Шины

Особенности и разновидности автомобильных шин

Шина — элемент колеса, который отвечает за сцепление и способствует сглаживанию мелких неровностей дороги. Качество покрышек напрямую влияет на управляемость автомобилем.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
20 сентября 2021

Строение автошины

Несмотря на простой дизайн, шины имеют сложную конструкцию:

1. Брекер. Защитный слой, расположенный над каркасом на рабочей поверхности. Его плотность влияет на сопротивление автомобильных шин при механическом давлении, образуемом протектором.

2. Протектор. Рабочий слой покрышки. Располагается на рабочей поверхности и взаимодействует с дорогой. От химического состава резины и вида узора протектора зависит плотность сцепления колёс с полотном, а также сезонность покрышки.

3. Борт. Отвечает за «посадку» резины на диск. Представляет собой силовое кольцо, сделанное из стальной проволоки.

4. Кордовый каркас. Основной несущий элемент. Состоит из прочных прорезиненных нитей, текстильных, полимерных или металлических. Для обеспечения большей плотности используется несколько слоёв.

5. Боковины. Слои покровной резины, расположенные на боковых стенках покрышки. Отвечают за дополнительную защиту корда. От их жёсткости зависит устойчивость резины к проколам.

В зависимости от расположения нитей в корде покрышки могут быть двух видов: диагональные и радиальные.

Диагональные

Такие шины всегда имеют чётное количество слоёв корда (от 2 до 8). Нити размещают под углом от борта к борту, что обеспечивает высокую плотность материала. Среди преимуществ диагональных шин стоит выделить:

• длительный эксплуатационный срок;

• защиту от ударных нагрузок;

• лёгкость обслуживания;

• доступную цену.

Главные недостатки диагональной резины — не такое хорошее сцепление с асфальтом, низкая теплопроводность. Такой тип конструкции шины больше подходит для грузовых авто.

Радиальные

Корд в радиальных покрышках всегда состоит из одного слоя. Нити располагаются строго под прямым углом. Преимуществами считаются:

• хорошее сцепление с дорогой;

• высокие показатели теплопроводности;

• небольшой общий вес конструкции;

• уменьшенное сопротивление качению.

Минус покрышки — низкий уровень защиты боковой части.

Радиальные шины часто используются для легковых авто и считаются более функциональными в отличие от диагональных.

Тип герметизации

По способу герметизации вся резина бывает камерной и бескамерной.

При камерном (баллонном) типе герметизации воздух закачивается в эластичную трубку, выполненную в форме замкнутого кольца. Такие шины чрезвычайно восприимчивы к проколам. Малейшее пробитое отверстие приводит к полному спуску колеса. Сильная сторона — малая зависимость от обода. При значительных силовых нагрузках на него камерная конструкция сохраняет свои технические характеристики.

При бескамерном типе герметизации воздух нагнетается в пространство между поверхностью шины и диском. Вентиль для закачки расположен в отверстии колёсного обода. От состояния обода зависит работоспособность покрышки. Даже незначительная его деформация станет причиной отслоения. Плюсом бескамерной герметизации является стойкость к пробоям. Шина способна выдержать до шести проколов при условии, что пробивший её предмет остаётся в ней.

Маркировка

На боковые части изделий производители наносят маркировку — комбинацию чисел и букв, расшифровка которых помогает получить полную информацию о шине. Часто надпись нанесена достаточно крупным шрифтом:

1. Первое число — ширина шины (в миллиметрах).

2. Второе число — отношение высоты профиля к ширине (в процентах). Если обозначение отсутствует, значит, оно равно 80% (такую покрышку называют полнопрофильной).

3. Латинская буква R. Указывает на радиальный тип конструкции. Многие водители считают, что R — радиус, но это ошибка. На шинах диагонального типа вместо R наносится буква D (встречается довольно редко).

4. Четвёртое число — посадочный диаметр (в дюймах). Это диаметр внутренней окружности шины, в которую насаживается диск.

5. Пятое число — предельно допустимая нагрузка (в килограммах).

На некоторых моделях можно встретить двойную маркировку, например: 6.15-R13/155-R13. Она говорит о ширине шины в дюймах (6.15) и миллиметрах (155) соответственно.

Другие обозначения

Если необходима резина для всесезонной езды, выбирают между шинами с надписями All Seasons или Tous Terrain. Надпись Winter MS указывает на возможность использовать скаты в зимний период.

Некоторые производители проставляют на летние и зимние покрышки символы, указывающие на сезон. Например, солнце означает, что модель подходит для весны и лета, снежинка — для поздней осени и зимы.

Слова Rain, Water и Aqua на летних скатах говорят о хорошей способности отводить воду.

Бескамерная покрышка оснащается обозначениями Tubeless или TL.

Сезонность шин

Шины на автомобиль должны соответствовать сезону использования. Всего существует три класса авторезины: летняя, зимняя, всесезонная.

Летние шины
Выгодно
7 226 7 900
5 219 5 799
3 696 3 996

Согласно установленным нормативам, такая резина рассчитана на эксплуатацию при температуре от +5 °C. По типу рисунка протектора летние виды шин делятся на: шоссейные, универсальные и грязевые.

Шоссейные

Разработаны для взаимодействия с твёрдыми покрытиями (бетон, асфальт). Это самый распространённый вид автомобильных скатов. Они идеально контактируют с поверхностью при больших скоростях, бесшумны, хорошо отводят влагу и пыль.

Грязевые

Такой тип рассчитан на бездорожье. Глубокий протектор резины вынесен на боковую часть, что обеспечивает эффективную очистку и отвод грязи из-под колеса. При езде по асфальтированной или бетонной дороге шина издаёт сильный шум.

Универсальные

Золотая середина, имеющая плюсы и минусы. Такой тип автомобильных скатов не конкурент по цепкости шоссейным, если речь идёт о хорошем дорожном покрытии. Но в отличие от них может похвастаться хорошей проходимостью в условиях бездорожья.

Универсальная шина при взаимодействии с асфальтом не издаёт много шума, что выигрышно выделяет её на фоне грязевых моделей. Но если авто часто ездит по неровным дорогам, лучше воздержаться от такого решения из-за средней цепкости резины.

Автомобильный скат с мягкой резиной и глубоким протектором. Благодаря множеству поперечных каналов отлично показывает себя в зимний период и обладает высокой цепкостью. Все зимние решения делятся на европейские и скандинавские.

Зимние шины
Выгодно
3 690
4 096
6 810 7 218

Европейские

Предназначены для мягкой зимы. Шина хорошо показывает себя при взаимодействии с мокрым снегом и во время дождя. Высота протектора может достигать 8 мм. Имеются грунтозацепы и диагональные прорези в рисунке.

Скандинавские

Есть две разновидности:

• «Липучка»

Резина рассчитана на сильный мороз. Не меняет своих технических свойств даже при -28 °C. Высота протектора может достигать одного сантиметра. Рисунок оснащён множеством нарезок. Шина обеспечивает хорошее сцепление со снегом и льдом.

• Шипованные

Подходят для езды в гололёд. За счёт специальных шипов шина цепляется за скользкую поверхность, обеспечивая высокие показатели управляемости автомобиля. Такие скаты не используются на асфальте, так как на большой скорости шипы вылетают.

Компромисс между летним и зимним решением. С первым этот тип шин роднит низкий протектор, а со вторым — сложный рисунок.

Главным преимуществом всесезонных автомобильных шин является цена. Ведь универсальная резина может использоваться как летом, так и зимой, без необходимости замены. Но, как признаются сами производители, такая шина рассчитана на страны с умеренным климатом.

Всесезонные
Выгодно
5 914 6 571
3 906
5 530 7 178
5 313

Не рекомендуется использовать их при сильном гололёде, так как шина слишком жёсткая и может значительно снизить управляемость автомобиля. Допустимая минусовая температура для комфортного использования «всесезонки»: -8 °C. Маркируется резина буквами M+S (или M&S).

Рисунок протектора

Кроме сезонности автомобильного ската важную роль играет рисунок протектора, а точнее, его форма.

Симметричный направленный

Протектор имеет узор, по форме напоминающий «ёлочку» (оставляет характерный V-образный след). Чётко направленные канавки обеспечивают отвод воды, снега и грязи, хорошее сцепление с мокрым дорожным покрытием, устойчивое движение транспортного средства. Такой протектор отлично подходит для заднеприводных транспортных средств, колёса которых более склонны к заносу на влажной дороге.

При выполнении монтажа покрышек нужно учитывать направление вращения. Для удобства производители наносят на боковую часть стрелку и надпись Rotation, что позволяет избежать ошибок при установке.

Симметричный ненаправленный

Протектор с однообразным рисунком, не имеющим направления. Шины характеризуются устойчивостью на сухой и мокрой дороге. Недостаток — слабая управляемость на высокой скорости.

Идеально подходят для езды по городу. Определённое направление монтажа отсутствует — устанавливать на диск можно с любой стороны. Покрышки с симметричным ненаправленным рисунком протектора — базовый комплект большинства новых автомобилей.

Асимметричный ненаправленный

Покрышки с асимметричным рисунком считаются универсальными, могут эксплуатироваться в любых погодных условиях, обеспечивают комфортное, безопасное вождение.

Резина состоит из двух частей: внешней (изготовленной из плотного материала) и внутренней (из более гибкого). Внутренний протектор обладает открытой плечевой зоной. Он хорошо отводит лишнюю воду и нивелирует аквапланирование. Внешняя часть способствует отличной управляемости и устойчивости автомобиля на высокой скорости.

При монтаже нужно учитывать надписи, нанесённые производителем на внутренние (Inside) и внешние (Outside) боковины.

Асимметричный направленный

В средней части протектора располагается сплошное продольное ребро (увеличивает курсовую устойчивость автомобиля), от которого отходят расширяющиеся канавки.

Покрышки с таким протектором, как правило, используются для спортивных машин. Обеспечивают хороший отвод грязи и воды, на них не появляются деформации при манёврах на сложных поворотах. Недостатки — высокая цена и сложная установка. Это самые дорогостоящие профильные скаты, которые обязательно устанавливаются с учётом прописанной на продукте маркировки.

Спортивные модели

Помимо покрышек общего назначения существуют спортивные модели, которые делятся на три группы:

• низкопрофильные — боковины невысокие, а ширина шин увеличена;

• слики — профильная конструкция, не имеющая протектора;

• полуслики — протектор покрышки имеет минимальное количество водоотводящих канавок.

Использование сликов и полусликов на дорогах общего пользования, вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, запрещено. Низкопрофильная шина может устанавливаться в качестве основной резины.

Недостаток любых шин — проколы. Неважно, какие вы используете покрышки, — избежать их невозможно. Попытки бороться с этой проблемой привели к появлению технологии Run Flat, позволяющей продолжать движение после прокола.

21 770
17 420
16 330 17 970
5 890 6 900

Такие шины бывают двух видов.

1. Увеличение стойкости резины достигается за счёт усиления боковин. Повышенная жёсткость бортов позволяет проехать на автомобиле с полностью спущенным колесом до ста километров (с максимальной скоростью 80 км/ч).

2. Внутрь покрышки «внедряется» пластиковый или металлический обод, который будет поддерживать колесо при выходе воздуха.

Некоторые производители для большей безопасности шин обрабатывают внутреннюю часть герметиком. При проколе покрышки он закрывает отверстие и не даёт воздуху покидать внутреннее пространство.

Хранение

Шины для автомобиля, согласно ГОСТ 54266-2010, должны храниться в закрытом помещении без прямого попадания ультрафиолета. Допустимая температура — не выше +35 °C. При смене сезонных шин резина должна очищаться от загрязнений.

Если ширина покрышек до 205 мм, их можно складывать друг на друга. Шина от 210 мм должна храниться вертикально (на одной части ребра). Вне зависимости от того, какие модели вы используете, срок хранения на открытом воздухе не должен превышать один месяц. 

Фото: E Bouman/Pixabay

20 сентября 2021
no items