Пуговицы застёгиваются, кнопки защёлкиваются, даже молнии успешно преодолевают дорожку. А вот завязывание шнурков часто вызывает много сложностей.
Расскажем, как научить ребёнка завязывать шнурки — без слёз и эмоциональных травм.
Пальчики не слушаются, шнурки путаются. Ребёнку трудно запомнить порядок действий. Родители не могут доходчиво объяснить. Маленькому человеку неинтересны движения вправо, влево, перекручивания — помимо моторики тут влияет ещё и недостаточная способность сконцентрироваться на задаче.
Выручат игры-инструкции, адаптированные под возраст малыша, развивающие ассоциативное мышление. Обычно упоминаются сказочные герои, предметы быта, овощи, фрукты, животные.
1. Жили-были две сестрички-гусеницы.
2. Они решили погулять, взялись за ручки (завязывается узелок).
3. Выглянуло солнышко, гусеницы выгнули спинки (формируются петельки).
4. Им стало хорошо вместе, они решили обняться (формируется узелок из петелек).
5. Они любят друг друга, поэтому обнимаются крепко-крепко (петельки вытягиваются в противоположные стороны, формируется и фиксируется бантик).
Можно придумать историю с участием любимых персонажей. Важно зацепить внимание ребёнка, включить в игру, побудить к подражанию. Какой-то момент вызывает трудности? Нужно подсказать, помочь. Затем идёт закрепление навыка.
Часами сидеть со шнурками в руках не нужно, это надоест. Лучше заниматься каждый день по 5–7 минут.
Некоторые дети отлично понимают схемы. Они легко завязывают шнурки по рисункам. Как правило, такие ребята увлекаются сборкой конструкторов, привыкли изучать и выполнять инструкции Lego. Может, стоит нарисовать свою схему с гусеницами?
Родители ищут всевозможные инструкции, видео, как завязывать шнурки. Только все они начинаются со слов «нужно развивать мелкую моторику», «ребёнок должен запомнить поочерёдность действий». Бесспорно, это всё важно, имеет логическое объяснение. Только нужно понимать, что у детей немного другое восприятие информации. Маленького человека больше привлекают игры, рукоделие, ему нравится помогать взрослым. Этим можно воспользоваться.
Мелкая моторика у четырёх- или пятилетних детей недостаточно развита. Поэтому шнурки откладываем на потом, лучше взять широкую и длинную ленту (атлас, капрон). Либо пояс от халата. Они идеально подходят для отработки бантика.
Что нужно сделать:
1. Обернуть лентой талию ребёнка.
2. Сделать спереди узелок.
3. Соорудить красивый бант, используя схему выше.
4. Удивиться получившейся красоте (обязательно).
5. Попросить украсить аналогичным способом маму (папу, бабушку, братика, сестрёнку).
Проще отработать технику на ленте, нежели наклоняться, неловкими ручками пытаться совладать с тонкими шнурками. Пусть ребёнок тренируется делать бантики — наряжает ими игрушки, руки, ноги, предметы мебели. Вскоре он поймёт, как завязать шнурки быстро, красиво, будет делать петельки одинакового размера, научится учитывать длину свободных концов.
Существуют специальные тренажёры — шнуровки. Это пластиковые или деревянные пластинки с отверстиями. Часто они имеют форму следа. Подобное приспособление используется для развития мелкой моторики, координации движений, усидчивости. Также оно применяется для обучения завязыванию шнурков. Но не всех детей привлекает такой вариант. Другое дело — шнуровка, изготовленная своими руками.
Как сделать:
1. Поставить ножку ребёнка на картон, обвести фломастером, вырезать. Важно не брать готовые шаблоны, а сделать «собственный ботиночек».
2. Сделать отверстия дыроколом. Можно аккуратно вырезать ножницами или проткнуть. Много не нужно, достаточно шести дырочек.
3. Отдать макет ребёнку. Пусть он его разрисует, наклеит аппликации, украсит на своё усмотрение.
Получился не простой тренажёр, а ценная шнуровка. Она уже привлекла внимание (обводилась ножка ребёнка, он украшал «ботиночек»). Эта картонка поможет перейти с ленточки на тонкий шнурок, закрепить навык завязывания бантика.
На этом этапе ребёнок завязывает шнурки на настоящей обуви. Выбираются любимые кроссовки или ботинки. Для удобства иногда используют разноцветные верёвочки. И обязательно подключается ассоциативное мышление.
Три правила:
• Обуваться не нужно. Завязывать шнурки на ноге сложно даже взрослому человеку. Лучше протереть подошву (или взять новый ботинок), поставить на табурет, столик или тумбу. Ботинок надо ставить носком от себя, так, как он будет сидеть на ноге.
• Знакомая история (элемент ассоциативного мышления). Простой способ напомнить технику завязывания бантика — снова рассказать «гусеничную» инструкцию. Включится ассоциативное мышление. Можно разделить роли, чередовать предложения. Либо задавать наводящие вопросы (кто пошёл погулять?).
• Щедрые эмоции (также элемент ассоциативного мышления). Завершение дела нужно отметить: хлопаньем в ладоши, возгласом «ура», можно обняться, порадовать старательного ученика презентом.
Секрет прост: не нужно торопить события, пытаться научить завязывать шнурки за пять минут. Нельзя хмурить брови, указывать на ошибки. Важно тренироваться в хорошем настроении и с удовольствием. Тогда ребёнок сам не захочет бросать занятие, будет повторять, быстро доведёт навык до автоматизма.
Фото: congerdesign/Pixabay