Акустическая система

Пассивный и активный сабвуфер: выбираем аудиосистему

Рассказываем о различиях низкочастотных устройств, преимуществах и недостатках каждого и как правильно выбирать технику

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
26 апреля 2021 г.

Мощная аудиосистема в машине нужна не для грохота на весь район, а для качественного звука. Сабвуфер передаёт мощь композиции, полный нижний регистр используемых инструментов и заставляет сердце биться быстрее от объёмного баса.

Зачем нужен сабвуфер?

Без низких частот сложно представить правильную и хорошую акустическую установку. Бас создает именно ту атмосферу в кинотеатре или на концерте, которую называют «погружением зрителя». Экшн-сцены фильма и проигрыши в песнях насыщены таким объёмным звучанием, которое разносится гулом по всему залу. Множество музыкальных инструментов (электронных или акустических) звучат в регистре нижней частотности, создавая уникальный звук и тембр композиции. Добиться аналогичного эффекта и правильной передачи задуманного автором звучания – легко при помощи сабвуфера. Установив низкочастотное оборудование в машине, водитель получает качественно новый уровень прослушивания музыки, а пассажиры – просмотра видео.

Обычные аудио установки – даже большие – не всегда передают полный спектр композиции. Неспособность колонок передать бас может быть связана с качеством записи, пространством, в котором играет песня, или слабой внутренней комплектацией. Для низких частот амплитуда колебания должна быть шире, поэтому и размер колонок – больше. Но оборудование такого типа – дорогостоящее, огромное и не имеет смысла для личного прослушивания, установки дома или монтажа в машину.

Человеческое ухо способно определить объект с высокой частотой звучания. В случае низких колебаний распознать размещение источника почти невозможно. Исходя из физиологии слуха, установка одного сабвуфера усилит звучание колонок и создаст «стерео» без сложностей и потери качества.

Разновидность сабвуферов

Конструкция музыкального оборудования делится на два типа:

  1. Активный сабвуфер – оборудование со встроенным усилением мощности. Такая разновидность сабвуфера проще в подключении и эксплуатации, но считается слабее пассивного устройства. В активном «сабе» – простая конструкция с уже подключенным усилителем и со всеми проводами и компонентами для быстрого самостоятельного монтажа.
  2. Пассивный сабвуфер – устройство без внутреннего усиления мощности сигнала. Такой тип требует самостоятельного подбора переходников и усилителя, ведь состоит из корпуса и динамика. Установка – сильная и насыщенная басом, лучше активного саба. Но она должна состоять из трёх совместимых деталей: сабвуфера, основного устройства и усилителя мощности мостового подключения. Обычно в техпаспорте оборудования указано, какая номинальная мощность «усилка» пойдёт в сочетании с сабом.

Подключение сабвуфера создаёт нужную мощность баса, при этом снимая нагрузку с колонок и усилителя. Принцип работы сабвуфера прост за счёт обработки низких частот собственной мощью без искажения и потери качества звука.

4 699 7 380

Конструкция бывает нескольких видов:

  1. Закрытый герметичный ящик с сабвуфером (динамиком) внутри. Простая коробка изнутри обтянута хорошим материалом, поглощающим звук, глушит звучание за диффузором. Воздушная подушка внутри устройства создаётся благодаря герметичности ящика. Она сглаживает работу и колебание диффузора. Такой принцип поддерживает высокую мощность. Преимущества закрытого сабвуфера в доступной стоимости, устойчивости к большим нагрузкам. Недостатки – сабвуфер звучит тише среди моделей аналогичной мощности, так как часть звука глушится внутри.
  2. Фазоинвертор с отводным портом или отверстием на корпусе. Внутренности конструкции лучше оборудованы для громкости звучания. В коробке сабвуфера есть щель с идеальным расстоянием до динамика. Волна звука создаёт одинаковые колебания как с передней части динамика, так и с задней стороны. Недостаток – в искажении звука, когда колебание превышает рассчитанную норму частоты и длину волны. Без фильтра сверхнизких частот на усилителе динамик в фазоинверторном ящике не выдерживает больших нагрузок.
  3. Корпус, разделенный на две коробки со сложными отводными портами. Устройство совмещает преимущества других корпусов и совершенствует недостатки. Bandpass устроен по принципу полосового фильтра, где лучшее звучание частот с длиной волны, близкой к промежутку расстояния между динамиком и отверстием. Увеличивается бас, глубина мелодии даже у динамиков с небольшим диапазоном чувствительности. Корпус – габаритный и намного больше других моделей сабвуферов. Часто bandpass используют в пассивном устройстве.

Плюсы и минусы активного сабвуфера

Оборудование, не требующее дополнительных компонентов. В наличие есть всё необходимое для установки. В активной модели есть вариант дополнительных выходов и входов на корпусе для подключения разной акустической техники. Активный сабвуфер – очень популярный вид аудио для автомобильных установок среди водителей.

6 554 8 193

Преимущества активных установок:

  • встроенный усилитель
  • простота в подключении и эксплуатации
  • компактность
  • крепление динамиков (подсоединяются напрямую)

Недостатки активного сабвуфера:

  • корпус сильно нагревается и может повредить внутреннюю электронику устройства, что негативно повлияет на звучание
  • перегрев на высоких громкостях. Непрерывная и активная работа при отметке «максимальная громкость» может вывести из строя чувствительный к нагрузке сабвуфер

Плюсы и минусы пассивного сабвуфера

Самостоятельный подбор усилителя и компонентов, связывающих сабвуфер с музыкой – лучшее решение для истинных меломанов и ценителей чистого баса. Надёжная, долговечная конструкции габаритнее активной аудио установки. Она рассчитана выдавать сильный хороший бас.

Преимущества пассивной аудиотехники:

  • стабильная температура корпуса даже при высокой громкости
  • объёмный, чистый бас
  • установка модели bandpass. В активных сабах встречается такой корпус редко
  • стоимость ниже в сравнении с активными моделями
  • широкая модификация для настройки звучания в машине

Недостатки оборудования пассивного типа:

  • отсутствие внешнего усилителя. Установка требует точной схожести автомобильного оборудования с покупаемой техникой для низких частот
  • за настройки, качество и мощность отвечает усилитель. Чем лучше и многофункциональнее инструмент усиления для пассивного сабвуфера, тем он дороже
  • непроизвольное увеличение мощности от громкого звука в закрытых видах корпуса пассивного саба. Внутри коробки происходит сопротивление воздуха под герметичностью конструкции

Как выбрать низкочастотную аудиосистему?

5 826 15 120

Есть основные характеристики покупки хорошего оборудования. Выбранный саб должен соответствовать следующим требованиям:

  • нужно обращать внимание не только на пиковую точку мощности (этот показатель отображает лишь недолгое время работы устройства и часто цифру указывают завышенную в целях завлечь покупателя). Лучше ищите средний показатель или RMS – номинальную мощность, что отражает стабильную, хорошую работу без искажения и повреждений динамика. Пиковая мощность не показывает громкость звучания, а отображает потребление энергии динамиком.
  • не стоит отдавать предпочтение сабвуферу с большим подвесом. Наилучший вариант соотношения хода и площади диффузора – чувствительность. Широкий ход – эффектный внешний вид, площадь диффузора – вывод качественного звука
  • в машинах чаще устанавливают аудиосистемы с сопротивлением в 4 Ом, но и допускают показатели ниже. Чем показатель сопротивления ниже, тем больше усилитель будет отдавать мощности для воспроизведения, соответственно – выше греться. Выбранный автомобилистами вариант в 4 Ом – средний показатель громкости и качества
  • в сабвуферах диффузоры встречаются разной величины. И подбирать размер стоит с учётом мощности и чувствительности. Принято считать: чем больше размер диффузора, тем громче звучание. Но маленький корпус автомобиля сможет обеспечить и 8-10 дюймовый динамик. Размещая аудиосистему в багажнике, обращайте внимание на модели диапазоном от 12 дюймов. Также отталкивайтесь от любимого жанра. Стандарт отличного звучания всех направлений в музыке – 12 дюймов
  • корпус сабвуфера для автомобиля может быть пластиковым, МДФ или деревянным. Главное – это устойчивость к нагрузкам, механическим повреждениям и грязи. Алюминиевые сборки – ненадежные покрытия для установки в машину.

Какой сабвуфер приобрести?

Если автомобиль оборудован колонками, активный сабвуфер дополнит звучание без жёстких требований к установке. Следует отдавать предпочтение оборудованию выше среднего ценового сегмента. В случае наличия «усилка» или желания настроить звук «под себя», выбирайте пассивные сабвуферы с 4 Ом, высокой чувствительностью и большим динамиком. 

26 апреля 2021 г.
no items