Ozon logo

Поиск по статьям

Пара на велосипедах

Вес велосипедов: на что влияет, как выбрать подходящий

При покупке велосипеда далеко не все задумываются о его весе. А между тем этот параметр сильно влияет на эксплуатацию конструкции.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
14 марта

Опытные велосипедисты понимают, что для езды вес велосипеда должен соответствовать тем задачам, для которых его приобретают. Это значит, что нужно внимательно подбирать сам байк и его комплектующие.

На что влияет тяжесть байка?

Вес связан с эксплуатацией транспортного средства. В первую очередь влияние касается инерции и той силы, которая тратится на её компенсацию. Другими словами, насколько большое усилие нужно для того, чтобы тронуться с места и разогнаться до нужной скорости.

От того, сколько весит байк, зависит его управляемость и устойчивость на дороге. Если параметр соответствует норме, им удобно управлять на любой местности.

Перечисленные критерии улучшаются с уменьшением веса конструкции. Вероятны сомнения относительно устойчивости транспортного средства, однако на практике легкая модель будет устойчивее. Опытный велосипедист инстинктивно удерживает равновесие, автоматически перенося центр тяжести. Тяжёлый байк сложнее накренить в нужную сторону, а значит – устойчивость будет хуже.

Из каких материалов могут быть сделаны велосипеды?

Масса велосипеда складывается из компонентов, входящих в состав конструкции. При этом важно, из каких материалов изготовлены элементы.

Развитие материалов повлияло на усовершенствование велосипедного спорта и самих байков как транспортных средств для людей. Сотню лет назад было бы невозможно представить, что легкая рама способна выдерживать нагрузку в сотни кг. Теперь же это объективная реальность. То же касается цепей, которые при относительно небольшом весе могут функционировать очень долго.

При рассмотрении байка выделяют в первую очередь вес рамной конструкции – самого габаритного и тяжёлого элемента системы. Рамы изготавливаются из следующих материалов:

Стандартная сталь. Этот низкоуглеродистый сплав давно используется для создания прочных и долговечных велосипедных рам. Новые материалы заменили сталь около полувека назад. До этого применялись тяжёлые трубы, которые были подвержены ржавчине. Рама сваривалась из нескольких деталей и выглядела не слишком красиво.

Сталь хромомолибденовая. Ещё одна разновидность стали, отличающаяся от первой лёгкостью и повышенной прочностью. Такой материал дорогой и применяется чаще для профессиональных велосипедов.

Алюминий. Наиболее распространённый материал для современных велосипедов. Лёгкий и прочный металл, сплавы которого способны выдерживать значительную нагрузку на протяжении долгого времени. Из алюминия изготавливаются велосипеды среднего ценового сегмента.

Карбон – еще один вариант для создания рамы. Такие конструкции отличаются высокой прочностью, надёжностью и лёгкостью. Однако стоимость рам из карбона оказывается слишком высокой для многих покупателей. Стоит отметить, что подобные рамы невозможно отремонтировать в случае повреждений.

Норма по весу и материал для разных моделей велосипедов

Нормы различаются для разных типов. 

1. Популярные горные велосипеды МТВ используются для поездок по неровным дорогам или пересеченной местности. В эту категорию входит огромное количество моделей.

Конструкции используются для динамичной езды, так что потребуются легкие рамы. Обычно в качестве основного материала подобных велосипедов выступает алюминий или карбон. При этом общая масса конструкции должна оставаться в пределах от 15 до 20 кг. Это достигается за счет тяжёлых колес с широкими протекторами.

2. Для скоростной езды используют шоссейные велосипеды, у которых малый вес улучшает разгон и максимальную скорость. Наиболее продвинутые шоссейные модели из карбона обычно не тяжелее 8–9 кг. Они приспособлены для больших скоростей, а также оснащаются удобным рулем, подходящим для длительных поездок.

3. Под туринговыми велосипедами принято понимать некий синтез шоссейного и спортивного велобайка. По виду они напоминают шоссейники, тогда как рама чаще изготавливается из более тяжёлых и дешёвых материалов. Масса в данном случае может достигать 20 кг.

4. Гибридные модели нужны для применения в самых разных условиях. Они едут по ровным дорогам, а также при необходимости преодолевают различные неровности. Найти подходящий гибрид достаточно сложно, так что лучше посоветоваться со специалистами. Вес конструкции обычно составляет от 13 до 16 кг.

5. Распространённые городские велосипеды подходят любителям прогулок по улицам. При выборе стоит особенное внимание уделять удобству седла и функционалу. Масса не слишком принципиальна, так как разогнаться на таком велосипеде до больших скоростей будет непросто. Вес городского велосипеда составляет 12–15 кг.

6. Экстремальный ВМХ применяют для прыжков и разных трюков. Чтобы совершать их было комфортно, вес должен составлять не более 7–10 кг.

7. В отдельную категорию принято выделять «детские» конструкции. Разнообразие изделий для детей обширно, так что говорить однозначно о весе сложно. Если речь идёт о трёхколёсных моделях для самых маленьких, тяжесть непринципиальна. Для более взрослых лучше выбирать нетяжёлые велосипеды, которые при необходимости можно будет без труда сдвинуть ребенку самостоятельно. Производители активно ведут работы по облегчению детских байков, однако пока вес моделей составляет около 12 кг.

Советы по подбору велосипеда

Выбирать велосипеды желательно с тем весом, который будет комфортен для конкретного пользователя. Отдельно стоит учитывать то, нужно ли байк поднимать по лестнице в квартиру. Проводить такую манипуляцию с тяжёлым устройством может быть затруднительно. Идеальным решением будут алюминиевые конструкции или системы с рамой из карбона.

Рекомендуется обращать особенное внимание на следующие параметры:

  • Рама. Главный элемент конструкции. На ней фиксируются остальные компоненты. Рама подбирается по росту пользователя и его предпочтениям в езде. Важно учитывать материал, размер, конфигурацию и способ сварки рам.
  • Колёса. Масса колёс немного меньше рамы, однако также влияет на вес. При этом надо учитывать, что тяжёлые колёса гораздо сложнее крутить во время движения. Это может создать дополнительную нагрузку на ноги и вызывать чрезмерную усталость. На горных моделях устанавливаются колёса с большими и тяжёлыми покрышками, способными выдерживать серьёзную нагрузку. Для города можно подбирать варианты полегче.
  • Амортизация на велосипеде. Амортизационная вилка может весить несколько килограммов. Тяжёлыми представляются варианты с пружинной конструкцией, которая помещается на горные байки и гибриды. Если заменить её на профессиональную вилку с воздухом или масляно-воздушной средой, масса изменится.
  • Руль и седло. Стандартный руль заменяется на карбоновую трубку, а седло – на более лёгкое и спортивное.
  • Другие элементы, которые присутствуют на велосипеде. Это касается цепи, переключателей, дополнительного обвеса, крыльев и многого другого. По отдельности они не слишком тяжёлые, но в комплексе утяжеляют конструкцию.

Вес байка воздействует на эксплуатационные характеристики велосипеда. Лучше учесть его ещё на этапе покупки, так как последующее облегчение конструкции потребует значительных финансовых вливаний и длительных поисков подходящих элементов.

Причем учёт массы важен в том случае, если планируется разгоняться на байке до больших скоростей. Для стандартных прогулок по городу масса практически не важна, так как в данном случае динамика транспортного средства не играет большой роли.

Фото: depositphotos

14 марта