначены для температуры на улице до −40 °С, красные — до −65 °C. Другая версия связывает оттенок со сроком службы жидкости. Однако цвет не отражает свойства антифриза, стандартов здесь нет, а выбирать продукт по оттенку нельзя — ориентироваться нужно на свойства.
Марки и производители. На российском рынке представлены антифризы многих производителей. Самые популярные:
Обычно производители автомобилей рекомендуют конкретные антифризы.
Остерегайтесь подделок — они отличаются от оригинала заниженной ценой, присутствием осадка, резким запахом. Упаковка выглядит некачественной, на ней не указано значение рН. Такая продукция может сильно навредить машине.
Традиционные незамерзающие составы (G11). Подходят для радиаторов разных видов, защищают детали от ржавчины. Недорогие, с хорошими смазывающими показателями.
В этой категории можно выделить:
Органические и гибридные незамерзающие составы (G12/G12+). Неплохо проявили себя антифризы следующих торговых марок:
Смешивать антифризы разных видов категорически запрещено. Если нужно срочно добавить в систему охлаждающую жидкость, а у вас нет точно такого же продукта, который использовался раньше, ориентируйтесь на класс хладагента, а не его цвет — важно, чтобы составы старого и нового антифризов максимально совпадали. В противном случае их антикоррозийные присадки начнут «конфликтовать» и потеряют рабочие свойства. Это приведёт к серьёзным проблемам:
Если до необходимого уровня нужно долить не более 200 мл, добавьте дистиллированную воду. Если недостаёт большего объёма, охлаждающую жидкость лучше полностью заменить.
Чтобы избежать ошибок, следуйте инструкциям производителя. Храните упаковки от залитой смеси, чтобы знать, какой состав использовать в следующий раз.
Фото: Shutterstock