Ozon logo

Поиск по статьям

Музей космонавтики на ВДНХ

Топ-7 космических музеев в России

Познакомиться с космическим наследием можно в Москве, Калуге, Самаре и других городах

Валя Вылекжанина Посетила музеи космоса и составила личный топ

Я очень люблю космос. Не разбираюсь в ракетах, спутниках, не знаю космонавтов поимённо, не слежу за запусками с Байконура. Но если в городе есть музей, посвящённый космосу, я первая в очереди. Рассказываю, где уже побывала и почему вам тоже стоит взять эти места на заметку.

Билеты по всем направлениям из нашей подборки вы найдёте на Ozon. Если у вас есть баллы, используйте их при оплате заказа и сэкономьте на путешествии.

Наверное, это самый известный музей в стране. В памяти мгновенно всплывает знакомый образ — маленькая ракета на огромном постаменте, устремлённая ввысь. Это монумент «Покорителям космоса», под которым и спрятался сам музей. Он был открыт в 1981 году к 20-летию первого полёта человека в космос.

Монумент «Покорителям космоса» на ВДНХ. Фото: Валя Вылекжанина

Музей большой: 8 залов, более 93 000 объектов. Экспозиции показывают эволюцию космонавтики: от запуска первого спутника Земли до проводимых международных исследований в космосе. Большинство экспонатов — подлинники, но есть и макеты в натуральную величину.

В залах выставлены не только космические агрегаты загадочного для меня предназначения, но и личные вещи людей из космической отрасли. Например, пальто и шляпа главного конструктора Королёва, в которых он провожал Гагарина 12 апреля 1961 года.

В стеклянную колбу помещён скафандр «Беркут», принципиально новый тогда тип космического костюма с надёжными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации, космического холода и перепадов температуры в 300 градусов. В таком Леонов совершил выход в открытый космос на 12 минут 9 секунд. Правда, тогда его возвращение в корабль чуть не закончилось трагически. Скафандр раздулся, и космонавт не мог протиснуться в шлюзовую камеру. Леонов принял рискованное решение: сбросил давление внутри скафандра. Сейчас в отдельном зале можно полюбоваться картинами, написанными Леоновым «с натуры».

В музее на ВДНХ. Фото: Валя Вылекжанина

Но для меня самым трогательным и интересным стал отдел, посвящённый животным, запущенным в космос. Как писал академик Борис Черток: «Путь человеку в космос проложили простые дворняжки». Решили использовать именно собак, поскольку их физиология была хорошо изучена и они легко поддавались дрессировке, а дворняжек — за их устойчивость к неблагоприятным условиям и умение длительное время находиться в замкнутом пространстве. Отбор был строгим, его проходили лишь собаки небольшого размера: не более 35 см в холке, не тяжелее 6 кг, со светлым окрасом для удобного наблюдения за их перемещениями во время телевизионных сеансов связи.

Королёв заявлял, что отправит человека на орбиту Земли только после двух подряд успешных запусков космических аппаратов с животными на борту. 3 ноября 1957 года на втором искусственном спутнике Земли вылетело первое живое существо — собака Лайка. 19 августа 1960 года Белка и Стрелка впервые в мире совершили суточный орбитальный полёт и благополучно вернулись на Землю. 12 апреля 1961 года с Байконура была запущена ракета-носитель «Восток-1» с первым человеком на борту. 108 минут, изменившие мир.

У музея есть филиал — мемориальный дом-музей академика С. П. Королёва. Дом был подарен ему за создание и успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Он прожил здесь 6 лет, и сейчас всё выглядит как при жизни авиаконструктора: личные вещи, фотографии, документы, книги, обстановка. Музей также располагается на ВДНХ.

Звёздный городок, Подмосковье

Мне посчастливилось несколько раз попасть в Звёздный городок на экскурсию, которую проводил настоящий космонавт. Именно тогда я окончательно влюбилась в этих отважных людей, по-хорошему больных своей работой.

Звёздный городок располагается в 25 км от Москвы, недалеко от Щёлкова. Он был открыт в 1960 году. Тогда попасть на закрытый военный объект можно было только по специальным пропускам. Но даже сейчас, когда Звёздный городок принимает туристические группы, пропускной режим строгий. Чтобы оказаться на территории, необходимо указать не только ФИО, гражданство, но и профессию, место работы и жительства.

Внутри вы увидите реальные аппараты, на которых тренируются космонавты. Например, центрифугу — огромное сооружение с радиусом вращения 18 м, имитирующее условия перегрузок. Она имеет форму булавы: длинная «рука» с закруглённым концом, в котором находится кресло. После того как космонавт закрепляется в нём, центрифуга начинает работать: одновременно происходит несколько вращений — двигается «рука», отсек с космонавтом и его кресло, и всё в разные стороны! При отборе космонавтов используются перегрузки до 8 единиц. Это означает, что на космонавта в этот момент давит сила, в 8 раз превышающая вес его тела. Максимальная перегрузка, которая может быть достигнута на данном аппарате, — 30 единиц. Медицинский контроль за состоянием космонавта во время вращения происходит с пульта врача, на котором выводится частота пульса и дыхания, артериальное давление, ЭКГ. В процессе тренировки космонавт должен всё время сжимать специальный рычаг — если он его отпустит, на пульт сразу же поступает сигнал, и вращение в экстренном порядке останавливается — значит, космонавт потерял сознание.

Чтобы смоделировать состояние невесомости, в Звёздном городке создана гидролаборатория. Это круглый бассейн с водой диаметром 23 м и глубиной 12 м. Помимо космонавтов сюда опускаются водолазы. Их задача — следить за тем, чтобы космонавт не всплыл на поверхность или не утонул. Для этого к скафандру прикрепляют или, наоборот, снимают свинцовые грузы. Если водолазы опускаются в бассейн по лестнице, то космонавта опускают с помощью крана, ведь его скафандр и без грузов весит 120 кг!

В Звёздном городке, как и в Музее космонавтики на ВДНХ, можно увидеть макет станции «Мир». Эта космическая лаборатория эксплуатировалась с 1986 по 2001 год. За 15 лет здесь работали 104 человека из 12 стран, отсюда космонавты 78 раз выходили в открытый космос и провели более 360 часов вне станции. Но с 1995 года начались проблемы из-за постоянного выхода из строя приборов и систем. Несмотря на многочисленные проекты спасения станции, было принято решение её затопить. Это сделали 23 марта 2001 года в Тихом океане, рядом с островами Фиджи.

А ещё есть свой Музей космонавтики, который был основан Юрием Гагариным. Он же и провёл здесь первую экскурсию. В четырёх залах находятся уникальные экспонаты: личные вещи Королёва и Гагарина, космические корабли и макеты, скафандры и другое оборудование.

Калугу называют родиной космонавтики. Здесь в 1967 году начал работу первый в мире и крупнейший в России музей космической направленности при непосредственном участии Королёва и Гагарина. В 2021 году было открыто новое здание. И теперь мой однозначный ответ на вопрос, какой музей космоса самый интересный и крутой, — калужский. Только ради него стоит проехать 180 км от Москвы до Калуги.

На музей нужно закладывать минимум полдня, а то и целый. Помимо исторического и нового зданий работают планетарий и обсерватория. А ещё уличная экспозиция ракетно-космической техники с ракетой-носителем «Восток», солнечной электростанцией и инсталляцией «Поехали». Это произнесённое во время старта Гагариным слово стало известно во всём мире. Сбоку от музейного комплекса располагается парк имени Циолковского, посередине которого похоронен учёный. А перед входом в историческое здание установлен памятник Гагарину, копию которого неожиданно моя знакомая обнаружила в Джакарте. Оказалось, что это подарок Индонезии от РФ.

Знаменитое гагаринское «Поехали» в музее космонавтики в Калуге. Фото: Валя Вылекжанина

Я была поражена новым зданием: современная архитектура, идеально организованное пространство, потрясающее техническое оснащение (прозрачные лифты с 1 по 3 этаж, эскалаторы), интерактивные макеты, скульптурная композиция «Вселенная Циолковского» на входе, видеоряд на акцентной стене. Глаза разбегаются.

И взрослым, и детям будет интересно узнать историю освоения Луны, Венеры и Марса, рассмотреть межпланетные станции, например «Луну-16». Луна пока что единственное небесное тело, на которое ступила нога человека, и она занимает первое место по количеству отправленных к ней аппаратов. Благодаря нашим станциям была осуществлена посадка на Луну, сфотографирована её обратная сторона и составлен Атлас обратной стороны Луны и лунный глобус, создан искусственный спутник Луны, отправлены туда 2 лунохода (прошли 52 км), а на Землю доставлены 330 г лунного грунта. Вы можете посчитать, сколько крупинок хранится в калужском музее, говорят, что каждый раз получается разное число.

В музее много подлинных экспонатов. Например, длиннофокусный фотоаппарат «Агат-1», скафандр космонавта Ляхова, спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34», в котором он же вернулся на Землю. Попробуйте найти два его автографа на корпусе аппарата. А ещё исследовательский комплекс «Юпитер-2», который использовался для изучения влияния невесомости на испытуемых. Это такой металлический цилиндр диаметром 4,6 м и высотой 2,2 м. Внутри столы, кресла, спальные места, велотренажёр. У меня была возможность войти туда и закрыть за собой дверь. Мне стало не по себе в этом маленьком пространстве без прямых углов. Трудно представить, как испытуемые жили здесь 7–10 дней при постоянном вращении кабины вокруг центральной оси со скоростью до 15 оборотов в минуту. От одной мысли об этом у меня уже кружится голова.

В Калуге в 2021 году было открыто новое здание музея космонавтики. Фото: Валя Вылекжанина

В экспозиции есть своя станция «Мир» в натуральную величину. Но «Мир» уже в прошлом, калужский музей предоставляет возможность заглянуть в будущее. В зале выставлен макет разрабатываемого в настоящее время нового космического корабля «Орёл» (предыдущее название «Федерация») для доставки космонавтов на МКС.

Наличие уже одного такого музея может дать Калуге повод называться родиной космонавтики, но такой статус она получила прежде всего благодаря Константину Циолковскому, который прожил в этом крае большую часть своей жизни.

Мемориальные музеи Циолковского, Боровск и Калуга

Имя Циолковского известно во всём мире. Не все знают, что учёный, оглохший в детстве из-за перенесённой скарлатины, не получил системного образования. Однако упорство в самообразовании позволило ему сдать экзамены и стать учителем, а впоследствии и учёным с мировым именем.

Циолковский жил в Рязани, Вятке, Москве, но переезд в Боровск в роли учителя арифметики и геометрии уездного училища изменил его жизнь. Здесь он провёл 12 лет, здесь встретил свою будущую жену Варвару Евграфовну Соколову. Их брак вряд ли назовёшь счастливым. Константин Эдуардович слыл в семье тираном, он без стеснения писал про жену: «Такая подруга не могла истощить мои силы: во-первых, не привлекала меня, во-вторых, и сама была равнодушна и бесстрастна». В браке родилось 7 детей. Какой он был отец и учитель, вам расскажут в музее-квартире Циолковского в Боровске — в этом доме он недолго снимал верхний этаж.

Музей-квартира Циолковского в Боровске и дом-музей в Калуге. Фото: Валя Вылекжанина

В 1892 году семья переехала в Калугу, где Циолковский жил до своей смерти в 1935 году. В доме, в котором он провёл 29 лет, сейчас располагается посвящённый ему музей. После роскошного современного музея космонавтики его интерьеры могут показаться скромными, однако все помещения восстановлены в том виде, в котором они были при жизни учёного. Большинство экспонатов подлинные. Практически везде натыкаешься на предмет непонятного назначения. Это знаменитые слуховые трубы Циолковского, которые домашние называли «слухачами». На веранде, служившей главе семейства летней мастерской, стоит велосипед, на котором Константин Эдуардович любил ездить летом. Причём освоил он его за 2 дня в возрасте 45 лет. А зимой в разгар бури он любил носиться на коньках по реке с зонтом, влекомый силою ветра.

Циолковский жил очень скромно. Фото: Валя Вылекжанина

Королёв очень ценил вклад Циолковского в развитие космонавтики и принял личное участие в подготовке новой экспозиции в честь 100-летия со дня рождения учёного. В музее рассказывают про забавный случай, когда накануне открытия вдруг выяснилось, что забыли привезти ковровые дорожки. После нагоняя подчинённому главный авиаконструктор сказал: «Ну что ты стоишь, бери-ка мои! Помогай скатывать». Так ковровые дорожки из кабинета Королёва оказались в доме Циолковского.

В 1964 году в книге отзывов музея появилась запись Юрия Гагарина: «Счастлив, что мне удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос». Сотрудница музея всем предлагает воспользоваться лестницей на второй этаж, по которой вслед за Гагариным поднимался весь цвет отечественной космонавтики. Она даже имеет специальное название — лестница в небо или трап космического корабля.

Во дворе дома установлен памятник Константину Эдуардовичу, человеку, который при жизни слыл чудаком, а вошёл в историю как «отец современной космонавтики».

А вы знали, что Самару считают космической столицей? Я — нет. Музей с названием «Самара Космическая» стал для меня полной неожиданностью. Оказалось, что это единственный город, в котором осуществляется весь комплекс: от проектирования и сборки космических аппаратов и самолётов до подготовки кадров.

Мимо музея пройти невозможно. Где вы увидите 68-метровую ракету-носитель «Союз» весом 20 тонн, встроенную в здание? Да ещё и не макет, а подлинник! Она честно отработала своё на космодроме в Плесецке и сейчас находится на заслуженном отдыхе в Самаре.

1. Встроенная в здание музея ракета-носитель «Союз». 2. Скафандр Юрия Лончакова. Фото: Валя Вылекжанина

Вокруг музея установлены забавные скульптурные композиции, а также памятник конструктору Дмитрию Козлову. Он разрабатывал знаменитую «семёрку», ракету Р-7, под руководством Королёва, затем был направлен им в Куйбышев (бывшее название Самары) для развёртывания там их серийного производства.

Сам музей небольшой, но изучать его можно долго. Экспозиция в том числе состоит и из интерактивных экспонатов. В Самару часто приезжают в гости космонавты, и не с пустыми руками, поэтому в коллекции музея есть вещи, побывавшие в космосе. Например, спасательный скафандр Юрия Лончакова, который неспешно крутится посередине главного зала.

Большое внимание уделено полёту Юрия Гагарина. Ведь по плану он должен был приземлиться под Куйбышевом, однако из-за внештатной ситуации это произошло в 110 км от назначенной точки, под Энгельсом. Оттуда уже космонавта перевезли в Куйбышев для медицинского контроля и адаптации к Земле. Здесь же за рекордные сроки ему была сшита военная форма с майорскими погонами для официального приёма в Москве, из одежды у Гагарина с собой был только космический костюм.

Но больше всего самарский музей понравился мне тем, что здесь хорошо раскрыта та часть жизни космонавтов, которая интересует всех: их быт на орбитальной станции.

Самые обычные на Земле гигиенические процедуры в космосе превращаются в настоящий квест. Например, принятие душа. Всего-то нужно встать в герметичный цилиндр из прозрачного пластика, вставить трубку в рот, ноги закрепить. Не стоит ждать, что сверху польётся вода, она разлетается на капли размером с грецкий орех и прилипает к коже — их и растираешь по себе. Хочешь смыть с себя мыло — отряхивайся по-собачьи. В общем, у космонавтов нервы тоже не железные, выбросили они такой душ в 1990 году со станции «Мир» в космос. Пользуются теперь влажными салфетками и специальными полотенцами. Да, влажные салфетки достались нам в наследство от космонавтов. Так же, как и подгузники! Их использовали до того, как придумали удобный для астронавтов туалет. Насколько он удобный, можно узнать лично в Самаре. Поделюсь только рассмешившей меня фразой астронавта Рассела Швейкарта. На вопрос о самом захватывающем зрелище в космосе он ответил: «Выброс мочи на закате!» При попадании в космический вакуум эта жидкость превращается в миллионы светящихся кристаллов.

Приезжайте в Самару, вы узнаете здесь ещё много деталей: как космонавты работают и отдыхают, что едят, как тренируются. И решите для себя, готовы ли вы даже подумать в сторону космического туризма.

Фото обложки: Viktor Avdeev/Unsplash