Колёса машины

Когда менять резину на зимнюю и во что «переобуваться»

Расскажем, когда стоит менять летнюю резину на зимнюю, какие покрышки лучше подходят для езды по городу и штрафуют ли из-за резины не по погоде.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
7 октября 2021

Период с середины октября по конец ноября — горячая пора для автолюбителей в России. Погода осенью непредсказуема, в любой момент температура воздуха может опуститься ниже 0 °C, асфальтовое покрытие станет скользким.

Неутешительная статистика аварий в межсезонье показывает, насколько серьёзно стоит относиться к вопросу замены летней резины. Но когда точно пора «переобуваться»? Ориентироваться ли на календарь, показания градусника или советы друзей? И что будет, если пренебречь рекомендациями законодательства?

Виды покрышек: основные различия и условия эксплуатации

Различают 3 основных категории покрышек:

1. Для лета.

Разрешены для эксплуатации от + 5 °C. В зависимости от типа рисунка могут быть шоссейные — только для езды по бетону и асфальту, грязевые — для бездорожья, а также универсальные, сочетающие в себе преимущества двух предыдущих моделей. Летние покрышки довольно жёсткие: они не плавятся и не теряют форму в жару, а вот на морозе застывают и становятся хрупкими, теряют сцепление с дорогой.

2. Для зимы.

На резине предусмотрены крупные блоки и глубокий протектор, большая часть ламелей в рисунке направлены в разные стороны. Можно выделить 2 вида покрышек:

• «Европейские» («еврозима») — рассчитаны на эксплуатацию автомобиля в условиях мягкой зимы на дорогах без оледенений, не боятся мокрого дождя и снега.

• «Скандинавские» зимние шины имеют протекторы высотой 10 мм, (иногда) металлические шипы и подходят для использования в условиях суровой зимы, хорошо ведут себя при гололёде. Но на асфальте модели с шипами довольно шумные.

Однако различаются эти виды покрышек не только протектором, но и составом резиновой смеси. «Скандинавские» — более мягкие, не дубеют на морозе. Но в относительно тёплую (для зимы) погоду становятся чересчур мягкими: протектор быстрее изнашивается, увеличивается расход топлива, и ухудшается управляемость машины. «Европейские» покрышки — более жёсткие, долговечнее «скандинавских», но крайне неустойчивы на льду.

3. Всесезонные.

Универсальный и более экономный вариант, их ещё называют «липучками» из-за особенности строения протектора. Такая резина подходит для езды летом и зимой. Но эксплуатационные качества хуже, чем у специализированных зимних и летних моделей. Такие обычно нужны в мягком климате, где нет большого перепада температур между зимой и летом.

Также покрышки могут иметь дополнительные характеристики. Шины с низким профилем обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, позволяют быстро разгоняться и лучше тормозить. Хороши для чистых городских дорожных покрытий, при выезде на участки с плохим покрытием или грунтовку плавность управления снижается. Ездить по глинистым трассам и крутым склонам лучше на специальных внедорожных (грязевых) шинах — с высоким профилем и глубоким протектором. Они также бывают летними, зимними и всесезонными.

Выбирая покрышки для зимы, всегда ориентируйтесь на климат, в котором живёте, и условия эксплуатации (асфальт или просёлочная дорога, бездорожье, грязь).

Когда надо ездить на зимних колёсах по закону

В ПДД нет чётких указаний и точных сроков, когда автовладелец должен устанавливать зимнюю резину. Водителям рекомендуют руководствоваться нормативами ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», ПП № 1090 от 23.10.1993 года, Раздел 5 и КоАП глава 12.

Так когда же «переобуваться»?

Согласно этим документам, начиная с мая по август все автомобили должны ездить на летних шинах. Менять колёса на зиму стоит, если несколько дней столбик термометра держится в среднем на +5 °C, но не позднее 15 ноября. Сроки могут быть сдвинуты, исходя из климатических особенностей конкретного региона. Если по утрам регулярно подмораживает, можно ехать на шиномонтаж за новой резиной, не дожидаясь установленных законодательством сроков.

Отправляйтесь на смену резины и в тех случаях, когда не чувствуете себя уверенно на дороге в изменившихся погодных условиях: увеличивается тормозной путь, машину «ведёт» в разные стороны на летних шинах.

Шины зимние
Выбрать
4 510
4 510
3 050
6 106

Штрафуют ли за несезонную резину и в каких размерах

Ещё 7 лет назад, в 2014 году, был разработан законопроект, в котором предлагалось дополнить статью 2.5 КоАП РФ частью 3.2. Это бы позволило сотрудникам ГИБДД штрафовать автолюбителей за отсутствие резины для зимы на 2000 рублей. Но поправка так и не была принята, поэтому сегодня максимальная сумма, которую могут взыскать с водителя за нарушение правила КоАП и несвоевременную замену покрышек, — 500 руб.

Также нормами рекомендуется заменить весь комплект шин при среднем или значительном износе более двух из них. Допускается использование покрышек с разными характеристиками на передних и задних осях машины, но категорически запрещено ставить покрышки разных сезонов, так как это может быть очень опасно: автомобиль становится неуправляемым и легко может уйти в занос.

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что, игнорируя требования по смене покрышек, он ставит под угрозу свою жизнь, жизнь своих близких и других людей. Поэтому своевременно «переобувайте» машину в зимние шины, не откладывая на потом. 

Фото: tookapic/Pixabay

7 октября 2021
no items