Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Наушники на жёлтом фоне

Топ наушников: советуют музыкант, режиссёр, коллекционер

Универсальные, спортивные, «домашние» наушники, рейтинг моделей и правила выбора — обсуждаем вопросы с профессионалами

Ксения Карпова Выпускающий редактор Ozon Клуб

По запросу «купить наушники» Google предлагает 38 млн страниц с обзорами и магазинами. На Ozon в категории «наушники и гарнитуры» больше 60 тысяч товаров: выбор огромный. Проводные и Bluetooth, миниатюрные вкладыши и внушительные полноразмерные, за 100 рублей и 165 тысяч — как среди многообразия найти самые лучшие наушники?

За советом мы обратились к тем, для кого звук и музыка — работа, а наушники — профессиональный инструмент. Музыкант, звукорежиссёр и коллекционер-обзорщик рассказывают, какими наушниками пользуются и каким брендам доверяют. А также объясняют, стоит ли отдавать 25 тысяч за гаджеты Apple и правильно ли тестировать басы на классике рока.

Денис, вокалист и аранжировщик: «Наушники из палатки за 300 рублей — это пытка. Но они у меня есть»

Денис, 26 лет, живёт в Красногорске. Основная работа связана с GR. Музыкой занимается 10 лет, профессионально — последние 5 лет. Вокалист в Royals Ate Bones, выступает продюсером, звукорежиссёром и аранжировщиком для своей и других групп.

— Музыка для меня была хобби, которое вышло за рамки простого увлечения, сейчас считаю её второй работой. В 2012 году, когда я был студентом и уже активно занимался звуком, родители подарили на Новый год первые полупрофессиональные наушники: AKG закрытого типа, плотнооблегающие с небольшими раковинами. Создавать на них миксы было невозможно, но для старта — неплохой вариант. 

Сейчас я использую до 5 пар наушников. Beyerdynamic DT 770 Pro — для профессиональной работы: чтобы проверять уровни громкости и проводить детализацию при сведении трека. Вообще они предназначены для записи вокала как мониторные наушники, из них звуки не попадают в микрофон. Но я их беру для звукосведения как сопутствующий инструмент — конечно, они не заменяют мониторы и акустические системы.

DT 770 Pro приобрёл больше года назад за 13 тысяч. Выбрал именно Beyerdynamic, потому что бренд известен в мире, его продукцию используют профессиональные звукорежиссёры, например, один из моих учителей — западный продюсер Джоуи Стерджис.

Следующие в арсенале — AirPods Pro. Они универсальные, подходят от спорта и прослушивания музыки до изучения собственных миксов. В них честный звук: иногда я слышу такое, чего не могу уловить даже в мониторах. Многие считают, что AirPods — красивый аксессуар и понты, но на моей памяти это первые беспроводные наушники с минимальным количеством искажений — а испробовал я их больше 10 пар. 

Другие наушники тоже использую, чтобы знать, как звучат мои треки на разных устройствах. Ведь рядовой слушатель не будет приобретать мониторы — он может слушать музыку в обычных наушниках, купленных, грубо говоря, в переходе. И, да, наушники из палатки у меня есть: я зашёл в продукты 24/7 и за 300 рублей купил три пары — чтобы убедиться, что мои миксы сносно звучат и на такой технике. Правда, это пытка и издевательство: даже самый кристально чистый звук в Lossless-качестве в них превращается во что-то глухое из пещеры. 

Денис выбирает Beyerdynamic, AirPods, Sennheiser. Фото: личный архив

Ещё есть хорошие проводные Sennheiser, близкие к мониторным. Они служат 7 или 8 лет, покупал за 6 тысяч рублей ещё до роста доллара. Это арматурные наушники с подвижным якорем, в них частоты выстраиваются в одну линию и звучат сбалансированно. С профессиональными наушниками, конечно, сравнивать нельзя, но для любителей музыки это отличный вариант. Их современный аналог — Sennheiser IE 100 Pro Clear, стоят 8-10 тысяч.

В будущем я хочу продолжать работу с двумя брендами, Beyerdynamic и Sennheiser. От второй фирмы интересно попробовать мониторные наушники закрытого типа — они делают очень хорошие вещи, но ценник начинается от 80 тысяч и выше. Ещё попробовал бы модель для сведения Beyerdynamic DT 990 Pro. Дороговизна профессиональной техники для меня обоснованна, она объясняется комфортом: чем выше цена, тем удобнее — не нужно сидеть с графическими редакторами и покупать много разных наушников.

Если человек просто слушает музыку для себя, думаю, одной пары ему хватит. Для поездок в московском метро AirPods — лучшие наушники из-за шумоподавления. Если бюджет ограничен, можно не раскошеливаться на Apple и купить Xiaomi. Я как-то использовал самые простые за 1,5 тысячи — при всём уважении к бренду было неплохо, но не восторг. Чувствовались искажения: представьте, будто в песне слышны электрические хрустящие разряды. 

Из беспроводных ещё пробовал Huawei, но мне не нравилось: проседали низкие или средние частоты, близкие к басовым, а они как раз составляют всю мощь трека. Ощущалось, будто слушаешь плоскую коробку. Другие беспроводные наушники-разочарование — российский бренд Interstep, за них отдал 4-5 тысяч в 2019 году. В описании мне понравились характеристики: производитель заявлял о качественных компонентах, не о пластике, а о титановом сплаве. В реальности это оказались очень тихие наушники, их громкость — процентов 60 от аналогов. Так что Xiaomi — самые близкие к AirPods наушники, но с большими оговорками. 

Если бюджет до 10 тысяч, можно посмотреть в сторону Sony. Я пользовался их наушниками за 3 тысячи, только их в Россию сейчас не поставляют. JBL лично не покупал, слышал отзывы от знакомых: говорят, неплохо, но жалуются на зарядку. За 10+ тысяч можно купить Sennheiser, особенно если кому-то нравится электронная плотная музыка и много низких частот. Хотя бренд выпускает разные модели по частотам — высокие, басовые, — есть из чего выбрать.

Я сам мультижанровый слушатель, но не подбираю наушники под конкретную музыку. Наверное, включать классический рок на модели с поднятым бас-бустом неправильно, потому что она будет бубнить. Треш-метал на высокочастотных наушниках слушать тоже бессмысленно, потому что он и так высокочастотный. Но в целом наушники для рока и рэпа — это маркетинг. Любой трек на качественных наушниках будет звучать хорошо, если он грамотно сведён и выложен без потери качества. 

Когда у меня просят совет по выбору и спрашивают про топ наушников, я отправляю на агрегатор, где можно сравнить цены и модели. Или сажусь за монитор с человеком и начинаю разбор по характеристикам и запросам: какая цена, какой стиль жизни, какая нужна форма.

Из технических параметров любителям можно обращать внимание только на частотные характеристики: 40 Гц — 15 кГц — это хороший разброс. Чем больше диапазон, тем лучше наушники передают частоты и тем лучше они по звучанию. Перед покупкой стоит прийти и протестировать модель в магазине или посмотреть обзоры на YouTube, послушать профессионалов и сравнить отзывы.

Александр, коллекционер и обзорщик: «Рекомендую иметь два типа наушников: для улицы и для комфортных условий»

Александр, 43 года. Живёт в Тбилиси, работает в IT. Играл в рок-группах, выступал как диджей. Живя в Чехии, записывал и издавал электронную музыку. 6 лет занимался проектированием сложных акустических систем для кинотеатров и концертных площадок. Хобби — звук, музыка и фотография. Ведет YouTube-канал Kinemoss с обзорами и рейтингами наушников.

— Мой аудиоквест — поиск хорошо звучащих наушников в нескольких ценовых категориях. Наушники я начал собирать в 2018 году. Сейчас в коллекции около 30 гаджетов, но она постоянно меняется: что-то добавляется, что-то уходит. Раньше в месяц я приобретал 2–3 пары, 1–2 брал на тестирование у друзей и знакомых. В среднем на хобби в месяц тратил до 300 долларов. Сейчас покупаю наушники реже, так как производители уже сами присылают от 2 до 4 пар в месяц с просьбой снять объективный и честный обзор.

Одни модели выбираю, потому что всегда хотел иметь их дома. Например, Sennheiser HD 600 — это выдающаяся работа инженеров за всё время существования компании. Они настолько нейтральные, что подходят и для прослушивания музыки, и для студийной работы. 

Другие наушники покупаю специально для обзоров на YouTube-канале. Третьи слушаю и продаю, если звучание разочаровало. Пока больше всего меня расстроили V-MODA Crossfade M-100 за 220 долларов. О бренде я узнал случайно от товарищей по цеху. Он создан диджеем, который сказал что-то вроде: «Диджеи пользуются плохими наушниками, мы дадим всем хорошие». Я думал, что у модели будут восхитительные частотные характеристики, но завышенные ожидания не оправдались: многие наушники в 2–3 раза дешевле звучат лучше. V-MODA так и лежит дома, пока не поворачивается рука её кому-то продавать — это будет нечестно.

Самыми древними в коллекции можно считать старые добрые Sony MDR-7506. Это классика радиостанций и кино, модель выпускается без изменений много лет. Sony у меня больше 10 лет, они до сих пор себя хорошо чувствуют — я только поменял амбушюры. Ещё дольше других служат Beyerdynamic DT 990, собранные крепко, как танк. 

Любимыми считаю наушники, которые использую чаще всего. Среди них — полноразмерные AKG K872 закрытого типа (ок. 100 тысяч рублей). Эта модель — флагман австрийской компании. Я лично общался с представителями AKG на ежегодных выставках во Франкфурте. А когда видишь людей, которые стоят за брендом, хочется узнать, что из себя представляет их лучшая модель, их абсолютный топ. Я долго готовился к покупке, и она не разочаровала: открываешь кейс и чувствуешь, что соприкасаешься с чем-то дорогим. Когда включал на AKG классический рок, услышал нюансы инструментов, которые на более дешёвых наушниках не замечал. Это было открытие любимых альбомов заново.

AKG K872 закрытого типа, FiiO FH7, Beyerdynamic DT 1990 Pro и Hifiman Edition XS — фавориты Александра. Фото: личный архив

Среди внутриканальных мне нравятся FiiO FH7 (ок. 40 тысяч рублей), они приобретались как детально звучащие наушники для поездок. А открытого типа у меня две любимые пары: Beyerdynamic DT 1990 Pro (36 тысяч) и Hifiman Edition XS (33 тысячи).

Из бюджетных наушников на меня произвели впечатление Tin Audio T2, цена — около 4 тысяч рублей. Понравилось звучание, отличное от других моделей в этой ценовой категории. А за среднюю стоимость, примерно за 13 тысяч, удивили полноразмерные AKG K371 закрытого типа. Они оставляют ощущение детальности: в них слышны партии отдельных инструментов, и они друг другу не мешают.

Беспроводные наушники у меня тоже есть, фавориты в этой категории — Sony WF-1000XM3 (ок. 10 тысяч рублей). Их плюсы — удобство, компактный формфактор и отсутствие проводов. Но у большинства беспроводных наушников есть проблемы с передачей музыкальной информации из-за Bluetooth-кодеков для сжатия данных. Поэтому я рассматриваю Bluetooth-наушники как вспомогательные, когда делаю работу по дому, а для погружения в материал использую проводные.

Перед покупкой наушников я рекомендую ответить на три основных вопроса.

  1. Определитесь с бюджетом, как бы банально это ни звучало. Стоит помнить, что высокая цена не означает высокое качество саунда. Меня лично из дорогих наушников не устроили Sennheiser HD 700. Я взял пару и понял, что HD 600, предшественники в линейке за меньшую цену, звучат гораздо лучше. Благо была возможность их вернуть. 

Из бюджетных неплохая продукция у компаний KZ и Tin Audio. Из дорогих самые любимые AKG и Beyerdynamic, из бутик-производителей — Audeze и Campfire. Самые дешёвые китайские модели покупать не рекомендую. Для производства таких наушников часто берётся пара известного бренда и собирается подобная копия — то есть за продуктом не стоят люди с образованием в акустике. Ещё один минус — использование материалов низкого качества: пластика, излучателей, кабелей. Но недооценивать мощь китайских производителей нельзя. Есть несколько фирм, которые подходят к созданию наушников с умом, например FiiO и MoonDrop.

  1. Где вы будете использовать наушники? Модели открытого типа не предназначены для транспорта или библиотеки, потому что музыка будет слышна сидящим рядом людям. Если нужна техника для фитнес-зала, подойдут наушники с IP-рейтингом, без него устройство можно повредить. Я использую для спорта Jaybird Vista. Они влагозащищённые и за счёт конструкции хорошо сидят в ухе, подходят для бегунов. У них не феноменальное звучание, но не плохое — придраться не к чему.
  2. Для чего вам нужны наушники? Слушать музыку, играть в компьютерные игры, смотреть фильмы, записываться в студии или редактировать видео? После ответов круг поиска сузится, найти подходящую модель будет проще. 

Я рекомендую иметь два типа наушников. Внутриканальные для использования в дороге, на улице, в библиотеке (хорошие варианты есть у Shure, FiiO, Etymotic, MoonDrop, KZ). И накладные или полноразмерные открытого типа для прослушивания в комфортных условиях, например у камина с бокалом виски.

Стоит пояснить. Накладные и полноразмерные — это формфактор. В полноразмерных ухо целиком находится внутри амбушюр, а у накладных амбушюры сидят на ушах. Разница между закрытым и открытым типом в другом, она фундаментальнее. Закрытые наушники сделаны так, чтобы извне в ухо не проникал звук — и наоборот. Для простоты примера их можно сравнить с кастрюлей. А наушники открытого типа — это дуршлаг. Там есть отверстия, часть звука попадает во внешний мир, и наружные шумы проникают в уши. Когда вы надеваете наушники открытого типа, возникает ощущение, что вы — на крыльце, а музыканты стоят вокруг. Акустическое пространство становится более объёмным, звучание — воздушным. Но для них нужна тихая и спокойная обстановка.

Александр советует иметь два типа наушников: внутриканальные для улицы и накладные или полноразмерные открытого типа для дома. Фото: личный архив

Основные бренды, специализирующиеся на наушниках открытого типа, это Sennheiser, AKG, Hifiman, Grado, Audeze, Beyerdynamic, Focal и Audio-Technica. Средняя цена на такие наушники — 200 долларов, но большинство моделей намного дороже. Их стоимость определяется дороговизной компонентов, расходами на исследования, разработку и маркетинг. А также тем фактом, что многие наушники открытого типа делают бутик-производители, где гаджеты собираются вручную на маленьком предприятии. 

13 900
7 693

В наушниках открытого типа важна удобная посадка. Также стоит уделять внимание конструкции наушников, проверить, насколько хорошо собраны, оценить комплект — отсоединяемый кабель, кейс для переноски.

Многие наушники открытого типа требовательны к источнику музыки, у него должен быть мощный выход. Если вы подключите такие наушники к телефону, есть риск, что они будут звучать очень тихо — потребуется усилитель. 

Теперь про внутриканальные модели. Их идея в том, чтобы наушники плотно сидели и изолировали от внешнего шума. При неправильной посадке вы испытываете дискомфорт, а чисто акустически звучание начинает хромать. Например, если нет герметичности, теряются низкие частоты, басов не хватает. Из-за анатомии и асимметрии слуховых каналов найти подходящую посадку можно только методом проб и экспериментов.

Наушники с отсоединяемым кабелем удобнее. Если он вас не устраивает по каким-то причинам — от внешнего вида до плотности и долговечности, — его можно заменить. Ещё один нюанс — излучатели. Сейчас на рынке идёт «гонка вооружения», когда производители пытаются внедрить в корпус внутриканальных наушников несколько излучателей. Чем их больше, тем больше цена наушников — и тем активнее их могут продавать. У меня есть представители разных ценовых категорий: с тремя излучателями — FiiO FH3 за 130 долларов, с пятью — FiiO FH7 за 450 долларов и CCA C10 за 50 долларов. Для начала можно смело взять наушники CCA. Они, на мой взгляд, звучат лучше, чем 90% многодрайверных наушников до 100 долларов.

Но от числа излучателей напрямую не зависит качество звука. Человек должен примерить наушники. Если вам нравится, как они сидят и как в них звучат знакомые композиции, покупайте и никого не слушайте. 

Что касается технических нюансов, в основном производители указывают три параметра: сопротивление, чувствительность и частотные характеристики.

Чем ниже сопротивление наушников, тем легче их раскачать телефонами. Самый безопасный выбор — модели с сопротивлением 16 ом и 32 ома. Когда показатель сопротивления превышает 50-60 ом, нужно смотреть и на другой параметр — чувствительность. 

Если наушники имеют чувствительность от 100 дБ, с ними будет всё хорошо с вероятностью 99%. Например, покупая модель с сопротивлением 32 ома и чувствительностью 105 дБ, можно быть спокойным. Но если у наушников сопротивление 250 ом, на чувствительность смотреть бесполезно — с мобильным телефоном они будут очень тихо звучать.

Третье — частотные характеристики. Спектр звучания большинства наушников — от 20 Гц до 20 кГц. В более дорогих разброс от 15 Гц до 35-38 кГц. Но нужно понимать, что возможности человеческого уха ограничиваются планкой в 20 кГц. Тех, кто слышит 35 кГц, в природе не существует, разве что во вселенной Marvel. Гнаться за высоким показателем этого параметра бессмысленно.

Андрей, звукорежиссёр: «Слушать музыку во «ВКонтакте» в наушниках за 30 тысяч нет смысла»

Андрей, 25 лет, живёт в Москве. Звукорежиссёр и саунд-дизайнер. Работает в студии и на полевых записях: на улицах, в павильонах и на съёмочных площадках. Опыт — 7 лет. 

— У меня три пары наушников. Для работы в студии пользуюсь Sennheiser HD 650, это наушники открытого типа. В них комфортно работать долго, они не создают дополнительного давления на уши. Пользуюсь лет пять, покупал за 23 тысячи. Когда выбирал, сравнивал звучание моих Sennheiser HD 650 и Sennheiser HD 660 S. Модель HD 650 понравилась больше из-за низких частот — они показались аккуратнее. 

До этого были Sony MDR-7506, классические студийные наушники тысяч за шесть. В них нормально записывать, но что-то править в звуке уже не получается — наушники очень жёсткие и звучат плоско. Через час устаёшь их носить, это критичный момент. Покупать супердорогие наушники даже для студии не вижу смысла, потому что большую часть работы выполняю в мониторах, а в наушниках — только монтаж вокала и проверку баса и верхних частот.

Для полевых записей и работы на улице я купил Audio-Technica ATH-M50x за 10 тысяч. Поскольку они закрытого типа, у них достаточная шумоизоляция, чтобы сконцентрироваться на звуке без особого усиления громкости. Эта модель лёгкая и компактная, её удобно собирать и разбирать. Наушники сравнивал с Beyerdynamic DT 770 Pro, но прочность конструкции у последних ниже, и они не так мобильны.

Мои третьи наушники — AirPods, чтобы разговаривать по телефону, смотреть видео и проверять, как звучит то, что я делаю. У нас это называется shit-контроль — тест на то, как воспроизводится материал в наушниках среднего качества, которые используют в повседневности.

У меня есть наушники от Apple последней модели и обычные проводные, которые кладут в комплект. Использую и те и другие, но здесь принципиальный момент с шумоподавлением в AirPods Pro. С «шумодавом» качество лучше, нет посторонних звуков и можно спокойно разговаривать в людных местах. Ещё в них есть технология пространственного аудио, имитирующая формат 5.1 при просмотре видео: при повороте головы создаётся модель объёмного звучания. Сейчас она работает с приложением Apple TV, но думаю, будет распространяться и станет очень популярной, чтобы смотреть сериалы и фильмы по-новому.

Я слушаю разную музыку, приходится сравнивать жанры для работы. Происходит это сезонно: например, у меня есть период рока, и 2–3 месяца изучаю только рок для определённого проекта. Для этой цели использую свои студийные Sennheiser HD 650. В метро музыку не слушаю: езжу в берушах или AirPods Pro, чтобы избавиться от шума.

Техника должна хорошо работать с любой музыкой, а иначе она бесполезна. Выпустить наушники и сказать, что они для рока, — значит снизить аудиторию продукта. Похожая история была с Beats by Dre, когда гаджет в народе стал «наушниками для рэпа». Но эта продукция в принципе была низкого качества, в них нельзя было слушать ничего из-за сборки из плохих материалов. В итоге наушники сначала раскупили, а потом дружно забыли.

При покупке наушников всё зависит от бюджета и от цели. Для компьютера стоит рассматривать проводные с хорошей гарнитурой и высокой скоростью воспроизведения — предполагаю, что задержка звука в играх критична, поэтому нужны провода. Но игровые наушники — это отдельный мир, я не погружался. 

Насчёт спорта — считаю, что нормальное занятие проходит без музыки. Если посмотрите на профессиональные залы, где занимаются спортсмены, там тишина, потому что сердце должно работать в ритме своей нагрузки, а не треков. Но если плейлист нужен, те же AirPods подойдут для фитнеса. А ходить или ехать в метро и слушать музыку — это Sony, беспроводные головные наушники WH-1000. В плане комфорта и звука они компромиссные, у них отличный «шумодав». Я покупал их по приемлемой цене, в районе 15-18 тысяч, сейчас они подорожали.

Абсолютное качество звука обойдётся в 100 тысяч, например, Sennheiser HD 800. Дешевле — Beyerdynamic DT 1990 Pro — 50 тысяч. Минимальная сумма, за которую можно купить хороший звук, 25 тысяч: Sennheiser HD 650 или Beyerdynamic DT 770 Pro. Но это студийная работа, наушники непригодны для того, чтобы носить их с собой. Если нужен мобильный беспроводной вариант, то можно рассмотреть Sony WH-1000 или Bang & Olufsen Beoplay H4 2nd Gen за 30 тысяч. 

Важно обратить внимание на источник, где вы слушаете музыку. Если это «ВКонтакте» или «Яндекс.Музыка», нет смысла в наушниках за 25-30 тысяч и дороже, потому что они не будут отрабатывать свою стоимость с таким качеством исходников песен. Другое дело — сервисы Deezer или Tidal. Разница в звучании гаджетов за 50 и 20 тысяч не будет ощутима и на улице с посторонним шумом. Похожая ситуация, когда мы занимаемся делами, включая музыку для фона: если прослушивание невнимательное, различия в качестве наушников незаметны.

Если снизить ценовую планку, хорошие проводные наушники делает Audio-Technica за 10-15 тысяч рублей, например ATH-ANC700BT. Они будут уступать более дорогим в басах и верхах, в них меньше атаки — то есть звук менее детализированный и чёткий, особенно когда треки перегружены большим количеством инструментов. Звучание становится более плоским, менее сфокусированным.

Беспроводные наушники стоит покупать за 15-30 тысяч. В них главная сложность с Bluetooth-соединением и комфортом, дешевле хорошего качества не найти. Искать достойные модели можно у Sony, Sennheiser, Bang & Olufsen.

В магазине или на сайте советую смотреть на две характеристики: сопротивление (в случае с проводными наушниками) и шумоподавление. Чем выше сопротивление, тем мощнее должен быть усилитель. 250-300 ом — это вариант не для телефона, а 35-50 — вполне нормально. С шумоподавлением сложнее, тут важно попробовать наушники. Тестировать лучше на той музыке, чьё звучание вы знаете целиком и полностью. Нет смысла тестить басы на роке или R’n’B, если вы обычно их не включаете, — иначе вам не с чем будет сравнить ощущения, вы не поймёте звучание наушников.

Фото обложки: Math/Unsplash