Книги
  • @
  • «»{}∼
Медалионы в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, изобретенные графом Ф. Толстым, и выгравированные на стали, по способу Бета, Н. Менцовым

Медалионы в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, изобретенные графом Ф. Толстым, и выгравированные на стали, по способу Бета, Н. Менцовым

20896830
203900 руб.
Добавить в корзину
Рекомендуем также
Описание
Редкость!
Санкт-Петербург, 1838 год. Военная Типография.
Сохранность хорошая.

Медальоны Толстого — серия из 20 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф. П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813—1814 гг. Серия была начата в 1814-м, а закончена им в 1836 году.

Важность этого издания заключается в том, что оно не только стало первым опытом в задумывавшемся в конце 30-х г.г. XIX века "проекте" по выпуску полного описания русских монет и медалей, но также и продемонстрировало возможности новой гравировальной техники. Великолепные снимки с медалей, выгравированных, как обозначено на титульном листе, по способу английского оптика и механика Джона Бета, воспроизводят изящные и в то же время "эпические" образы войны 1812 года и европейской кампании 1813-1815 годов. Предлагаемый альбом по праву считается памятником типографского искусства, редчайшим иллюстрированным изданием. Серия медальонов, посвященных войне 1812-1814 годов, принесла Толстому широкую известность. Он был избран членом всех европейских Академий художеств.

Подготовительные рисунки Толстого были гравированы Н. И. Уткиным ещё в 1818 году (согласно решению Академии Художеств) и вместе с написанными художником сопроводительными текстами отпечатаны в виде отдельного альбома. Спустя 20 лет по инициативе Археографической комиссии появилось издание "Медалионы в память военных событий". Изображения медалей выполнены Николаем Менцовым на специальной машине "для гравирования с выпуклых и вдавленных предметов". Изобретённая американцем Ахиллесом Коласом и усовершенствованная англичанином Джоном Бегом, она была приобретена Министерством народного просвещения в 1837 году. Собрание медальонов Ф. П. Толстого - первое издание, осуществлённое в России с её помощью.

Творчество Федора Толстого определило целую эпоху в развитии русского медальерного искусства периода классицизма и наметило путь развития реализма в русской медали. В серии медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, Толстой выявил широкие изобразительные возможности медали.
В лучшем, что создал художник, присущая медали известная иносказательность сочетается с глубокой одухотворенностью и правдивостью в передаче героических образов. В творческом осмыслении медали, стремлении к наиболее полному раскрытию ее изобразительных возможностей заключена большая сила и значимость искусства Федора Толстого.

Как указывается в предисловии, Комиссия не щадила средств на издание альбома, выписав из Лондона особого печатника и бумагу. Каждая медаль в альбоме сопровождается отдельным описанием. Все они имеют свои сюжеты, взятые из истории военных кампаний 1812-1815 г.г.:

1. Народное ополчение (1812)
2. Бородинская битва (1812)
3. Освобождение Москвы (1812)
4. Бой при Малоярославце (1812)
5. Трехдневный бой при Красном (1812)
6. Сражение при Березине (1812)
7. Бегство Наполеона за Неман (1812)
8. Первый шаг Александра за пределы России (1813)
9. Освобождение Берлига (1813)
10. Тройственный союх (1813)
11. Сражение на высотах Кацбахских (1813)
12. Бой при Кульме (1813)
13. Битва при Лейпциге (1813)
14. Освобождение Амстердама (1813)
16. Сражение при Бриенне (1814)
17. Бои при Арсис-Сюр-Обе (1814)
18. Сражение при Фер-Шампенуаз (1814)
19. Покорение Парижа (1814)
20. Мир Европе (1815)

Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
Графа Фёдора Петровича Толстого (1783-1873) называли бардом подвигов русских в Отечественную войну. Он был медальером, скульптором, живописцем, гравером, одним из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства. Он получил домашнее образование в Санкт-Петербурге и очень рано проявил любовь и необыкновенную способность к рисованию. Затем был отдан в Полоцкий иезуитский коллегий, а оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого в 1802 г. выпущен мичманом в Балтийский гребной флот. При этом он не переставал заниматься рисованием.

Толстой стал посещать классы Академии в качестве вольноприходящего ученика и в 1804 г. вышел в отставку. Уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером. В том же году Академия Художеств избрала его в почетные члены. В 1825 г. он стал преподавателем в медальерном классе Академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры.
В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.
В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как просвещенный и многосторонний художник, но и как аристократ, возвысивший значение артистической профессии в глазах общества.