В возрасте от 1 до 3 лет ребёнок учится ходить, говорить, логически мыслить, различать цвета, формы, взаимодействовать с другими детьми. Малыш осваивает большинство навыков в игре, поэтому следует ответственно подходить к выбору игрушек. Мы расскажем, какие изделия нужны детям для правильного развития.

Обучение ходьбе

После года малыш начинает ходить. Игрушки помогут ему увереннее стоять на ногах.

Игрушки для обучения ходьбе:

  • коляски;
  • корзинки для продуктов;
  • тачки;
  • тележки;
  • резиновые мячи;
  • каталки.

Важная задача родителя в этот период – создание безопасной развивающей среды. Оставьте в открытом доступе всё, с чем ребёнку можно играть, чтобы он сам мог достать то, что ему интересно. Мелкие, острые и другие опасные предметы прячьте, запирайте на замки и специальные заглушки. Если будете постоянно запрещать что-то брать и часто говорить "нельзя", это может привести к проблемам в будущем, сказаться на мотивации ребенка и наверняка вызовет протест с его стороны.

Развитие мелкой моторики

Развивать мелкую моторику рук полезно в любом возрасте. А в период от года до трёх это ещё и необходимо, так как напрямую влияет на развитие речи ребёнка.

Игрушки для развития мелкой моторики:

  • пирамидки;
  • сортеры;
  • стаканчики;
  • счётные палочки;
  • пластилин;
  • пазлы;
  • кубики;
  • мозаики;
  • конструкторы из крупных деталей.

Барабаны с молоточками и стучалки имеют важное психологическое значение. Малыш видит цель и пытается её достичь. А когда ему это удается, он чувствует свою силу и уверенность.

Развитие пространственного мышления

В первые три года ребёнку предстоит познакомиться с основными понятиями об окружающем мире: цветом, формой, объёмом, размером. Например, складывая стаканчики и собирая пирамидки, малыш осознаёт, что такое размер и объём. С цветом и формой его знакомят кубики, сортеры, конструкторы.

Совет: не перегружайте ребенка информацией. Игрушки с множеством звуковых и световых эффектов не всегда способствуют его развитию. Лучше выбрать модели простых форм, основных цветов, постепенно добавляя новое и усложняя задачи.

Игрушки для развития пространственного мышления:

  • пирамидки;
  • сортеры;
  • стаканчики-вкладыши;
  • деревянные кубики;
  • конструкторы с крупными деталями.

Развитие логики

К первому году жизни дети уверенно сидят без помощи взрослых. Многим малышам в этом возрасте нравится купание в ванной. Играя в воде с лейками, вёдрами, мельницами, ребёнок учится логически мыслить, познаёт законы физики, ставит первые в жизни эксперименты. 

Позднее они способны сортировать игрушки по формам и цветам, осознавать, как работают некоторые игрушки. Например, малыш запоминает, что плюшевый друг издает звук, если нажать на его лапу или живот.

Игрушки для развития логики:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • вкладыши;
  • интерактивные игрушки;
  • простые лабиринты.

Развитие речи

Для развития речи ребёнку полезно слушать грамотную и внятную речь взрослого. Чаще рассказывайте деткам потешки, стихи, поговорки, читайте книги. Стимулируйте попытки говорения, подражания. Играйте в "волшебный мешочек": внутрь мешочка положите разные по фактуре, форме, материалу предметы и попросите малыша на ощупь определить, что же там прячется.

Можно купить игрушки с функцией записи голоса, говорящие плакаты, "умные" мягкие изделия, которые умеют  петь и рассказывать сказки.

Игрушки для развития речи:

  • интерактивные игрушки;
  •  "говорящие" книжки и мягкие игрушки;
  • книжки с изображением животных;
  •  игрушки с функцией звукозаписи.

Развитие самостоятельности

После двух лет у малыша возникает потребность изображать повседневные действия окружающих людей. Это связано с так называемым кризисом трёх лет. Ребенок осознаёт, что есть не только мама, но и окружающий мир, интересный и неопознанный. Малыш впервые начинает отделять себя от мамы и осознавать своё "Я".

Начинается период "Я сам", когда он желает всё делать лично. Он хочет готовить еду, мыть посуду и убираться, как мама. Хочет пылесосить, чинить сломанную мебель и ездить на машине, как папа.

Сейчас ребёнка особенно интересуют игрушки, связанные с бытом. Он стремится найти своё пространство, свой уголок, где сможет побыть один и организовать всё так, как ему хочется. Получая такую возможность, малыш развивает самостоятельность, а заодно и готовится к детскому саду.

Игрушки для развития самостоятельности:

  • машинки;
  • куклы;
  • кухня;
  • детская посуда;
  • кукольный домик и игрушечная мебель;
  • игрушечные пылесос, швабра, совок, метла и т.д.;
  • дом-палатка;
  • игрушечные продукты.
1 177 1 635
1 599 2 500

Физическое развитие

Хорошая форма, сила, крепкие мышцы полезны для здоровья, развития речи и письма. Неразработанные мышцы рук могут в дальнейшем привести к трудностям в учёбе. Позаботьтесь о физическом развитии малыша. Беговелы, самокаты, шведские стенки, мячи, игры на свежем воздухе, мыльные пузыри – всё принесёт пользу.

Развитие творческих способностей

Уделяйте внимание эстетическому развитию ребёнка: вместе лепите, рисуйте, пойте. Делайте вместе с малышом отпечатки рук и ног. Для ребёнка это своеобразный способ заявить о себе

Играйте вместе на музыкальных инструментах. Это поможет развить чувство ритма и разработать лёгкие. Кроме того, малыш испытывает гордость и удовлетворение, что ему удалось самому воспроизвести звук, порадовать окружающих.

Больше играйте с песком: и на улице, и на даче. Создавая что-то из песка, ребёнок осознаёт, что может сделать что-то сам, а может и сломать это, переделать. Хорошая альтернатива обычному песку – кинетический. Его сложно разбросать и легко убрать. В то же время с ним очень удобно работать.

Игрушки для творческого развития:

  • пластилин;
  • кинетический песок;
  • музыкальные инструменты: дудочка, бубен, маракасы, деревянные ложки, кастаньеты, колокольчик;
  • материал для рисования: карандаши, фломастеры, мелки, гуашевые, пальчиковые, акварельные краски.

Развитие личности ребёнка

В процессе игры ребёнок знакомится с понятием персональных границ. Он узнаёт, где заканчивается его и начинается чужое. Во время игры важно не принуждать, не заставлять малыша делиться своими игрушками. Лучше спросить: «Можешь дать? Спасибо. Нет? Это твоё право».

Ребёнок поймёт, что у него есть право делиться или не делиться. Такое же право есть и у других детей. Малыш учится договариваться, уважать свои и чужие границы, говорить «нет» и принимать отказ.

Родителям нужно помнить: если игрушек много, желание изучать мир снижается. Слишком большой выбор – и малыш не знает, как выбрать, что выбрать и почему. Необходимо оставить лишь самые полезные игрушки, периодически меняя их и убирая лишнее. Не стоит забывать и про роль родителя в игре. Когда что-то не получается, взрослый показывает, как надо сделать, чтобы получилось. Старайтесь как можно чаще быть рядом.

Фото: thedanw/Pixabay

10 марта 2021 г.
no items