Гид по уходу за деталью и главные правила для покупки подходящей цепи
Цепь — это маленькая деталь, которая делает движение на велосипеде возможным. Несмотря на простоту устройства, она весьма капризна к условиям использования и требует постоянного ухода, а ещё понимания её работы. Как узнать, что цепь пора менять? Как подобрать нужную длину? Как правильно мыть и смазывать? Рассказываем главное, что нужно знать про велосипедные цепи.
Поддержание велосипедной цепи в чистоте и хорошая смазка продлевают срок её службы. Но даже самая ухоженная цепь всё равно будет медленно изнашиваться и растягиваться по мере использования, а качество работы трансмиссии в результате — постепенно ухудшаться. В этом случае переключение передач становится не таким плавным, как раньше, цепь может «проскакивать» при педалировании или даже порваться, что опасно или как минимум неприятно.
Для цепи нет точно установленного предела пробега, поскольку срок её службы напрямую зависит от:
Изношенная цепь приводит к более быстрому старению звёздочек и кассеты, поэтому несвоевременная замена может дорого обойтись. По всем этим причинам рекомендуется регулярно проверять цепь на степень износа с помощью специального индикатора. Требуется несколько секунд, чтобы определить, пришло ли время для новой детали. Считается, что значения менее 0,75 говорят о нормальном состоянии цепи, а когда показатель ближе к 1.0 — цепь пора менять.
Велосипедные цепи на вид примерно одинаковые, но они бывают разной ширины и длины, чтобы соответствовать разным по количеству скоростей трансмиссиям, отличаются по материалу и производителю. Разберём главные особенности.
Виды цепей и количество скоростей
Цепи бывают:
Ширина и длины цепи
При определении первой ключевое значение имеет количество звёздочек на кассете: так, 11-скоростная цепь уже, чем 9-скоростная. Вот данные о ширине цепи от известного производителя инструментов Park Tool:
При этом длина звена практически одинаковая: 2,38 мм для 5-8-скоростных цепей и 2,18 мм для 9-скоростных и выше.
Как мы видим, меняется лишь ширина звена/цепи. Она напрямую зависит от расстояния между звёздочками — толстая цепь просто не поместится в современных 12-13-скоростных кассетах. Поэтому главный принцип покупки и замены довольно простой — менять подобное на подобное: 11-скоростную цепь на 11-скоростную, 9-скоростную на 9-скоростную и так далее.
Что касается длины самой цепи, то обычно детали продаются со 110 и более звеньями — это больше, чем необходимо для основных велосипедных трансмиссий. Поэтому цепь приходится уменьшать по длине, чтобы она подходила для велосипеда.
Материалы
Большинство цепей сделаны из стали — отсюда их склонность к ржавчине, если они намокают и недостаточно смазаны. В дорогих цепях используются премиальные марки стали и более высокий уровень закалки материала. Некоторые детали обрабатывают (например, нитридом титана и углеродом), чтобы избежать коррозии, повысить долговечность, снизить трение или просто сделать их красивее. Встречаются даже цепи из титана, которые отличаются низким весом и высокой ценой.
Однако нельзя сказать, что цепь, которая в три раза дороже, в три раза эффективнее и прослужит дольше — уход за цепью важнее, чем все остальные факторы, способные повлиять на её качество и срок службы.
Детали
Конструкция внешних боковых пластин цепи значительно различается в зависимости от марки и модели цепи. Часто есть своего рода наклон, предназначенный для облегчения переключения. Другая возможная особенность некоторых дорогих цепей — прорези в боковых пластинах и полые штифты, нужные для снижения веса.
Самые известные бренды, производящие цепи, это Shimano, Sram, Campagnolo, KMC, Wippermann, YBN. Каждый производитель рекомендует подбирать цепь под свои изделия — кассеты, переключатели скорости и передние звёздочки. Но это необязательно: бренд — не ключевой параметр выбора, количество скоростей — главное.
Рассмотрим на примере — если на вашем велосипеде установлен 10-скоростной групсет Shimano Tiagra.
Однако если вы устанавливаете совершенно новую трансмиссию или меняете диапазон кассеты, придётся погрузиться в детали и подобрать размер цепи по её характеристикам и маркировке.
Итак, мы решили, что цепь пора менять. Что делать? Снять старую цепь, если она не порвалась и не упала сама. Для этого понадобится специальный инструмент — выжимка для цепи. Как ей пользоваться, лучше всего посмотреть на видео.
Полезный совет. Не выталкивайте выжимкой штифт полностью из цепи. Оставьте его на внешней пластине звена, чтобы при необходимости установить на место.
Как поставить цепь на велосипед
Индустрия велосипедной химии и косметики развивается, предлагая новые технологичные смазки и средства очистки для всех подвижных частей велосипеда. Но нам интересен правильный уход именно за цепью — ведь он способен удлинить срок её службы в два или даже три раза.
В видео — как наносить смазку на цепь
Главное — найти подходящую цепь по ширине. Она напрямую зависит от количества скоростей. Так, 11-скоростную цепь нужно менять на 11-скоростную — это ключевое правило. Остальные показатели вторичны — в том числе бренд: изделия разных марок взаимозаменяемы. Но если хочется приобрести детали от лидеров рынка, обратите внимания на Shimano, SRAM, Campagnolo, KMC, Wippermann, YBN. Среди особенностей, которые могут быть полезны, — прорези в боковых пластинах и полые штифты для облегчения цепи и антикоррозийная обработка.
Фото: shutterstock