В книге излагаются результаты теоретических и экспериментальных исследований явлений, связанных со сваливанием и штопором и выводом самолетов из этих режимов, представляющих собой сложное неустановившееся пространственное движение самолета. Большое внимание уделяется результатам летных испытаний (исследований) современных самолетов на сваливание и штопор.
Рассмотрены условия выхода сверхзвуковых самолетов на критические (срывные) режимы, характеристики устойчивости и управляемости на больших углах атаки и влияние на эти характеристики ряда факторов: угловых скоростей вращения самолета, числа М, высоты полета и др. Даны классификация и анализ режимов сваливания и штопора, причины возникновения и особенности протекания указанных режимов у современных самолетов. Показаны причины и характер сваливания и попадания в штопор с больших сверхзвуковых скоростей и больших высот полета (в том числе и с динамического потолка). Разобраны способы повышения безопасности полета на больших углах атаки.
Книга рассчитана на научных работников, инженеров и летчиков, а также на преподавателей и студентов авиационных вузов.