Ozon logo

Поиск по статьям

самолёт

Воздушный патруль: как в аэропорту отпугивают птиц

Чем опасны птицы для самолёта и зачем нужна орнитологическая служба.

Надежда Носикова Автор сотни материалов на социальные темы
18 августа

Птицы могут попасть в двигатели самолёта и вывести их из строя. Паниковать не стоит: в аэропортах делают всё возможное, чтобы этого не произошло. В ход идут пушки, зеркала, шипы и даже специально обученные ястребы. Рассказываем, как работают орнитологические службы и зачем вообще отпугивать пернатых с территории воздушной гавани. 

Авиабилеты в города России и за границу удобно купить на Ozon. Маркетплейс предлагает большой выбор рейсов от 800 авиакомпаний и круглосуточную службу поддержки. 

Чем опасны птицы?

Столкновение самолётов с птицами во время взлёта и посадки — проблема всех аэропортов мира. Одно из самых громких происшествий известно как чудо на Гудзоне. 15 января 2009 года вылетевший из Нью-Йорка авиалайнер врезался в стаю канадских казарок. Птицы забили оба двигателя, нарушив их работу, и экипаж принял решение о посадке на воду реки Гудзон. Все пассажиры на борту были спасены.

Другое ЧП, случившееся в России в 2019 году, получило название «чудо на кукурузном поле». Самолёт вылетал из подмосковного аэропорта Жуковский и столкнулся со стаей чаек — двигатели вышли из строя. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, которым на следующий день дали звание Героев России, успешно посадили борт на кукурузное поле — никто не пострадал.

Конец лета — начало осени, когда начинается сезонная миграция пернатых, — самое напряжённое время. Чаще всего на пути авиалайнеров появляются озёрные чайки, пустельга и стрижи. Но опаснее крупные птицы — гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, канюки, утки. Также большие скопления птиц можно видеть на свалках. Если они находятся недалеко от аэродрома, это всегда создаёт повышенную опасность.

«Во время испытаний самолётов на стенде в двигатель специально бросают тушки кур. Чаще всего механизмы успешно перемалывают инородное тело. Но раз на раз не приходится», — поясняет пилот 1-го класса «Аэрофлота» Андрей Литвинов. Его авиационный стаж — 40 лет, так что повидать довелось многое. 

«Самая непредсказуемая ситуация — когда птица попадает в двигатель. Это может вызвать срыв воздушного потока. Возникает помпаж, то есть двигатель начинает работать неравномерно и может выйти из строя, — продолжает Андрей. — У меня был случай: при взлёте в Вене курс нашего «боинга» стала пересекать стая чаек. Одна птица залетела в правый двигатель. В кабину пилотов вбежал бортпроводник и говорит: «Пассажиры волнуются — чёрный дым валит из-под крыла». Я прошёл в салон — действительно, шёл дым, но двигатель уже перемолол эту птицу. И вскоре дым прекратился. Позже, уже в Шереметьеве, при послеполётном осмотре мы подсчитали: не меньше семи птиц врезались в корпус. Стекло, шасси, крыло, фюзеляж — всё было в крови. Но мы продолжали полёт, потому что приборы не показывали отклонения от параметров».

Пушки, шипы, зеркала 

На сайте Росавиации приводится статистика столкновений воздушных судов с птицами в отечественных аэропортах. В 2018 году зафиксировано 927 таких происшествий. В 2019-м — 946, в 2020-м — 1306, в 2021-м — 765. К счастью, не каждая встреча с пернатыми заканчивается драматично. Даже если обошлось без серьёзных последствий, лётчики обязаны составить отчёт о ЧП. По каждому случаю проводится проверка, которая оценивает работу орнитологической службы.

Подразделения, защищающие лётное поле от птиц, есть во всех крупных воздушных гаванях как в нашей стране, так и за рубежом. Задача специалистов — снизить число пернатых вокруг аэродрома и прилегающей местности.

Начальник пресс-службы Международного аэропорта Шереметьево Роман Генис рассказал, как защищают территорию от вторжения птиц:

  • Прежде всего происходит круглосуточный мониторинг территории. Причём наблюдение ведётся не только в районе взлётно-посадочной полосы, но и в радиусе 15 км от аэропорта.
  • Отпугивать птиц помогают пиротехнические и сигнальные устройства. Пропановые пушки производят громкие звуки, похожие на выстрел. Время от времени они выстреливают сжатым газом, вызывая взрывную волну, которая ощущается на расстоянии сотни метров.
  • Биоакустические установки транслируют звуки, напоминающие тревожные для птиц крики.
  • По всей территории установлены зеркальные шары. Их блики раздражают и отпугивают пернатых.
  • Вдоль рулёжных дорожек вмонтированы противоприсадные шипы. Они не дают птицам садиться на объекты лётного поля и сбиваться в стаи.
  • Чтобы на территории аэродрома не заводились грызуны, которыми питаются многие птицы, все грунтовые участки обрабатывают специальными средствами.
  • Сотрудники следят, чтобы в траве не появились птичьи гнёзда, а на поверхности грунта не скапливалась вода: даже маленькая лужица может привлечь водоплавающих птиц.
  • Самое главное — вблизи от аэродрома не должно быть скопления мусора. За этим тоже установлено постоянное наблюдение.

Не менее серьёзно организован орнитологический контроль в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге. Специальное подразделение здесь было создано в 1990-х годах, сообщила представитель пресс-службы Анна Шалимова. В арсенале средств для борьбы с пернатыми — динамические отпугиватели, антиприсадные устройства, ловушки, зеркальные шары, ленты со светоотражающим эффектом, чучела хищных птиц. Биоакустические системы с определённой периодичностью воспроизводят крики паники пернатых. Газовые пушки оснащены таймером с интервалом выстрелов.

Специалисты дежурят 24 часа в сутки. Раз в час сотрудник службы инспектирует территорию, чтобы выявить места, привлекающие птиц.

Скоро в Пулкове проверят работу новой модели локатора, который позволит обнаружить и отпугнуть пернатых ещё до того, как они попадут на территорию аэродрома.

Ястребов специально дрессируют, чтобы они отпугивали других птиц в аэропорту. Фото: Chris Robbins/Pixabay

Птицы против птиц

Ещё один эффективный способ отогнать пернатых подальше от самолётов — доверить это дело специально обученным птицам — ястребам-тетеревятникам. К техническим приспособлениям те же чайки и голуби со временем привыкают и перестают их бояться. А стоящие на страже порядка ястребы никому не дают спуска.

В России впервые начали использовать ловчих птиц в 2002 году в аэропорту Домодедово. В декабре 2021 года в его орнитологическом подразделении случилось пополнение: в штат были зачислены ястребы-тетеревятники Венна, Варм и Зераэль. В течение четырёх месяцев новичков дрессируют по методике, используемой в соколиной охоте. Орнитологи приучают птицу к себе, окружению, особым условиям работы на аэродроме. 

Перед тем как «крылатый патруль» выпустить в небо, к хвосту или лапе птицы крепят небольшой передатчик. Он позволяет отследить перемещения в радиусе 25 километров. Но это дополнительная предосторожность — хорошо обученный ястреб держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на большие расстояния. И обычно возвращается, если позвать свистом.

Ястребу-тетеревятнику иной раз даже не приходится ловить нарушителя — при его появлении тот старается поскорее унести крылья. Служат в аэропорту в основном птицы-девочки. Они крупнее самцов и выглядят более устрашающе. 

Фото: Gerhard G./Pixabay

18 августа