Машина на фоне моря

Как выбрать летний комплект шин: основные рекомендации

Разброс температур в России — от +40 до –50 °C. Поэтому автомобилисты держат комплект шин для каждого сезона — и летнего, и зимнего.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
28 апреля 2022

Любая автомобильная резина должна обеспечивать безопасность движения, соответствовать рекомендуемым производителем параметрам и отвечать индивидуальным условиям эксплуатации.

При покупке летнего комплекта шин важны следующие характеристики

  • Типоразмер. В маркировке указываются ширина, серия профиля, радиальное расположение корда каркаса, посадочный диаметр.
  • Индекс нагрузки. Номинальный вес, которое способно выдержать одно колесо.
  • Индекс скорости. От показателя зависит тормозной путь и сцепление с дорогой. Чем выше индекс, тем лучше.
  • Сопротивление качению. Обозначается буквами от A до G.
  • Рисунок протектора. Формируют продольные и поперечные канавки различной глубины, ширины и рельефа.

Различия между летней резиной и зимней 

В сплаве резины для шин есть три компонента.

  • Натуральный и синтетический каучук. Даёт прочность, эластичность и упругость.
  • Сера. Участвует в вулканизации. Повышает эластичность и прочность резины.
  • Комплекс добавок, определяющих температурные характеристики, цвет шин и выполняющих другие задачи.

Разница в качественном составе резины. Для тёплого сезона покрышки изготавливают более твёрдыми. Также при холодах каучук начинает стекленеть, что может привести к разрушению шин и неуправляемости автомобиля.

Зимняя резина, наоборот, более мягкая, при жаре начнёт плавиться. В летний период температура внутри покрышек может достигать +140 °C, что будет критичным для целостности резины и снизит управляемость.

Есть так называемое правило — +7 °C. Используется летний комплект, если температура стабильно выше +7 °C, и меняется на зимний, когда термометр опустился ниже этой отметки. Впрочем, это не законодательное требование. Нормы жёстко устанавливают одно: с начала июня нельзя передвигаться на шипованных колёсах.

Следует не только вовремя менять шины, но и выбирать изделия, соответствующие местному климату и условиям эксплуатации. Тем более что этого требует не только безопасность движения, но и законодательные акты.

Зимнюю резину на летнюю обычно меняют при температуре на улице +7 °C. Фото: unsplash

Протекторы для летних шин

Летний вариант протектора шин нацелен на удержание курса движения автомобиля при высоких скоростях и своевременный отвод жидкости из пятна контакта с дорогой. Поддержание сцепления с дорожным покрытием и обеспечение управляемости транспортного средства — основная задача протектора.

Элементы рисунка протектора

Ребро. Центральная часть профиля резины делит рисунок пополам. Иногда неявно выражена, но обязательно присутствует. 

Блоки, шашки. Для летней резины это разделённые канавками полосы с намеченными блоками. На резине, предназначенной для эксплуатации при регулярной грязи, шашечки более выражены.

Ламели, нитеобразная нарезка. Элемент рисунка для зимнего варианта резины. В летних шинах не используется.

Круговые желоба. Выполняются по периметру колеса, основные желобки идут по краям ребра. На скоростных шинах желобов прорезают больше двух.

Канавки. Блоки протектора разделяют неглубокими канавками на летних шинах. В грязевом исполнении они более выражены.

Плечо. Края профиля, оформленные небольшими блоками. Могут отсутствовать на летней резине.

Ребро, шашки, желоба, канавки — элементы протектора летних шин. Фото: unsplash

Виды протекторов летних шин

Для разных условий вождения, эксплуатации и категорий автомобиля выбирают шины с подходящими профилями протектора.

Ненаправленный симметричный

Это классика для шин, выгодное соотношение качества и цены. Рисунок шины симметрично делится на две половины. Можно устанавливать, не обращая внимания на направление вращения, не боясь перепутать лево и право и на любое колесо. Шина относительно малошумная. Резина непригодна для больших скоростей, зато отлично вписывается в городское движение.

7 243 7 895
6 085 6 451

Направленный симметричный 

Вариант популярен, но устанавливается с учётом направления вращения колеса. Обозначается на шине стрелкой и надписью Rotation. Широкие канавки протектора направлены, это помогает эффективнее удалять воду из зоны контакта благодаря более мягкой резине на краях шин. Хорошо работает на заднеприводных машинах и в условиях влажной дороги, уровень сопротивляемости аквапланированию высокий.

Ненаправленный ассиметричный

Покрышка состоит как бы из двух разных частей, каждая половина имеет свой рисунок, выполняющий разные функции. Наружная сторона ската — для сухих покрытий, внутренняя — для дождливой погоды. Здесь так же важна верная установка, согласно меткам на шине.

90 000 95 400
8 911 9 713

Направленный ассиметричный

Редкий и дорогой вариант шин. Хорошо держит курсовую устойчивость и не боится высоких скоростей. Шины с направленной асимметрией делят на правые и левые. Так что шиномонтаж должен быть профессиональным. Такой протектор в движении хорошо сочетает качества асимметрии и направленности.

Есть ещё один вид рисунка — ёлочка. Выглядит как глубокие канавки, разведённые под углом. Оправдан в местностях с высокой влажностью: хорошо взаимодействует с мокрой поверхностью, результативно отводит воду. Изготавливают для легкового и грузового транспорта.

Типы протекторов шин по дорожным условиям

Важно определить, для каких дорог предназначены шины. Выделяют три типа протектора для автомобильной резины:

  • городской, шоссейный;
  • вседорожный, универсальный;
  • спортивный, полуспортивный.

All Terrain (А/Т)

В переводе — любая местность. Предполагается, что будет эксплуатироваться на асфальте, грунтовых и гравийных дорогах, а также в условиях небольшого бездорожья. Следует помнить, что универсальность обычно даёт средний результат по всем параметрам. Шины этого типа одинаково средне идут по всем покрытиям.

Хорошо проявляют себя на песчаных почвах и при небольшом уровне загрязнения дороги, но будут тяжело идти по глинистым участкам. Справятся с крутым подъёмом, но шумят на асфальте. Рисунок протектора А/Т с явно прорисованными шашками и канавками средней глубины. Плечевые грунтозацепы с выверенным углом наклона отталкивают камни и снижают риск появления разрывов резины.

Минусом является значительный вес колёс, увеличивающий изнашиваемость амортизаторов машины. Шины типа А/Т подойдут владельцу внедорожника, проживающему в сельской местности.

Highway terrain (H/T)

Шоссейная или магистральная резина. Используют на дорогах общего назначения с асфальтовым или бетонным покрытием. Шины небольшого веса из-за облегчённой боковины. Риск получения повреждений незначителен, так как их применяют на ровных дорогах. Рисунок характеризуется мелкими канавками протектора и поперечными водоотводящими каналами. Размеры шашечек соответствуют летней резине. Тип шин Н/Т подойдёт владельцам легковых автомобилей в городской среде.

Mud terrain (М/Т)

Типичная внедорожная резина для грязи, бездорожья и других особенностей экстремального вождения. Рисунок протектора создаёт агрессивный вид шины. Отличается значительной глубиной и шириной канавок, разделяющих блоки, и острыми кромками шашечек. Плечи шин оборудованы грунтозацепами.

Автомобиль с такими шинами легко преодолеет глинистые и каменистые покрытия. Резина не наматывает на себя мусор и камни, присутствует хорошая самоочистка протектора. На асфальтированной трассе даёт высокий шум от движения и неудовлетворительное сцепление с поверхностью. Шины типа М/Т подойдут владельцам внедорожников, охотникам и рыболовам или туристам.

High Performance (Н/Р)

Скоростные, с выверенными техническими характеристиками шины. Держат нагрузку при высокоскоростном движении и при манёврах. Резина непригодна на грунтовках и даже при слабой грязи. Только автобаны при солнечной погоде или необильном дожде.

Рисунок со слабо выраженными блоками, плечо не оборудовано зацепами. Отличительная черта — глубокие канавки по кругу, способствующие курсовой устойчивости. Резина низкопрофильная. Шины Н/Р подойдут любителям скоростной езды, проживающих в местности с развитой дорожной сетью.

Шины с маркировкой А/Т являются универсальными, М/Т хороши для бездорожья. Фото: unsplash

Индексы скорости и нагрузки

Индекс скорости маркируется латинскими буквами. Каждой литере соответствует максимальная скорость, которую можно развить с использованием шины. M — 130 км/ч, N — 140, P — 150 и так далее с шагом в 10 км/ч до H (210) с шагом в 10 км/ч. V – 240 км/ч, W — 270, Y — 300.

Чем больше показатель, тем выше  сцепление с дорогой, меньше тормозной путь. Но и цена растёт пропорционально. Выбирать индекс скорости стоит в зависимости от особенностей машины и стиля вождения.

Индекс нагрузки — наибольший вес груза, пассажиров, машины, который способно выдержать колесо. Значение 70 – 335 кг, 80 – 450, 90 — 600 и т. д. При выборе также стоит учитывать индивидуальные потребности и воспользоваться таблицей. 

При выборе летних шин учитывают индекс скорости и нагрузки. Фото: unsplash

Выбор верного типоразмера шин

Размерность шины выбирают по рекомендациям производителя. Такой подход способствует безопасности на дорогах и снижает износ резины. Подходящий для автомобиля размер шины указан: 

  • в инструкции к транспортному средству;
  • на табличке, установленной на водительской дверце;
  • на крышке люка бензобака.

В таблицах указаны несколько допустимых размеров автомобильной резины и давление в шинах при определённых нагрузках. Но выбирая размер шины, отличающийся от заводской модификации, придётся менять и диски.

Важно! Менять размер шины, имея прежние диски, можно в пределах: +/–5 % высоты профиля и +/–10 % ширины. Рекомендуется сделать об этом запись в ПТС.

Выбор подходящего размера резины проверяют на шинном калькуляторе. При покупке проводят сверку размеров с маркировкой на шине.

Рекомендации

Все шины автомобиля устанавливают не только одного размера, но и единой конструкции, обязательно от одного производителя. Установив похожую резину на разные оси автомобиля, сцепление колёс с поверхностями будет не одинаковым, что критично в опасных дорожных ситуациях.

Недопустимые комбинации шин:

  • передняя ось с низкопрофильной резиной, задняя — с высокопрофильной;
  • ведущая ось переднего привода с шипованными колёсами, задняя — с нешипованными шинами;
  • одна ось оснащена новой резиной, а другая — изношенными более чем на 75 % шинами.

Два последних варианта наиболее опасны и могут привести к тяжёлым аварийным ситуациям.

Неправильный размер резины влияет на курсовую устойчивость автомобиля и его проходимость. Превышение рекомендованной ширины резины приводит к её контактам с колёсной нишей в поворотах и, соответственно, к деформации шины. Низкопрофильная резина увеличивает нагрузку на подвеску и приводит к повреждениям диска. Слишком узкая шина не способствует устойчивости автомобиля на высокоскоростных дорогах, увеличивает тормозной путь и время разгона.

Маркировка летних шин

Производители разных стран маркируют шины по собственным стандартам. Но в большинстве своём принципы маркировки одинаковы. Обычно самая бросающаяся в глаза надпись на резине — это её модель и марка.

Размерность: на что обратить внимание

Рассмотрим индекс шин Continental, 175/80 R16 98Н:

  • 175 — ширина протектора, mm; 
  • 80 — высота профиля, процентное соотношение высоты боковой части резины к её ширине;
  • R — радиальное расположение корда, диаметральное D на легковых авто не встречается;
  • 16 — диаметр диска, inch (дюймы), размер внутреннего отверстия шины;
  • 98 — код грузоподъёмности одной шины, цифра соответствует 750 кг;
  • Н — индекс скорости, в данном случае 210 км/ч.

Ключевой параметр, определяющий выбор шин, — это диаметр диска.

Маркировка шин отражает ширину протектора, высоту профиля, индекс нагрузки и другие параметры. Фото: unsplash

Дополнительные надписи

Литеры, присутствующие на шине:

  • SUV — характеризует высокую грузоподъёмность и дополнительную защиту боковин, ориентирована на внедорожники;
  • С — для коммерческого транспорта;
  • M+S — грязь плюс снег, но не для зимы;
  • AS — всесезонные шины;
  • Зонт — машина хорошо управляется на мокром асфальте;
  • Max load — максимальная нагрузка;
  • Max pressure — максимальное давление;
  • Run Flat, SSR — устойчивость к проколам, за счёт усиленных боковин шина выдерживает путь не менее 50 км с низким давлением;
  • A0, R01 — для Audi;
  • J — для Jaguar;
  • N0, N1, N2 — для Porsche;
  • M0, M01 — для Mercedes.

Дата изготовления

Важный параметр не только для подержанных покрышек, но и для нового приобретения. Больше четырёх–пяти лет с даты изготовления ездить опасно.

Дата обозначена четырьмя цифрами. Первые две — порядковый номер недели, следующие две — год. Пример: 4220 означает дату выпуска с 12 октября по 18 октября 2020 года. Для удобства определения даты рекомендуем пользоваться календарём с номерами недель.

Дата изготовления шин маркируется четырьмя цифрами: номером недели и годом. Фото: unsplash

Надписи для монтажа

Ассиметричная резина требует внимательного монтажа:

  • Outside — наружная сторона шины;
  • Inside — внутренняя часть;
  • Rotation — направление вращения колеса, подтверждённая стрелкой.

Кроме этих литер на поверхности резины можно увидеть:

  • индикаторы износа TWI или VAI;
  • индекс нагрузки — цифры от 70 до 120;
  • индекс скорости — буквы Q/R/S/T и другие.

Фото обложки: pexels

28 апреля 2022
no items