Ozon logo

Поиск по статьям

Ребенок рядом с велосипедом

Какие выбрать тормоза для велосипеда

Важнейший элемент в велосипедах, без которого нельзя представить безопасное передвижение, – это тормоза. Разбираемся, какие бывают тормоза и какие лучше выбрать.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
12 марта 2021

Виды тормозов

Чаще выделяют тормоза двух типов: V-брейки и на дисках.

Ободные V-брейки

V-брейки – тормоза, которые предполагают размещение двух колодок непосредственно на ободе колеса. При нажатии на рычаг они сжимаются, тем самым не давая колесу вращаться. Усилие передается непосредственно от тормозной рукоятки через тросы, помещенные в специальную защитную оболочку.

Этот вид появился в середине 90-х годов, однако остается популярным и сейчас. Чаще такие тормоза устанавливаются на недорогие городские или дорожные велосипеды. На профессиональных горных моделях эта система встречается нечасто, так как в них предъявляются повышенные требования к качеству торможения.

Плюсы ободных моделей:

  • Мощность. Тормозного усилия хватает как для городской прогулочной, так и для спортивной езды.
  • Простота. Конструкция ободных тормозов без проблем ремонтируется или обслуживается даже вдалеке от дома – достаточно иметь при себе набор шестигранных ключей.
  • Ремонтопригодность. Тормоза крайне популярны, так что поиск запасных частей в специальных магазинах не доставит хлопот.
  • Легкость. Ободные тормоза гораздо легче дисковых, что ускоряет их срабатывание и уменьшает общий вес транспортного средства.
  • Доступность. Тормозные системы v-brake дешевые, особенно в сравнении с гидравлическими моделями.

Минусы:

  • Чувствительность к качеству сборки колеса. Для правильной работы важно, чтобы между колодкой и ободом было расстояние, не превышающее нескольких миллиметров. Отклонения от нормы могут снизить эффективность торможения.
  • Уязвимость к влаге. Простые тормоза ухудшают тормозящие качества во время дождя. Однако приобретение хороших современных тормозов и колес с керамическим покрытием обода позволяет снизить влияние непогоды.
  • Обслуживание. Чтобы тормозная система могла прослужить долго, надо регулярно проводить ТО, менять тросы и рубашки. К тому же со временем расстояние между ободом и колодками может увеличиваться.
  • Износ обода. Колодки сильно сжимают обод во время торможения, тем самым ускоряя его износ. Но не стоит сильно переживать, так как процесс растягивается на 5–10 лет.
  •  Негативное влияние на покрышку. Долгое торможение нагревает обод, который передает тепло покрышке. А последняя, разогреваясь, больше подвержена проколу или деформациям.

Модели с дисками

Дисковые тормоза делят на две группы: механические и гидравлические. Такая механика представляет собой особую систему. Поршень давит на диск колеса через одну колодку, прижимая его к другой. Сигнал о начале торможения от рукоятки передается на калипер (тормозную машинку) через трос.

В гидравлическом варианте предусмотрена одновременная работа двух поршней, которые сдавливают обод с двух сторон. При этом усилие от рукоятки передается на поршни через гидролинию, заполненную какой-либо жидкостью. Важнейшим условием работы такой системы представляется её герметичность.

Гидравлические модели считают более эффективными, чем механические. Их устанавливают на профессиональные горные велосипеды, рассчитанные на высокие нагрузки. При этом стоит учесть, что гидравлика обходится недёшево.

Несмотря на конструктивные различия между механикой и гидравликой, преимущества и недостатки дисковых тормозов по сравнению с V-брейком остаются одинаковыми.

Плюсы:

  • Мощность. Системы имеют запас мощности для торможения в любых условиях.
  • Устойчивость к погодным условиям. Конструкции одинаково хорошо работают в жару, холод, дождь, снег. Даже грязь не способна сильно им навредить.
  • Отсутствие износа обода.
  • Отсутствие потребности в частом ТО. Это касается гидравлики, которая способна работать без необходимости обслуживания.
  • Минимальный нагрев обода колеса.
  • Возможность установки не зависит от размера покрышек.
  • Эффектный внешний вид дисковых систем.

Минусы:

  • Много конструктивных решений. С одной стороны, разнообразие конструкций позволяет подобрать подходящий вариант для конкретного велосипеда. Однако при необходимости замены системы возникает множество проблем, так как взаимозаменяемость деталей находится на низком уровне.
  • Сложность ремонта. Осуществить починку тормозов в открытом поле при помощи стандартных инструментов не получится. Гидравлика требует внимательного подхода к каждому этапу ремонта.
  • Малая жесткость. При перевозке диска без колеса высока вероятность его деформации.
  • Чувствительность к маслу. Даже несколько капель масла способны вывести колодки из строя.
  • Токсичность. Особая тормозная жидкость внутри системы может оказывать неблагоприятное воздействие на покрытие, одежду или кожу человека.
  • Закипание тормозной жидкости. Этот недостаток характерен для недорогих тормозных систем с не самыми качественными компонентами.
  • Нагрузка на спицы. Чаще наличие таких систем делает невозможным использование стандартного радиального спицевания.
  • Вес. Тормоза тяжелее вибрейков.
  • Стоимость. Велосипеды с такими тормозными системами традиционно оказываются дороже, чем модели с v-brake.

От чего зависит выбор тех или иных тормозов?

Выбор тормозов напрямую связан с тем, как именно планируется использовать двухколесное ТС. Для полноценного горного велосипеда, на котором планируется ездить по неровным дорогам или холмистым местностям, стоит выбрать классические полноценные тормоза с дисками. Причем желательно останавливаться на гидравлике от известного производителя. Так гарантируется надежность и долговечность конструкции.

На некоторых велосипедах можно поменять тормоза с вибрейков на диски. Они гарантируют мощность, четкое дозирование усилия при торможении, а также безотказность даже в самых сложных условиях эксплуатации.

Если же планируется кататься на заасфальтированных дорогах и ровных грунтовках, лучшим вариантом окажутся V-образные тормоза. Это полезно для тех, кто хочет отправиться в дальнее путешествие. Никакого практического смысла в использовании дисков в этом случае не будет, так как вибрейков хватает.

При передвижении в городе стоит выбирать тормоза с дисками. Но можно ограничиться механическими моделями, которые не слишком сильно ударят по бюджету.

12 марта 2021
no items