Ozon logo

Поиск по статьям

Велосипеды б/у: как покупать с рук и что следует знать

Помогаем разобраться, как не ошибиться и сделать правильный выбор, покупая байк с рук.

Мировой кризис ударил и по велосипедному миру: примерно с середины 2020 года купить новый велосипед в магазине стало не то чтобы дорого — они просто пропали из продажи. А велосипеды под заказ обещают привезти через несколько месяцев (и это в лучшем случае). На помощь приходит вторичный рынок. Помогаем разобраться, как не ошибиться и сделать правильный выбор, покупая байк с рук.

Б/у велосипед может стать хорошим решением в условиях рыночного дефицита и нынешней стоимости, хотя рынок велосипедной вторички тоже изменился, и цены выросли. Итак, что нужно учитывать и чего опасаться.

Место поиска

Первое, что приходит на ум, — сайты объявлений. Второй вариант для более ознакомленных с миром велосипедов — форум Velomania.ru. Можно искать и другие места, и магазины-паблики в социальных сетях. Но учтите: некоторые из них занимаются сбытом краденых велосипедов.

Чтобы обезопасить себя, ещё на стадии общения в интернете или по телефону с продавцом просите фотографии серийного номера рамы и техпаспорта велосипеда. Речь идёт о моделях среднего и высокого ценового сегмента (от 50 тыс. рублей) — именно такие больше всего интересуют воров для последующей продажи.

Если вы впервые покупаете велосипед и не знаете, что конкретно вам нужно, не советуем искать на eBay и других международных площадках. Даже если велосипед окажется в нормальном состоянии, высок шанс ошибиться с размером.

Вывод: для начала стоит изучить все локальные интернет-площадки с возможностью увидеть велосипед перед покупкой вживую и задать вопросы продавцу лично.

Фотографии велосипеда

Ищите объявления с хорошими фотографиями — не стоковыми, а непосредственно сделанными владельцем. С нормальным освещением, чёткостью; с акцентом на важных местах велосипеда (рама, цепь, система переключения передач, колёса, рулевая), повреждениях, если такие имеются. И не стесняйтесь просить дополнительные фотографии, если на опубликованных что-то вызывает вопросы — либо их просто недостаточно.

Фотографии свидетельствуют о том, как владелец обращался с велосипедом. (Некоторые выставляют на продажу даже грязные байки!) Но с другой стороны, слишком идеальные картинки могут вызвать у покупателя вопросы, которые лучше задать. Подробнее об этом — в следующем пункте.

Признаки повреждений и плохого обращения

Для начала узнайте, сколько владелец проехал на велосипеде, как часто проходил ТО, разбирал ли сам, как часто смазывал цепь, где катался и первый ли он владелец вообще. Теперь перейдём к конкретным элементам, которые потребуют тщательного осмотра.

Рама

Худшее, что может быть в подержанном байке, — это повреждённая рама. И, что ещё хуже, повреждения могут быть не видны при беглом осмотре. Сколы краски, потёртости, маленькие вмятинки на алюминиевых или стальных рамах не сильно критичны при использовании, однако могут сильно уронить велосипед в цене. Если при «живом» осмотре вы нашли дефекты, которых не было в объявлении, — сразу говорите продавцу о них.

Обратите особое внимание на карбоновые рамы. В их случае косметические повреждения вполне могут скрывать структурную проблему, которая не была бы такой очевидной на стальном или алюминиевом велосипеде.

На стальных и алюминиевых рамах проверьте сварные швы на наличие микротрещин, повторяющих форму сварного шва, — мест, где трубы соединяются друг с другом. Если вокруг сварных швов есть трещины, то целостность конструкции под вопросом. От такого предложения лучше отказаться.

О ржавчине и очевидных дырах в раме мы даже не упоминаем.

Рулевая, вилка и передняя часть рамы

Рулевой стакан оборудован подшипниками, состояние которых можно проверить по тому, как легко крутится руль и нет ли люфта в рулевом стакане.

Проверьте это, зажав оба тормоза и покачивая велосипед вперёд и назад. Если вы слышите или чувствуете стук (люфт) в области перехода вилки в рулевой стакан — значит, это место нуждается в ремонте и замене каких-то частей. Или просто перенастройке/пересборке всех элементов рулевого управления.

Вращение руля должно проходить свободно. Поднимите велосипед за раму, оставив на земле заднее колесо, и посмотрите, легко ли руль повернёт в одну из сторон сам. Если этого не происходит, значит, есть какие-то неполадки с подшипниками, либо рулевая перетянута.

Колёса и покрышки

Проверьте колёса на «восьмёрки» и другие визуальные дефекты. Осмотрите спицы и их натяжение — они не должны болтаться.

Если у велосипеда тормоза-клещи, то проверьте состояние тормозных поверхностей ободов — не сильно ли они стёрты.

Если колёса карбоновые, то там, как и на раме, могут быть очень опасные повреждения, поскольку такие колёса не гнутся, а сразу лопаются. Выглядеть подобные повреждения могут так:Замена резины не будет накладным вложением, однако лучше покупать велосипед с покрышками, на которых можно тут же уехать.

Трансмиссия

При осмотре трансмиссии сначала проверьте цепь. Хотя это не обязательно самый дорогостоящий элемент, проблемы с цепью могут означать, что необходимо заменить и другие части: звёзды, кассеты или даже переключатель. Проверить уровень растяжения цепи можно специальным измерителем. На глаз это сделать могут только опытные механики.

Изношенность зубьев звёздочек и кассеты визуально определить сложнее. Здесь снова лучше узнать у владельца, сколько километров он проехал на этом оборудовании. Средняя по цене кассета без нареканий работает примерно 3000-5000 км, цепь — на четверть меньше. Передние звёзды, наоборот, дольше.

Проверять сами переключатели немного проблематичнее. Качество переключения зависит не только от состояния самих частей, но и от настройки. Главное — проверить, чтобы конструкция была целой и не гнутой, и спросить владельца, почему система переключения плохо настроена, если она плохо настроена.

В любом случае пройдите переключателем все скорости от самой большой звезды до самой малой, спереди и сзади.

Каретка и тормоза

Кареточный узел — очень коварное место для проверки и вообще при использовании велосипеда. Для начала нужно проверить, если ли люфт. Возьмитесь за два шатуна и подвигайте ими в разные стороны, не проворачивая цепь. Стук внутри кареточного узла можно услышать при вращении педалей.

Проверить качество работы тормозов можно, сжав сами клещи на ободах руками, а не тормозными ручками на руле. Они должны равномерно прижиматься к поверхности ободов и легко возвращаться обратно.

Подвеска и амортизаторы

Если у велосипеда есть передняя и/или задняя подвеска, узнайте, когда он в последний раз обслуживался, когда заливалось специальное масло, проверялись втулки и подшипники.

Рекомендованные интервалы обслуживания подвески можно найти на сайтах соответствующих производителей амортизаторов или вилок, и их соблюдение должно продлить срок службы амортизаторов или вилок.

Велосипеды с системами задней подвески обычно вращаются на подшипниках (шариковые подшипники картриджного типа со встроенными уплотнениями), а задний амортизатор часто крепится к раме с помощью втулок.

Как подшипники, так и втулки являются расходными материалами и в случае износа могут вызывать удары и дребезжание, из-за чего задняя часть велосипеда кажется расшатанной. Если болты амортизатора и шарнира затянуты, а задняя подвеска дребезжит или болтается — значит, подшипники или втулки, скорее всего, изношены и требуют капитального ремонта.

Размер

Проверьте размер велосипеда, узнав размерную сетку данной модели бренда на сайте или в магазине. Уточните у продавца размер; не менял ли он вынос руля — последнее влияет на удалённость руля от седла, то есть длину посадки. И конечно, не думайте покупать б/у велосипед не своего размера только потому, что он продаётся по какой-то невероятно низкой цене.

Бренд и его подлинность

Избегайте марок, о которых вы даже не слышали. Рынок наводнён дешёвыми шоссейными велосипедами, на которых просто неприятно ездить, поскольку на них установлены дешёвые компоненты. Лучше купить старый Specialized Allez на системе Shimano Sora 2005 года выпуска, чем байк трёхлетней давности от бренда, о котором в интернете нет никакой информации.

Ещё один печальный нюанс заключается в том, что существует множество контрафактных велосипедов, особенно среди шоссейных и горных велосипедов средней и высокой ценовых категорий. Здесь поможет «пробивание» серийного номера велосипеда на сайте оригинального бренда.

Сезонность

Искать и подбирать подержанные велосипеды лучше всего осенью и зимой. Производители выпускают модели следующего года, поэтому некоторые велосипедисты готовы продавать свои старые. В то же время магазины скидывают цены на модели предыдущих лет, что стимулирует людей продавать свои текущие байки и покупать в магазинах скидочные. При этом б/у для тех, кто ищет именно б/у, всё равно доступнее, чем велосипеды по скидкам в магазинах. Такова экономика велосипедного ретейла и вторички. 

10 августа 2021
no items