Голд, или Не хуже золота. Брюс Голд, которого в первой строке этого романа попросили написать книгу о жизни еврея в Америке, в последней строке задает себе вопрос: `С чего же начать?` Голд лукавит: он достаточно умен и не может не понимать, что уже стал автором (а точнее - соавтором Хеллера) вместившегося между этой просьбой и этим вопросом романа `Голд, или Не хуже золота`. Но, как и любое истинное явление искусства, роман выходит за рамки заданной темы и рассказывает, как и любое истинное явление искусства, о жизни человека в этом мире. Введенные в роман реалии политической жизни США 70-х годов позволили Хеллеру подвергнуть деятелей современного истеблишмента уничтожающей критике, что он сделал с присущим ему блеском.
Вообрази себе картину. Роман `Вообрази себе картину...` (1988) описывает путешествие во времени - от Аристотеля до наших дней, окрашенное стойким убеждением автора: нет оснований говорить, будто человечество за прошедшее время сильно усовершенствовалось в моральном и интеллектуальном отношении.
Лавочка закрывается. Действие романа отнесено к нашим дням, постаревшим героям под семьдесят. Но их связывает память о прошлом и войне. Теперь, когда молодым война кажется не то страшноватой сказкой, не то приключенческим сериалом, для участников она сделалась и памятью о юности, и самым сильным переживанием за всю жизнь. Жизнь кончается, лавочка закрывается, все видится отчетливее, и даже в том вывихнутом мире, который всегда занимал Хеллера, вещи встают на свои места. И приходят горькие мысли о том, `что у каждого в этом мире есть права, но никому не позволено ими пользоваться`.
Что-то случилось. В центре внимания автора - необратимый процесс дегуманизации личности в современном западном мире. Роман построен в форме развернутого монолога героя, подводящего итоги прожитой жизни, растраченной в погоне за миражами успеха.