«Вы психи в России, по золотым перилам катаетесь!», — говорили Денису после его первого лагеря для прорайдеров. О нём и других проектах Бонус рассказал Ozon Клубу.
Атлет Red Bull, DC Snowboarding, Bonus Athletic, бордшопа «Траектория», один из сильнейших прорайдеров России и мира, мастер джиббинга — всё это сноубордист Денис «Бонус» Леонтьев. Он не только выигрывает международные соревнования и удивляет безбашенными трюками, но и создает инфраструктуру для занятий спортом.
В числе его проектов — Bonus Summer Camp в Сочи, «Бонус сессии» для продвинутых райдеров, строительство площадок в разных городах России. О том, как развивать культуру парков, сколько стоят огненные перила, и планах на будущее Денис рассказал Ozon Клубу.
Bonus Session — кратковременный тренировочный сноуборд-лагерь. Первую «сессию» Денис организовал в Сочи 7 лет назад, позднее они проходили в Питере и Москве. Для Bonus Session на горнолыжных курортах и городских площадках создавали споты с фигурами для джиббинга, а райдеры получали возможность тренироваться, участвовать в соревнованиях и снимать профайлы.
— Первую Bonus Session мы сделали в 2015-м году, она была только для райдеров. Я видел, как создают такие вещи в Америке, и хотел привезти их сюда. В США эта индустрия развита на порядок лучше, чем у нас. Там люди, которые катаются, — звёзды, они живут и зарабатывают сноубордом. Мы хотели сделать что-то крутое, потому что у нас был дефицит крутого. Не было нехватки только пати-лагерей, где народ с похмелья катается, участвует в паре соревнований, и потом целый год о них говорит.
Если бы были все условия, возможно, я бы не пришел к идеи сессий и лагеря. Я бы просто был «кайфариком»: катаюсь — и прикольно. А из-за того, что хотелось прогрессировать, мы начали делать Bonus Session с друзьями. Старались построить большие фигуры, которых не встретишь у нас в обычных парках, чтобы райдеры «перешагивали через себя».
— Каким был парк для первой сессии?
«Бонус сессии» 2015 года были золотыми. Мы реально покрасили фигуры в золото — типа стиль и маркетинг. Такая прикольная тема сразу бросалась в глаза. В тот же год я приехал на Бали летом. Тусуюсь в баре, какие-то сёрферы спросили, откуда я. И такие: «Вот вы психи в России, по золотым перилам катаетесь!» Они даже не знали, что это я организатор этой движухи.
Было много материала, крутые трюки — по интернету разлетелись фотографии: в журналах, крупных СМИ, пабликах разных. Потом, помню, какие-то мировые соревнования тоже сделали золотые фигуры и получили много комментариев: «Это было уже в России, что вы повторяете!»
— Bonus Session сейчас прекратились. Почему?
— Райдеры у нас не особо могут оплатить такие туры. Да, есть много богатых сноубордистов и лыжников. Сами посмотрите на наши курорты: ценник очень высокий. А я имею в виду людей, таких же как я, которые пришли с улицы и на улице катаются. Какие им горы и деньги! Никто не хочет и не может платить. Из-за этого Bonus Session ушла на второй план.
— И её место занял лагерь?
— Летний лагерь — это мечта. Тоже видел их в Америке, и хотелось чего-то такого в России. Мы начали делать его с Ромой Егоровым — это человек, который работает на курорте «Красная Поляна». Оказалось, мы с ним были знакомы при угарных обстоятельствах. В одном из моих первых прикольных видео — называется Everyday I’m hustling — я как будто в лимузине приезжал в «СНЕЖ.КОМ». Халдей открывает дверь, берёт мой сноуборд и идёт со мной в парк. Оказалось, на этом видео Рома и был!
Ну вот, он позвонил: «Йоу, мэн, хочу движуху с тобой сделать!». Это было в мае, у нас как раз проходила в Питере «Бонус сессия» последняя. Говорю: «Кайф, давай встретимся перед сезоном». Он такой: «Нет, ты не понял. Я хочу что-то сделать летом. У нас в этом году много снега» — и присылает фотки. Решили, что можно попробовать.
Тогда мы организовали первый лагерь, приехало мало человек. У нас даже не было ратрака — мы все сделали трактором с ковшом и копали снег руками. Фигуры простояли всего дней 10, но мы покатались летом по снегу— и я понял, что есть большой потенциал. А всё это за счёт того, что летом негде кататься, кроме как в «СНЕЖ.КОМ», пока его не закрыли. Но на природе всё равно кататься прикольнее. Плюс возможностей больше: можешь переставить фигуры в парке и всё такое.
Bonus Summer Camp — это снег летом и возможность продлить сезон катания. Фестиваль и лагерь — как для начинающих, так и опытных сноубордистов и лыжников. Открывается в горной долине Цирк-2 (курорт Красная Поляна), в 2022 году пройдёт с 3 июня по 10 июля. Карту участника можно приобрести на день (1500 рублей), 1, 2 или 4 недели (от 7500 до 15 000 руб.) Программа — обучение для новичков, перила и фигуры, экскурсии и вечеринки от организаторов.
— Что именно при создании парков и лагеря делаешь ты: продумываешь фигуры?
— Глобальные решения — как расширять проект, как новых лиц в команду набирать — все вместе принимаем. Но каждый занимается в команде своим. Прорабатывает площадки Ваня Грибков — это человек, с которым я рос, он главный строитель. Ему нравится, он живёт парками, как я живу катанием. Я построил за свою жизнь очень много площадок — начиная с Красного озера, где я делал парк после школы за еду и ночлег. Мне нравится строить, но когда мой близкий может сделать это и его и прёт от темы — пусть он занимается, а я лучше покатаюсь. Ещё один друг всё это снимет, третий завернёт в крутую оболочку и продаст. Маркетинг — отчасти моя задача, которую делим с Игорем Кулаковым, он моя правая рука.
— Как меняется лагерь с годами?
— Этим летом он пройдёт четвертый раз. Меняется наше восприятие индустрии: раньше делали лагерь для райдеров и смотрели на него со своей колокольни. Сейчас начинаем уделять внимание развитию детской истории. В этом году к нам приехало много подростков из Москвы, Питера, северных городов. Так что планируем парк для развития с нуля. От идеи крутых профессиональных фигур переходим к тому, что будет отдельная зона для профессионалов, это 20% площадки, остальное — для детей, тех, кто хочет кататься и научиться.
Я вижу, как детишки с восторгом пишут: «А-а-а, мы скоро будем, хотим на сноуборде кататься!» И, конечно, это и меняет подход — мы подстраиваемся и кайфуем. Ну и плюс лучше выстраивается работа каждый год в команде, всё становится по-взрослому, профессионально. Развивает в нас не просто панков-сноубордистов, но и такую бизнес-жилку.
— Ты рассказывал про золотые фигуры. А были ещё концепты необычные в парках?
— Золотые перила — идея, которую хочу заново реализовать. Может быть, на Bonus Summer Camp поставлю, чтобы отдать дань уважения сессиям. Покрашу фигуру в золото и напишу «Bonus Session» — без этого события лагеря бы не случилось.
Сложных концептов в идеях нет, мы сейчас уникальные фигуры продумываем и пытаемся привезти что-то из-за границы. Например, в Америке, в Bear Mountain, есть парк Red Bull Plaza, где я всегда катаюсь. Русские ребята видят мои ролики оттуда и пишут: «Как бы хотелась покататься по этим фигурам!». И вот этим летом мы в лагере сделали фигуру по типу той, что стоит в Америке. Так что молодые приехали и погоняли на фигуре Red Bull, почти такой же, как в Штатах. Думаю, в этом же ключе будем продолжать: просто дополнять парк каждый год.
— Ты строил парки за рубежом?
— Нас звали в Финляндию, чтобы строить парк для «Бонус сессии», но не сложилось. Другие города пишут, но я не хочу распыляться. Пока что хочется создать один крутой проект, чтобы он устраивал полностью. Это как со спортом: я могу 1000 раз сделать один и тот же трюк, пока он меня абсолютно не устроит. Вот тут тоже самое — хочу провести и вент, чтобы выдохнуть и понять: да, это точно было круто.
— Но лагерь — не единственное место с парком от твоей команды. Где ещё делал площадки для райдеров?
— Делали на ВДНХ площадку в 2021 году для свободного катания, до 30 декабря она стояла. Пешком приходишь, бесплатно катаешься. Ещё в Лужниках тоже был парк, но не наш — может, в следующим году ко мне придут по поводу стройки. Или обратятся из других парков, городов. Только у регионов другие бюджеты, а вся движуха — это дорого: и строительство, и привлечение людей.
Возьмём образно Екатеринбург. Они решают привлечь профессионала, звонят и говорят: «Мы хотим парк построить за 100 000 рублей». А ты думаешь: «Так, долететь до Екатеринбурга — траты, там пожить, поесть, копать. Хорошо, если с 1000 рублями уедешь сам». Это всё затратная тема. Когда в парках будут заинтересованы большие бренды или такие курорты, как Сочи, с огромнейшей проходимостью, тогда, может, что-то поменяется — они смогут покрывать затраты.
— И сколько стоит построить парк?
— Зависит от проекта. Например, был Bonus Fire Session — мы по огненным перилам катались. Всё абсолютно делали за свои деньги: покупали бочки, вырезали логотипы, сами строили. Обошлось всё вместе с перилами и постройкой тысяч в 240–250 — но это было шесть лет назад. А если взять с собой рабочих, которые будут варить железо, строить — это же обычный ручной труд, надо платить зарплату. Это затратно из-за того, что культура парков у нас мало развита.
Вот в Америке крутые площадки, они привлекают молодёжь со всего мира и тем самым зарабатывают. А у нас курорты думают: мы вложим пару миллионов, приедут к нам «четыре калеки», сделают фотки, скажут, как здорово — и всё. В России парковая история — это имидж, бизнес на стадии зарождения. Если считать деньги, конечно, легче привезти какого-то музыканта и собрать кучу народу.
— Сталкивался ли ты с критикой парков и лагеря?
— Да, мы часто что-то не доделываем, не докручиваем. Так как мы фанатики, у нас нет огромных инвестиций — всё делаем своими силами по большей части, даже если спонсоров находим. Из-за этого всегда есть недочеты, чего мы никогда не скрываем. Летом я каждый день вёл прямой эфир, чтобы аудитории показать, как мы готовим парк для лагеря, рассказывал, что не успели до конца собрать.
Внешняя критика тоже есть — от райдеров, друзей. Я к ней очень хорошо отношусь. Кому-то в этом году не понравилось, что снег быстро растаял, что мы убрали спот Red Bull, который я из Америки привёз. Или подъёмник у нас летом ломался. Достаточно косяков, но я не сглаживаю их. Если бы я завышал цены, зарабатывал колоссальные деньги, покупал себе машины после ивентов, и при этом были недочёты, я бы пытался это скрыть. А так мы не сидим на месте, проблему всегда стараемся решить.
— Где можно сейчас покататься на твоих фигурах?
— В «СНЕЖ.КОМ» я занимался стационарным парком. Уникальное сооружение, всесезонная площадка, которая теперь не работает, — надеюсь, это временно и в «СНЕЖ.КОМ» мы ещё вернёмся. Иногда ивенты какие-то получается сделать, тогда ставим временные парки. Вполне возможно, на следующий год сделаем в городе площадку на постоянку.
— Уже есть планы?
— Набрасываем с моим другом идеи, хотим попробовать площадки с «щётками» поставить в парках, на ВДНХ, может — чтобы без снега кататься и был вход свободный. «Щетки» — это материал Snowflex. Во всех странах мира стоят огромные комплексы с ними, у нас в Москве тоже есть места, где летом в подушку с трамплина прыгают и отрабатывают элементы безопасно. Так что вполне возможно джибовые площадки с перилами и боксами поставлю в городе. Я бы очень хотел, посмотрим, что получится.
— Если бы получил неограниченный бюджет, что и где бы построил?
— Я сконцентрирован на Bonus Summer Camp. Если будут колоссальные деньги, выкуплю себе цирк на Розе самый верхний, закрою его специальным материалом, который который сохраняет снег, и будем кататься вообще всё лето. Это тоже возможно, главное — инвестиции.
Фото обложки: Илья Елин. Интервью записано в январе 2022 года.