Две школы - два образа жизни

декабрь 1998

Оставь отзыв первым!


Борис Вейцман, физик-теоретик, уже скоро десять лет как живет в США. В настоящее время адъюнкт-профессор университета в Пенн-Стэйте, работает в НАСА. Но - что интересно - понятие "у нас" по-прежнему означает для него наше с вами - и его - отечество.


Я преподаватель с двенадцатилетним стажем, как, впрочем, и Маша, моя жена. Американскими школами мы интересовались не из любопытства - у нас там сын учится!

Концепции советской и американской школы различаются кардинально. Идея советской школы - передать ребенку некий "джентльменский набор". Это идет от гимназии, где вопрос "а на кой ребенку греческий или латынь" просто не ставился. Точно так же в советской школе не ставился вопрос, зачем ребенку беспозвоночные или интегралы. В этом смысле советскаяшкола была схоластична - 90% того, что она давала, никому не было нужно в "реальной жизни". Тем не менее эти знания не были бесполезны: они развивали абстрактное мышление, память, показывали место человека в общей картине мира. Идеальный выпускник советской школы - игрок в старую советскую игру "Что? Где? Когда?".

Концепция американской школы - подготовка ребенка к "реальной жизни". Каждый факт, сообщаемый ребенку, проходит жесткую проверку на то, нужен он ему в жизни или нет. Водителю грузовика не нужна теорема Фалеса - хрен с ней! В судебных отчетах по делу Симпсона и Клинтона встречается слово "ДНК" - надо рассказать о нем на уроке! В результате программы американских школ (Заметьте множественное число! - здесь нет единой программы, и все зависит от методиста графства. Ну представьте себе, чтобы у нас программы школ писали методисты РОНО!) настолько же эклектичны, насколько советская была систематична.

Далее, поскольку абстрактное мышление у ребенка никто не думает развивать, его просто нет. Все заменяет "hands on approach". Перевести это словосочетание на русский без использования ненормативной лексики я не могу. Грубо говоря, это идея, что все можно и нужно пощупать, попробовать, посмотреть. Само по себе действие неплохое, но когда есть только оно... Как мы определяли площадь треугольника? Доказывали теорему, что площадь есть произведение основания на высоту. А американцы рисуют пару треугольников на бумаге в клеточку и проверяют эту формулу! Мы с Машей все время переучиваем сына: вместо того чтобы доказать какую-нибудь формулу, он все норовит ее показать на примерах. Но его можно понять - кое-какие мои аспиранты услышали слово "доказательство" впервые на моих лекциях...

Да что там мои аспиранты! По-настоящему что такое математика не понимают даже авторы учебника, по которому учится мой сын. Маша раскопала - среди прочих перлов - совершенно замечательное определение вертикальных углов в этом учебнике. "Вертикальными называются два равных противоположных угла, образованных двумя пересекающимися прямыми". Чувствуешь, как легко и ненавязчиво смешаны определение ("два противоположных угла") и теорема ("вертикальные углы равны"). Ну действительно, раз углы равны, зачем размазывать кашу, почемубы не сказать об этом сразу? И это учебник для "особо одаренных детей". Остальным еще проще: они просто не получают сведений о вертикальных углах..


Немыкина А.И., Ракова К.И., "120 устных тем по английскому языку"


"Английский язык. Для детей старшего дошкольного возраста"


"2000 наиболее употребимых слов английского языка"


Моисеев М.Д., "Справочник школьника по английскому языку"



Не лучше дело с гуманитарной подготовкой, О языках я говорить не буду - средний американец их не знает. Ладно, хрен с ними, весь мир выучил English. Но литература! Когда-то меня удивил профессор, который не знал кто такой Амброз Бирс. Я был наивным кретином! Вчера я говорил с другим профессором, который знаменит своей начитанностью. Мы болтали о литературе, и к середине разговора он сказал, что не читал Свифта. То есть нет, читал детское издание в нежном возрасте - и очень удивился, когда я объяснил, что это вовсе не детская вещь, и кроме Лилипутии и Бробдингнега Гулливер побывал еще в массе мест. Про другие вещи Свифта он не знает вообще ничего... Какой уж тут Бирс, не до жиру...

И во всем акцент на механическом заучивании каких-то "нужных вжизни" умений. Да вот пример - преподавание информатики. В советской программе по информатике детишек учили, что такое компьютер, процессор, память... Моему сыну объясняют, как засунуть дискету или CD-ROM в компьютер и запустить программу. Как этот компьютер устроен внутри - знать якобы не нужно, надо уметь им пользоваться.

Все это, по меткому замечанию Маши, очень похоже на нашу школу для умственно отсталых - где их учат завязывать шнурки и писать заявление о приеме на работу - и хватит. Здесь такая же школа, только в другом масштабе и для всех - так сказать, глобальное завязывание шнурков. И больше ничего не надо. Часть уроков математики Максима в прошлом году занимало следующее: детям выдали чековые книжки, они получали в месяц сколько-то "долларов"на счет, и на эту сумму выписывали чеки, "покупали" товары, платили проценты по закладным... Так они учили арифметику, проценты... В этом году они будут еще и играть на бирже: "покупать" и "продавать" акции по настоящим ценам, публикуемым в газетах, подсчитывать прибыли и убытки и получать "hands on experience". Это все хорошо, но по большому счету - то же завязывание шнурков! По крайней мере странно видеть это основной деятельностью маткласса лучшей в штате школы - в одном из самых развитых штатов в стране, в штате, где живет основная масса правительственных чиновников!


А.Л. Пумпянский, "Упражнения по переводу английской научной и технической литературы"


А.Л. Пумпянский, "Чтение и перевод английской научной и технической литературы"



Самое интересное: своей главной задачи, подготовки к жизни, американская школа не выполняет. Тут действует закон, хорошо известный каждому преподавателю: если ты объясняешь ребенку только А, он А не запомнит. Надо объяснить А и Б, тогда он Б забудет, аА останется. В американской школе дети невесть сколько раз пишут заявление о приеме на работу - как же, "подготовка к жизни"! В итоге 80% выпускников этой несчастной бумажки написать не могут. От 15% до 25% американцев функционально неграмотны - немогут читать и писать в объеме, необходимом для полноценного функционирования в обществе! Вчера в газете я прочел заметку председателя школьного совета Балтимора. Он подъехал к бензоколонке, и к нему подбежали трое детей от 9 до 13 лет. "Дядя, давайте мызаправим Вашу машину, а Вы нам дадите пару долларов!" "Хорошо, - ответил он, - только сначала прочтите надпись на колонке". Там было написано "Welcome to the Mudbery Street Exxon". Дети очень старались - что вполне понятно. Но дальше "Welcome to" у них не пошло... Да, я понимаю, дети из бедных семей, и т.д. и т.д. Но - здесь нет беспризорных. Эти дети ходят в школу - тут учет и контроль примерно как в военкоматах советской поры. И они не умеют читать!!! В этой богатейшей стране мира с драконовскими законами об обязательном образовании - если мой ребенок не будет ходить в школу, на меня наденут наручники и поведут в тюрьму! - есть добровольцы, которые занимаются ликбезом в самом прямом смысле слова - учат народ читать и писать. Без особого успеха.


Божена Хошовская, "Идиоматические выражения в деловом английском языке"


Крупнов, "Русско - английский словарь активной деловой лексики"


Какая система обучения на самом деле лучше? Несмотря на мои инвективы против американской системы, я вынужден признать, что для процветания общества - в муравьином понимании этого слова - американская система лучше. Ни я, ни те, с кем я учился не пойдут чистить сортиры по 8 часов в день. И никто из тех, кто закончил советскую школу, сортир чистить не может - а делать это надо. И вообще вредно и опасно развивать абстрактное мышление у того, кто чистит сортиры: в лучшем случае он будет всю жизнь несчастными сопьется (а сортир будет вонять!), а в худшем будет что-то вроде карамазовского лакея, который уже достаточно образован, чтобы отвергнуть инстинктивную мораль, но до кантовского императива не дорос. Для процветания общества нужна прослойка безграмотных,но честных реднеков, которые не дают политикам воровать уж слишком откровенно. Никто из нынешних СНГовских сукиных сынов от политики, банков, компаний не продержался бы в Штатах - и это тоже американская система образования, с ее безумным конформизмом идобропорядочностью. Помните Чапека: "Кто этот парень? Вряд ли ты знаешь. Это чешский крестьянин, кормилец наш".

Я сам себе кажусь гнусным, когда это говорю. Против этого протестует все мое естество. Но что делать? Поток эмигрантов голосует ногами за лучшую систему образования.

С другой стороны, для отдельного человека советская система гораздо лучше. Именно благодаря ей советские домохозяйки, поэты, учителя музыки, бухгалтеры могут пойти на компьютерные курсы и через год-два зашибать по пятьдесят-шестьдесят тысяч долларов в год - при том, что истинные американцы всю жизнь переворачивают гамбургеры в Мак-Дональдсе и зарабатывают по двадцать-тридцать. Заметьте, американцам не нужно учить язык, государство готово помочь им с образованием, передними открыты все дороги - но они не могут вырваться из своей среды! У них нет того, что - пусть худо-бедно - давала советская школа: привычки к самостоятельному абстрактному мышлению.

С другой стороны, нигде больше в Америке нет той коррупции, котораяпроцветает в русских общинах. Чтобы домохозяйка устроилась на работу программистом, ей нужна бумажка - подтверждение пары лет опыта. Она идет в русскую фирму, где ей тысяч за пять-десять такую бумажку пишут. Русские районы Нью-Йорка - единственное местов Штатах, где чтобы снять квартиру, нужно дать взятку хозяину. Ее дают наличными в размере месячной квартплаты; хозяин не проводит ее через кассовые книги и не платит налогов. Вообще уклонение от налогов в русских фирмах в Америке сравнимо только суклонением от налогов в русских фирмах в СНГ. И это тоже советская школа...

У одной моей знакомой была теория, что Россия теперь возрождает тип елизаветинского человека. Талантливый универсал, отважный, сильный - и абсолютно безнравственный. Странно узнавать елизаветинский тип в бабе с Брайтон-Бич, но есть и более забавные повороты истории...

А вы что об этом думаете?



Geoffrey Leech, "An A - Z of English Grammar & Usage"


"BBC English dictionary"


"Collins Cobuild English Grammar"


"Collins Cobuild English Language Dictionary"