Ozon logo

Поиск по статьям

Девушка с ноутбуком

Время отклика монитора – что это?

Диагональ экрана с разрешением и частотой обновления играют важную роль. Но для полноценной эксплуатации компьютера стоит учесть время отклика у монитора.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
2 марта 2021 г.

Этот показатель ощутим при динамических сценах в фильмах и во время активных действий в компьютерных играх.

Что такое время отклика

Обозначением времени отклика называется интервал, требуемый цветовому пикселю для изменения яркости свечения. То есть это временной отрезок, который нужен для смены цветов. Измерение параметра исчисляется в миллисекундах (мс.). Можно сказать, что время отклика – это задержка дисплейной матрицы.

Минимальное время в мониторах предоставит лучшее отображение динамического движения в сценах кино, игровой среде. Когда пиксели быстро переключаются между разными цветами, кадры становятся более детализированными. Во время быстрой смены кадров в мониторах создается видеоэффект. Если монитора отклик происходит медленно, то появляется эффект размытия, который сопровождается шлейфом, то есть возникает задержка. Уменьшение времени отклика, которое заявлено вашим монитором, сказывается на улучшении качества изображения на экране.

Частота обновления экрана связана со временем отклика. Чтобы сгенерировать скорость, которая будет приятна глазу (60 кадров в секунду), время отклика должно составлять около 16.5 мс. Для вычисления временного отрезка, за который появится новый кадр, стоит тысячу миллисекунд разделить на число частоты обновлений экрана.

Чем плохо большое время отклика

Если экран отзывается слишком долго, страдает корректность всей картинки. Движущийся объект будет выглядеть размытым и оставит после себя шлейф. С такой картинкой иногда даже сложно определить месторасположение действия на дисплее. Во время резких смен сцен в видео при большом значении отклика будут появляться «артефакты». Это значит, что на месте черных пикселей ещё находятся белые. Или останется целая часть предыдущего фрагмента, влияния которого уже не должно быть в сцене.

Глаза постоянно обрабатывают смену фокусировки. Если мы заостряем внимание на нечетких картинках, то наше зрение устает. Начинается головная боль, повышается общая утомляемость организма, снижается концентрация внимания.

Время отклика: как его замерить в мониторах

На разных мониторах с заявленными схожими показателями откликов качество передаваемого изображения экранами редко бывает одинаковым. Такие показатели появляются из-за того, что используются различные методы измерения реакций матриц на изменение цвета. Производители редко указывают, какими способами замеров они руководствовались при изготовлении каждого экрана. Есть несколько видов измерений:

  1. GtG – метод показывает, сколько потребуется времени, чтобы переключаться между серыми, монохромными оттенками; какой временной интервал нужен, чтобы пиксель с 90% яркости серого цвета опустил значение до 10–30%. Такой параметр считается одним из самых популярных, точных, поэтому его используют чаще, чем остальные.
  2. BtW – этот способ основан на скорости, при которой неактивные пиксели набирают 100% максимального света. Метод уже устарел, его практически не используют для подобных целей.
  3.  BtB или BWB – метод, который обозначает время перехода пикселя из выключенного состояния во включенное, а также в обратном порядке. Этот способ производители перестали использовать из-за экстремальной нагрузки на матрицу, но измерение является самым точным.
  4. MPRT – кинематографический способ. Измерение происходит благодаря движущемся объектам, точнее за счет наличия шлейфа при их передвижении по монитору. Но стоит учитывать частоту обновления экрана, она может искажать результаты. Такой метод имеет более высокие показатели, чем GtG.

Чтобы сделать специальные, точные, лабораторные исследования, используются сложные аппаратные комплексы, приборы, которые требуют больших финансовых трат. 

Существуют программы в свободном доступе для замеров. Такие софты показывают результаты с большой погрешностью, но для домашнего тестирования будут полезными. К примеру, в программе TFT Monitor Test есть режим с перемещающимся белым квадратом, который наглядно показывает тянущейся шлейф от фигуры во время её движения. Длина шлейфа прямо пропорциональна времени, которое требуется для переключения цветов матрицы и изменения яркости мониторов. На достоверность программных тестов полностью нельзя полагаться, такое ПО подойдет для наглядных демонстраций.

Время отклика: какое должно быть в игровых мониторах

Для гейминга важно требование к быстрому переключению цветов и яркости. Для этих целей лучше всего подойдут мониторы с наименьшим, быстрым откликом от 1 до 5 мс.

Это будет значительным преимуществом, ведь с минимальным временем отклика геймеры быстро рассмотрят необходимые детали. Динамичные сцены требуют быстрого реагирования со стороны игроков. Профессиональным геймерам требуются доли секунды, чтобы среагировать на опасные моменты. Если передача, переключение цвета увеличивается на десяток мс, шансов выиграть становится больше.

На мониторах с быстрой сменой цвета в пикселях игровой процесс намного приятнее, ведь все проработанные эффекты будут выглядеть более плавными, естественными. Вся детализация становится привлекательнее, значительно снижается усталость на глаза при длительном использовании компьютера.

Мониторы с IPS матрицей и задержкой 1 мс
больше
55 990 65 990
30 135

В чем недостатки быстрого переключения цветов

Ускоренная кадровая развертка дает отличные результаты в игровой индустрии. Если увеличиваются одни характеристики, то другие технические начинают снижаться. К этому числу относится насыщенность цветов и их передача пользователям компьютеров. На сложный процесс в виде отображения правильных цветов уходят всего мгновения, но они являются основной причиной задержек. Для ускорения процессов по изменению цвета в мониторе сокращаются ступени по обработке визуальных данных. Для быстродействия жертвуют: цветофильтрами, подробными коррекциями цветовых оттенков, свойствами, которые снижают вредное воздействие на глаза пользователей.

Как можно изменить время отклика

К сожалению, изменение стабильного параметра монитора невозможно. Характеристики аппаратного обеспечения зависят от слоя, который формирует картинку, значения задаются производителем. Улучшить не получится, единственный выход – сменить устройство.

Но можно прибегнуть к хитростям. Для гейминга стоит увеличить показатель частоты обновления матрицы с помощью стандартного ПО. Для быстрого отклика во многих мониторах устанавливают режим OD (Over Drive). Благодаря этому на матричные участки подаются кратковременные импульсы с более высоким напряжением, поэтому цвета меняются быстрее. Модели мониторов с игровыми режимами поддерживают данный функционал.

Виды быстрых мониторов

Результат быстрой передачи цветов зависит от технологий, которые применяются при изготовлении матриц. У всех моделей есть отличия, поэтому они применяются в разных сферах.

Три распространенные разновидности матриц, которые используются в быстрых мониторах:

  • TN с модификациями. Этот вид считается самым быстрым, при этом бюджетным вариантом. Но TN-панели обладают серьезным недостатком, который выражается в плохой передаче цветовых оттенков. Панель часто используется для недорогих игровых консолей.
  • IPS-панели лидируют по качеству. Они обладают хорошей цветопередачей, но медленнее предыдущих. Быстрые IPS дорогостоящие, используются профессиональными геймерами.
  • VA-матрица обладает средними, общими свойствами между двумя предыдущими видами. Неплохая цветопередача граничит с хорошим показателем быстродействия смены цветовых оттенков.

Если вы покупаете дорогой и укомплектованный системный блок со значительными внутренними характеристиками, то стоит задуматься и о приобретении быстрого монитора для наслаждения динамичностью игрового мира. Старый дисплей не будет соответствовать мощности игрового персонального компьютера. 

Время отклика не стоит на первом месте, если компьютер используется для создания графического контента и иллюстраций. В этих случаях большую роль играет цветопередача, расширенная палитра цветовых оттенков монитора. Поэтому модели из одинаковых ценовых диапазонов не всегда подойдут для игровых развлечений и рабочих задач одновременно.

2 марта 2021 г.
no items