Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Шамиль Ахмадуллин

Шамиль Ахмадуллин: как эффективно развивать ребёнка

Интервью с автором более 50 пособий, которые помогают развивать память, логику, мышление и скорочтение у детей и подростков.

Дина Батий Журналистка, переводчица, мама двоих детей

По образованию Шамиль Ахмадуллин — физик, психолог, педагог и логопед. В интервью он рассказал, почему занялся темой детского развития, как разрабатывает свои методики, какие проблемы в учёбе возникают у детей разных возрастов и как их можно решить.

— Как вы сами учились в школе? Занимались ли родители вашим развитием по особым методикам? 

— Я не был гениальным ребёнком. В школе у меня бывали тройки по русскому и английскому, но все математические и естественно-научные дисциплины давались легко. Мама подсовывала мне книжки с логическими заданиями, разные тесты IQ, я с удовольствием их решал. В 10-м классе я перешёл в лицей при Казанском университете. Это была экспериментальная школа, где вместо уроков были пары, нас учили университетские преподаватели, и нагрузка была высокой. Я участвовал в олимпиадах и в итоге без экзамена поступил в университет на радиофизика. 

— Как у вас возник интерес к разным техникам развития мышления?

— Всё началось с репетиторства. Среднестатистические учителя сами не могут написать ЕГЭ на 80–90 баллов, а значит, и подготовить ребёнка к такому результату. Для этого надо быть выпускником не педвуза, а мехмата или физтеха. Люди обращались ко мне, и я стал готовить старшеклассников к экзаменам. У меня был спортивный интерес получить максимально эффективные результаты: взять ученика, который пишет ЕГЭ на 30–40 баллов, и довести его до 70–80. Понятно, что поднять результат до 90–100 технически невозможно, потому что это олимпиадный уровень. Но хорошую пятёрку можно получить довольно быстро. Я постоянно изучал разные методики и вводил их в обучение для того, чтобы получать максимально быстрые и высокие результаты у ребят, и это неплохо получалось. Основы многих пособий, которые сейчас продаются, были заложены в тот период. 

— А когда вы начали составлять пособия по детскому развитию?

— Уже на 4–5-м курсе у меня была очередь из учеников. Были среди них дети помладше, которым нужно было решить иные задачи. Например, один ребёнок не мог выучить таблицу умножения. Я пробовал помочь ему и так и этак, пока не придумал особую систему — и он наконец легко всё выучил. Сейчас эта техника изложена в пособии «Таблица умножения за 3 дня». Это самая продаваемая таблица умножения в России, и, судя по отзывам, она многим помогает. 

У меня появлялись собственные эффективные наработки, и мы с партнёром открыли детский центр. В нём мы протестировали тренинг по скорочтению, который я однажды проводил в летнем лагере, и результаты были феноменальные: скорость с учётом понимания увеличилась в три раза. Затем меня состыковали с издательством, я описал методику тренинга в простом формате, и пособие «Скорочтение» стало бестселлером. Детский центр превратился в Школу скорочтения. Сейчас в России и СНГ более 70 таких школ.

Издательство стало публиковать и другие мои методики. У меня вышло так много пособий не потому, что я сижу и штампую их, — со времён репетиторства у меня накапливался материал, который оставалось лишь преобразовать в подходящий формат. Я получаю много положительной обратной связи от родителей. Например, ребёнок никак не мог запомнить буквы, а благодаря нашему «Букварю-тренажёру» начал читать. Мне приятно видеть результаты своей работы.

— С какими ещё проблемами в обучении сталкиваются современные школьники?

— У учеников младших классов много проблем с вниманием, памятью, логикой, ориентацией во времени и пространстве, восприятием и представлением объектов. Из-за этого трудно научиться читать, считать, пересказывать, запоминать стихи. В принципе, это все навыки, которыми нужно овладеть в начальных классах, остальное — лишь их комбинация. 

— Как развивать у ребёнка память?

— Для этого нужно тренировать восприятие, предоставлять разный сенсорный опыт. Простое упражнение: даёте ребёнку апельсин и задаёте вопросы: «Какого он цвета? Как пахнет? Тяжёлый или лёгкий? На что похож? А какой звук издаст, если его выжать?» Нужно задействовать все органы чувств, тогда у памяти будет больше крючков, и воссоздать картинку будет легче.

Запоминать стихи тоже легче через образы. В школе не дают такие алгоритмы, а предлагают зубрить строчку за строчкой. У некоторых детей не получается так выучить, и нужно не ругать их, а помочь представить яркую картинку — что происходит в этом стихотворении.

Память важна и для грамотности. Русский язык сложный, в нём бесконечно много словарных слов. Задача моих пособий по грамотности — научить запоминать словарные слова через образы. 

— Нужно ли как-то особенно развивать дошкольников? 

— На своём опыте я убедился, что многие проблемы в младшей школе возникают из-за неправильного подхода к обучению до неё. Есть две крайности: либо с малышом вообще не занимаются, либо учат через силу, так что у него к первому классу формируется стойкое отвращение к школе. 

До семи лет основной вид деятельности ребёнка — это игра. Поэтому все развивающие занятия должны быть в игровом формате. В этом возрасте нельзя заставлять учиться. 

Важно создать развивающую среду. В зависимости от того, какая среда вокруг ребёнка, какие-то нейроны соединяются, какие-то отмирают. Феномен гениальности Моцарта в том, что он с детства был окружён музыкой, инструментами, нотами, и его мозг лучше развивался в этом направлении. Чем богаче среда, тем больше нейронов задействует ваш ребёнок. Например, речь ребёнка из читающей семьи будет хорошо развита, и у него будет большой словарный запас.

— А гаджеты разрушают развивающую среду?

— Мы только начинаем пожинать плоды эпохи гаджетов. Родители часто используют их как бебиситтеров: в поликлинике или в магазине можно увидеть малышей с планшетами. Понятно, что для родителя это спасение, потому что ребёнок не двигается, не пытается свернуть себе шею, а спокойно сидит. Но это вредно, потому что эволюционно наш мозг должен развиваться через движение. Ребёнок должен бегать, всюду залезать, всё трогать. 

Компенсировать вред от гаджетов помогают нейропсихологические тренажёры. Суть их в том, чтобы ребёнок выполнял сложные движения. Например: надо поставить большой палец на кончик носа, а указательный — в центр лба. Нам кажется, что это просто, а ребёнку сложно, потому что надо осознать, где правая рука, где левая, где кончик носа и т. п. У меня есть целая серия книг с такими заданиями — «Гимнастика для ума».

— Какие вообще качества нужно развивать, чтобы учёба давалась легче?

— Я работаю с фундаментом — с когнитивными навыками, которые используются везде. Это память и внимание. Это тот плацдарм, на который опирается всё школьное обучение. 

В качестве примера возьмем профессиональный спорт: если мальчик приходит играть в футбол, его сначала отправляют на общую физическую подготовку. Бессмысленно учить его технике игры, если через три минуты на поле он задыхается от бега. Так же бессмысленно брать репетиторов и давать сложные задачи, то есть фактически учить обводить мяч, когда плохо развиты когнитивные функции (мышление, внимание, память). Задача моих методик — общая подготовка мозга. 

— Но ведь жизнь ребёнка не ограничивается учёбой. Как те методики, о которых вы говорите, помогут ему стать успешным во взрослой жизни?

— За последние 20 лет мир сильно изменился, так что современный человек за жизнь меняет 6–7 специальностей. Одни профессии исчезают, появляются новые — например, сторисмейкеры. Сейчас самый важный навык — уметь быстро переучиваться. Основная задача родителя — развивать у ребёнка когнитивные навыки, то есть память, внимание, мышление, чтобы он мог быстро обучаться и был успешен в жизни. В действительности именно это наша главная цель, а повышение успеваемости — лишь промежуточный этап, маркер, по которому мы можем видеть, что способности ребёнка развиваются.