Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Ребенок в библиотеке

Как вырастить читателя из непоседы

Многие родители жалуются: «Моя читает только из-под палки», «А мой только в телефон пялится!»

Дина Батий Журналистка, переводчица, мама двоих детей

Я как мама эти страхи разделяю, а как книголюб и автор подросткового книжного клуба верю, что дети могут читать с удовольствием. Сейчас моему сыну почти восемь лет: он обычный активный мальчишка, обожает дворовые игры, планшет и… книжки! Я не знаю, как заставить ребёнка полюбить книги, но могу поделиться своими принципами мягкого воспитания читателя.

Книги нужны для радости, а не раннего развития

Книжки-картинки, картонки с окошками, pop-up книги, виммельбухи, огромные издания или, наоборот, крохотные — ребёнку понравится любая книга, если с ней можно поиграть. Необязательно его учить тому, как мычит корова или как выглядит буква Ф. Пусть с младенчества привыкает к книге как к любопытному предмету, с которым можно по-разному взаимодействовать: тянуть за клапаны на страницах, ставить шалашиком, разглядывать или слушать. 

Самым маленьким подойдут картонки Эрика Карла, Юсуке Ёнедзу и Акселя Шеффлера. Для детей старше двух лет есть иммерсивные книжки Эрве Тюлле — читатель выполняет задания персонажа и влияет на события следующих страниц. Дошкольники и младшеклассники могут играть с иллюстрированными энциклопедиями: отыскивать ламантинов в «Картах» Мизелиньских, решать загадки «Все на борт «Дискавери-экспресса» и проходить «Лабиринты». 

Ребёнок имеет право самостоятельно выбирать книги

Понимаю родительское стремление создать идеальную детскую библиотеку: только хорошие истории с красивыми иллюстрациями. Но в дом всё равно проникнут сомнительные издания с картинками вырвиглаз и корявыми сюжетами — от бабушек и дедушек, из детского сада, с дачи, отовсюду. Нам, насмотренным мамам, хочется их поскорее спрятать, а дети почему-то моментально вцепляются в них мёртвой хваткой. 

Я долго боролась с такими книгами-нелегалами — книгой с приколами «Нерождество» или жутковатым сборником «Монстры. Бестиарий невиданных чудовищ», — пока меня не осенило, что это библиотека не моя, а детская, и она может быть мне не по вкусу, но точно должна нравиться сыну. Моя задача — предложить разные книги, а выбор он уже делает сам.

Книги не воюют с гаджетами 

Не надо противопоставлять книги мультикам или компьютерным играм. Уж тем более не нужно прибегать к манипуляциям: «Прочитаешь 10 страниц — тогда поиграешь». Ведь тогда книга из друга превращается в надзирателя, хотя на самом деле она такой же источник впечатлений, как и игры на гаджетах.

Мы пытаемся объединить книги, мультики и игры в единый культурный мир ребёнка. Нравятся комиксы «Хильда»? По ним ещё и отличный сериал есть. Давай поищем и игры на планшет. Обожаешь фильмы о Гарри Поттере? Давай поставим аудиокнигу в исполнении Александра Клюквина! Одно дополняет другое, вымышленные вселенные обогащаются — и ребёнок смотрит в книгу с тем же удовольствием, что и в экран.

Нужно читать и классику, и современную литературу

Со времён нашего детства хороших книг стало гораздо больше. Потому не стоит ограничиваться «проверенной литературой», под которой обычно подразумевают Пушкина, Чуковского и Носова. Существует и другой перекос — когда в сторону классики и не смотрят, потому что там всё «неактуально/жестоко/непонятно».

Книги нашего детства и современные тексты одинаково хороши. Пробуйте читать и то, и другое, а ребёнок сам выберет, что ему по душе.

Мой сын одинаково обожает «Денискины рассказы» Драгунского и «Реку, текущую вспять» Мурлева, «Вот какой рассеянный» Маршака и «Сказки о царе Колбаске» Рупасовой. 

Родители подают читательский пример

Любите ли вы сами читать? Часто ли заглядываете в книжные магазины? Разглядываете ли корешки на полках у друзей? Предвкушаете ли чтение перед сном? Почему вам важно, чтобы ребёнок читал? Потому что «это надо» или «это классно»? 

Цветаева писала, что «разъяснять ребёнку ничего не нужно, ребёнка нужно — заклясть». Можно сколько угодно говорить ему о пользе чтения, но лучшим заклинанием будет ваш пример. Если вы сами редко проводите время с книгой, то, может, для начала вам самим попробовать полюбить это дело (и тут вам пригодятся все выше данные советы). 

Можно и не читать

Сегодня ребёнок без конца строит лего-замки, завтра — тянет всю семью играть в «Руммикуб», послезавтра — не отлипает от книг, а потом — снова сплошные лего-замки. Это нормально. 

Он может не читать неделями, и пусть. Не надо этим не-чтением попрекать и насаждать дисциплину «читай двадцать минут каждый день!». Такое давление вредит любым отношениям, в том числе и с книжками.

В такие периоды можно ставить аудиокниги или читать истории вслух, если ребёнок хочет их слушать. Если нет, то пусть отдохнёт от книг и по ним соскучится. 

Автор: Дина Батий, переводчик книг с английского и французского для издательств «Манн, Иванов и Фербер», Albus Corvus

Фото: Pixabay