Принципы глубины резкости в фотографии простыми словами

Фотография – популярный и простой способ запечатлеть важные события или эмоции. Кажется, что для съёмки не требуются профессиональные навыки – достаточно навести объектив на предмет и нажать на кнопку. Однако часто какая-то область снимка получается размытой, а это далеко не всегда желаемый эффект. Поэтому важно знать понятие и принципы глубины резкости, чтобы правильно и с удовольствием играть с размытостью.

Быстрова Юлия
13 Апреля

ГРИП: суть и значение понятия

2

Иногда хочется добавить в снимок больше таинственности, так называемого «эффекта Боке», который сконцентрирует внимание на конкретном предмете путём размытия заднего плана. Или, наоборот, сделать кадр более четким: мало приятного, если на групповой фотографии лицо далеко стоящего человека получится настолько расфокусировано, что он не будет похож сам на себя. Для этого нужно учитывать ГРИП – термин, который играет не последнюю роль в среде фотографов. Такая аббревиатура означает глубину резко изображаемого пространства. Иначе говоря, это зона, в которой предметы выглядят в большей степени чёткими и резкими.

В зависимости от вида съёмки глубина резкости может быть разной. Например, для пейзажа важна каждая деталь, находящаяся на любом расстоянии от объектива. В портрете особое внимание уделяется именно персонажу, поэтому задний фон – менее значимый и может быть размыт в разной степени.

Величиной глубины резкости определяется чёткость изображения. Чем она больше, тем резкость лучше и охватывает значительную часть снимка. Малым показателем достигается «эффект Боке».

На регулирование глубины резкости влияют 3 параметра:

  • расстояние до предмета фокусировки
  • размер диафрагмы
  • фокусное расстояние

Если первый пункт не всегда можно изменить, остальные регулируют ГРИП в любых условиях.

Расстояние до объекта фокусировки

2

Глубина резкости может быть откорректирована путём изменения дистанции предмета до объектива. Чем меньше расстояние, тем ниже показатель глубины. Этот метод изменения ГРИП не всегда практичен (например, в небольшом помещении). К тому же изначальная композиция и соотношение предметов в кадре могут быть нарушены. Отдаление фотоаппарата от предмета съёмки зрительно смешивает его с фоном, но глубина резкости увеличивается.

Макросъёмка доказывает теорию, что при близком расположении объекта резкость изображения снижается, не учитывая небольшую точку фокуса.

Размер диафрагмы

1

Диафрагму ещё называют апертурой. Это отверстие, функция которого – регулировать количество света, что попадает в объектив. Степень открытия диафрагмы выражается в диафрагменных числах и обозначается «f». Это значение равняется отношению фокусного расстояния предмета к размеру раскрытия апертуры. Чем больше отверстие, тем меньше значение «f» и глубина резкости.

Изменение степени открытия диафрагмы – простой и результативный способ настроить резкость. Для её увеличения стоит выставить число «f» выше 11. При большем освещении диапазон значений желательно начинать с f/16. Тогда почти вся область фотографии будет в фокусе, соответственно, глубина резкости будет на высоком уровне.

Минимальный размер апертуры – f/1.4, максимальный – f/32. Диафрагменное число – количество света, которое попадает в объектив, независимо от его длины. То есть чем ниже значение, тем шире открыто отверстие и больше проникает внутрь света. При изменении размера апертуры следует в такой же степени регулировать скорость затвора, но в другом направлении. От его выдержки зависит, сколько поступит света в объектив после нажатия на кнопку. Между диафрагмой и затвором есть закономерность: если при открытой апертуре выбрать короткую выдержку или при закрытой – длинную, в обоих случаях в объектив попадёт одинаковое количество света.

Профессионалы редко используют значения диафрагмы от f/22. В этом случае глубина резкости всего снимка выйдет большая, но взамен детализация оставит желать лучшего, особенно в приближении. Такая апертура применяется для макросъёмки, когда нужно увеличить глубину резкости небольшой детали, будь то капля росы или муравей. Здесь важно, чтобы основной предмет был в фокусе с высокой глубиной резкости. Фон не должен быть отвлекающей частью композиции, поэтому в детализации не нуждается.

При съёмке пейзажа без близкорасположенных предметов для достижения большой глубины резкости диафрагму можно не уменьшать. В таком случае все объекты находятся далеко и на одинаковом расстоянии к объективу, поэтому в фокусе оказывается всё фото.

Фокусное расстояние

2

Фокусное расстояние (ФР) иначе можно назвать «зумом». Принцип его действия похож на метод физического приближения объектива к предмету съёмки. Чем больше фокусное расстояние (то есть объект снимается ближе), тем ниже глубина резкости и меньше область в фокусе. Таким образом создаётся эффект телеобъектива.

При съёмке портрета вблизи фотоаппаратом с короткофокусным объективом (до 35 мм) искажаются черты и пропорции лица. Чтобы этого избежать, нужно увеличить дистанцию до модели. Лучше потом при надобности использовать зум, жертвуя глубиной резкости заднего плана – лицо все равно останется в фокусе.

От фокусного расстояния также зависит перспектива пространства. Чем больше его значение, тем меньше становится угол обзора объектива. На заднем плане объекты кажутся больше и ближе, чем при меньшем ФР. При этом на фото видно меньше пространства за главным объектом и снижена глубина резкости.

Для чего и как сделать малую глубину резкости?

0

Размытие фона или отдельных предметов чаще применяется в художественной съёмке, но никак не в коммерческой. «Эффект Боке» обеспечивает не только концентрацию внимания на определенном предмете. Меняется общая атмосфера фотографии: прибавляется больше лёгкости, непринуждённости, меньше ощущается значимость второстепенных объектов.

Чтобы добавить фотографии красивую размытость, нужен объектив с фокусным расстоянием от 35 мм, на котором следует настроить диафрагменное число ниже f/8. Снимать предмет или персонажа стоит не отдалённо. Фон не должен быть расположен близко к объекту, так как может попасть в точку большей резкости и не «размыться».

Как увидеть степень глубины резкости, не делая фото?

2

Изменяя размер диафрагмы, невозможно в точности предугадать, насколько большой будет резкость, так как апертура закрывается в момент съёмки. А делать все снимки с настройкой глубины резкости затратно по времени. Поэтому на рынке можно встретить фотоаппараты с функцией предпросмотра. Их недостаток – в таком режиме изображение немного затемнённое. Но так как опция предварительного просмотра создана для оценки глубины резкости, со своей основной задачей она справляется отлично.

Чтобы определить правильность настройки диафрагмы, можно использовать режим «Live View». После установки параметров необходимо выйти и снова войти в него.

Наиболее оптимальный способ изменить глубину резкости – настройка размера диафрагмы. При его применении не требуется перемещать предметы съёмки или сам фотоаппарат, также не нарушается правильная композиция. Важно не забывать менять значение выдержки затвора.

Гиперфокальное расстояние

2

ГФР – точка фокуса, при которой в зоне высокой точности находится половина этого расстояния до бесконечности. Гиперфокальность зависит от тех же показателей, что и ГРИП (апертура, физическое и фокусное расстояние), размера сенсора.

Понятие ГФР относится к пейзажу. При его фотографировании многие ошибочно фокусируются слишком далеко (возле линии горизонта) либо на предметах переднего плана. В обоих случаях большая часть снимка в зоне нерезкости.

Чтобы лучше понять принцип гиперфокального расстояния, можно навести пример: главный предмет находится в 5 метрах от объектива. Если навести фокус прямо на него, чёткая зона в кадре начнётся с 2,5 м, а закончится примерно на 12 м. Всё, что находится за пределами этого диапазона, будет размытым. Если фокусироваться на дальнем пределе, можно достичь продления ГФР до бесконечности, а основной объект останется в фокусе.

Для определения гиперфокального расстояния можно использовать любой вид объектива. Для съёмки пейзажа идеально подходит широкоугольная камера.

ГФР можно рассчитать по формуле H=f×2/Kz. Где f – фокусное расстояние в мм, K – диафрагменное число в мм, z – максимальное число кружка размытия, в пределах которого снимок считается резким. Если научиться правильно находить гиперфокальное расстояние, все фото пейзажей будут качественными и с нужным уровнем резкости.