Ozon logo

Поиск по статьям

Личный опыт: одна на мотоцикле из Москвы в Горно-Алтайск

«Путешествуя в одиночестве, понимаешь, как много в мире добрых людей»

Ольга Мялова Журналист, публицист, любитель собак
3 октября 2022 г.

В июле Екатерина Егорова - бильд-редактор и доула из Москвы - проехала на мотоцикле от столицы до Горно-Алтайска. Дорога заняла две недели. Мы побеседовали с Катей о том, каково это – за пару часов собраться в подобное путешествие, преодолеть 5800 километров на открытом воздухе и испытать на себе гостеприимство жителей Алтая.

«В дороге решила не краситься»

— Давай с самого начала: как давно ты впервые села на мотоцикл и почему вообще увлеклась этой темой?

— У меня дедушка был мотоциклистом, старший брат катался, так что я с детства ездила на мотоциклах. Права получила в 2004 году, когда мне было 22 года. Но после этого вышла замуж, занималась детьми и к мотоциклу не подходила. Мужу это увлечение тоже особо не нравилось. Но потом я развелась, у меня появились свои интересы, и меня ничего не держало. Так я занялась мототемой вплотную – купила себе мотоцикл и начала ездить сама.

Что за мотоцикл?

— Первым был Suzuki Intruder, маленький чоппер, 400 «кубиков». Сейчас у меня Kawasaki Vulkan, 900 кубов.

Как ты решилась отправиться на Алтай? Да ещё и в одиночку?

— В прошлом году я уже ездила одна в Териберку – это было моё первое большое путешествие. И с тех пор начала мечтать об Алтае. Но так как это далеко, а я обычный живой человек, у которого отпуск длится две недели, эта мечта мне казалась несбыточной. Уговорить начальство на трёхнедельный отпуск не удалось. Поэтому у меня появилась идея – доехать до Алтая, а оттуда отправить мотоцикл транспортной компанией. Так я в итоге и поступила.

При этом детали путешествия я вообще не планировала. Просто целый год представляла, как поеду на Алтай, и при этом никак не готовилась. В первый день отпуска, в субботу, проснулась, решила: «Ну, всё-таки поеду» и собралась за одно утро. Нет, естественно, я сделала предрейсовый техосмотр, чтобы посмотрели, всё ли в порядке с мотоциклом. А так – даже маршрут не продумала. В голове были только первая точка – Казань и окончательная точка – Алтай.

— А что ты с собой взяла? На мотоцикл всё-таки много не нагрузишь…

— Одежду. Косметику, естественно. Хотя я в путешествии ни разу не накрасилась – решила в итоге забыть о таких вещах и просто так кататься. Что ещё? Дождевик, который потом у меня по дороге в Омск улетел, потому что я его пристегнула не очень хорошо. В Омске пришлось покупать новый - дожди были приличные. Взяла вещи первой необходимости, больше ничего особенного. Ну, термос. Хорошо, когда в жару у тебя в термосе холодная вода, а когда холодно – горячий чай.

— Но ехать, наверное, чаще всего холодно? Особенно ночью?

— Холодно, и постоянно летят мошки в визор. Постоянно приходится останавливаться и протирать его, чтобы хотя бы что-то видеть. А если ещё и дождь, то это вообще невозможно.

В целом, я люблю ночами ездить, а днём спать. И вот как интересно получилось: в Териберку я ехала ночью, были белые ночи, и мне очень понравилось. Но почему-то я забыла, что в тот раз я ехала на север, а в этот раз – поеду на восток, и никаких белых ночей не будет. В итоге оказалось, что ночью ехать очень холодно, да ещё и время куда-то постоянно исчезает. Ведь по дороге на восток меняется часовой пояс. Выезжаешь в 12, а у тебя по дороге – хоп! – и два часа слетело. И куда-то добираешься очень поздно.

В общем, я в процессе решила, что ночью ездить не буду, потому что холодно, и постаралась днём. Но днём все эти две недели, что я путешествовала, была жуткая изнуряющая жара. Я ездила без куртки, в одной футболке, что тоже не очень хорошо: и не безопасно, и обгораешь на солнце. И дождь был, и грозы, и молнии. В общем, было всё.

Но ничего, это закаляет и силу воли, и организм. Если есть мечта – к ней нужно стремиться и через всё пройти.

— А не страшно было в дороге? Были какие-то опасные моменты?

— Не было таких моментов. На самом деле, это первый вопрос, который мне задают всегда и везде, когда я останавливаюсь, например, где-нибудь на заправке. Бывает, что ты едешь и даже поговорить особо не с кем. Поэтому на заправках я очень люблю разговаривать с дальнобойщиками - они подходят, спрашивают про мотоцикл: «Сколько ест?» и так далее. И обязательно спрашивают: «Как же тебе не страшно?».

Но честно: путешествуя в одиночестве, ты понимаешь, как много в мире добрых людей. Ни разу мне никто ничего не сделал плохого, и мне ни разу не было страшно. Любой человек был готов прийти на помощь. Давали телефоны: «Мы из вот этого города, если что случится – набирай, мы тебе поможем». То есть все были очень доброжелательные.

Может быть, иногда становилось не по себе из-за того, что мотоцикл тяжёлый и не предназначен для внедорожья. Были ситуации, когда я заезжала в какое-то место, где вообще не было машин, и я понимала, что не выберусь оттуда, если, например, пойдёт дождь и дорогу размоет.

Но всё-таки работала мотивация: «Куда же я денусь, если я оттуда не выеду? Что же я, здесь останусь навсегда?». Она каждый раз помогала преодолевать разные сложности.

Один раз я всё-таки упала, завалила мотоцикл там, где невозможно было мне самой справиться. Но на этом участке дороги велись ремонтные работы. Тракторист увидел, что я упала, остановился, проехал и расчистил мне дорогу, чтобы я могла спокойно выехать.

— Но всё-таки трасса, случиться может что угодно. Я про движение.

То, что может случиться, может случиться и с тем, кто в машине едет. Дураков везде много. На мотоцикле ты или на машине – мне кажется, особой разницы нет. 

Капучино от козы

— Какое у тебя самое яркое впечатление от самого Алтая? Ты приехала – а там…

— А там неописуемая красота! Чуйский тракт - одна из самых живописных дорог мира. Когда я там проезжала, мне было жаль тратить время на еду или отдых, потому что хотелось останавливаться каждые 10 минут, фотографировать или просто сидеть и наслаждаться этой природой. И не смущало, что там постоянно были дожди, и я всё время была насквозь мокрая.

Местные люди – очень добрые и приятные. Где-то останавливаешься на Алтае, там видят московские номера, подходят: «Вот вам мёд в подарок».

— Кстати, а где ты останавливалась?

— Перед тем, как заехать в сам Алтай - на байк-посту. Есть такие места – клубы или гостиницы – где останавливаются байкеры. И вот я остановилась на таком, довольно известном байк-посту «У чёрного африканца». Владелец мне подробно расписал по моим хотелкам, куда мне можно поехать, и посоветовал мне место на Алтае – «Застава у Валентина». Оно тоже популярно, это что-то вроде лагеря, куда приезжают автостопщики и разные интересные творческие люди, заселяются, все вместе убираются и готовят. Там я пробыла сутки. У меня ведь было всего две недели, и я везде старалась успеть.

Сам Валентин – бывший прапорщик – держит коров, овец, козочек. В общем, большое хозяйство. Утром я налила себе чай, а он мне говорит: «Кать, ты чего пустой чай пьёшь? Давай я тебе капучино сделаю». Выхватил у меня кружку и прямо из-под козы надоил мне молока прямо в чай. В общем, всё вот так, очень просто и очень мило.

Там меня угощали азу из марала, из желудков куропаток… В общем, все изыски, которые в московских ресторанах стоят бешеных денег, там у него все привозят и все вместе готовят.

Вообще, я ни разу не искала конкретное место, чтобы остановиться. Там просто не получается онлайн забронировать место в хостеле. Едешь и видишь таблички: «Места есть», «Мест нет». И вот я еду, уже темнеет, а всё занято. Ну, думаю, буду теперь ночевать непонятно где. И вдруг увидела маленькую табличку: «Места есть». Пришлось вернуться, немного проехать по плохой дороге. Подъезжаю и вижу: домики маленькие, банька топится. Какие-то мужчины выходят и говорят: «Ого! А мы тут сидим обсуждаем: смотрите, ничего себе, к нам байкер приехал!». Когда они увидели, что я девушка, был шок. Ну и они тоже начали со всех сторон суетиться: «Вот хлеб только что испекли, хочешь?», «Сейчас мы тебе баньку затопим». Утром просыпаюсь и спрашиваю: «Где хозяин? Мне нужно с ним расплатиться». «А хозяин только что специально для тебя поехал на рынок за мясом, чтобы тебя угостить». И вот он привозит мне почки и печень косули. Я не очень люблю всё это дело, но с удовольствием поела, чтобы уважить людей.

— У них был шок. А вообще ты часто сталкиваешься с подобной реакцией: «Ух ты, девушка, а байкер!»?

— Ну, в Москве это редко бывает. Всё больше и больше байкерш становится с каждым годом. А если начинаешь уезжать куда-то за пределы столицы, то на каждой заправке обязательно кто-нибудь подходит и что-нибудь спрашивает. А поскольку мне скучно, я со всеми с удовольствием общаюсь.

 «Ни на что его не променяю»

— Я тоже, как дилетант, спрошу: чем хорош твой нынешний мотоцикл, как ты его выбрала, и какого ухода он требует?

— Чем хорош? Мне всегда нравились чопперы, потому что они красивые. А выбирала по принципу: приехала, села, понравилось – купила. Надо посидеть на мотоцикле, чтобы понять, что он твой. Этот мотоцикл у меня уже лет пять, и, если честно, мне не хочется его ни на что менять. Мы с ним многое прошли, и мне в нём нравится всё, кроме одного момента – я не могу на нём ездить по внедорожью. А уход за ним: ну, масло поменять, ну починить, если что-то поломается… Денег он много не ест. Намного дороже обходится машина. Он 2009 года и, конечно, сейчас кое-что начинает разлаживаться. Но менять я его всё равно не собираюсь, буду ездить до последнего.

— Много вместе пережили – это, например, что?

- Во-первых, я на нём всё время падаю. Вернее, я его заваливаю. Если это какая-то плохая дорога, я могу его не удержать и завалить. Потому что он тяжёлый (260 килограмм), и на плохой дороге я его могу уронить. В прошлом году у меня в Мурманске порвался трос сцепления. Но там тоже нашлись ребята, с которыми я по дороге познакомилась - они оставили телефон, потом я по нему позвонила, и они мне помогли. У байкеров не бывает ситуаций, в которых кто-то остался без помощи. У нас дружное мотосообщество, и ты в любом месте всегда найдёшь себе помощь.

А так – когда мы с ним едем где-то по плохой дороге, либо я устала, либо бензина не хватает, то я всё время разговариваю с ним и прошу, чтобы он доехал и ничего не случилось.

И в этом путешествии на Алтай ничего страшного не случилось. Он меня не подвёл. Вот только в последний момент, когда я его уже должна отправить домой, получилось интересно. Я планировала его выслать из Горно-Алтайска, и там же провести последнюю ночь, потом на самолёт - и в Москву. Перед отправкой нужно было открутить зеркала перед отправкой и слить весь бензин, чтобы мотоцикл был с пустым баком.

В общем, приезжаю в Горно-Алтайск с почти открученными зеркалами (они держались, но слабо). И оказалось, что в субботу транспортная компания не работает. Я этого даже не могла предвидеть! У меня уже скоро самолёт, бензин закончился, а до Бийска, где есть ещё один филиал компании, я доехать вряд успею. 130 километров, и через два часа они закроются! Всё равно - бегом мчусь в Бийск, по дороге зеркала постоянно складываются, два раза приходится заправиться – один раз на 3 литра, потом ещё на литр – чтобы приехать с пустым баком. В конце концов, приезжаю уже почти под занавес, и все на меня смотрят с удивлением. Но всё-таки пошли навстречу. Я ещё умоляла: «Пожалуйста, упакуйте его хорошо, чтобы ничего не случилось!» - так они взяли у меня телефон и прислали в понедельник фото, как они его паковали и грузили.

Когда я прощалась с мотоциклом, начала плакать. Но в итоге мы оба вернулись в Москву благополучно. Никто не пострадал.

 Фото: личный архив

3 октября 2022 г.
no items