Медведи в славянской мифологии и в OZON.ru

Обзор декоративно-прикладного антиквариата

июль 2009

Оставь отзыв первым!

В славянской мифологии медведь - это один из главных героев "лесных" сказаний и поверий. Ближе всех к медведю находится в этих представлениях волк - он также носитель определенных демонических, лесных чар.

Интересно, что у многих народов представления о происхождении этого животного весьма схожи и так или иначе связаны с участием человека. Кстати, некоторые предания из-за этого запрещают людям есть медвежатину, а медведям - человечину. Так, скотину медведь может задрать себе на радость и на ужин, и это сам бог ему повелел так делать, а вот человека задрать он может только специальному велению Бога, если Бог хочет человека наказать за какой-то совершенный им грех. Вспомните русскую сказку про Машу и медведя: медведь ест пироги и малину, а Машеньку похитил, чтобы она ему хозяюшкой была. Много подобных сказок и у других народов, где медведь похищает женщину (девушку) и не ест ее, а делает своей женой. От таких союзов, по преданиям, рождаются богатыри силы небывалой (впрочем, как и от любого союза человека с животным - это очень ярко представлено в сказках, например, "Иван - коровий сын" и др.). У Алексея Толстого, который увлекался собиранием и пересказом русских сказок, собраны такие прекрасные сказки.

По старинным легендам, поведение медведей при встрече с человеком можно предсказать. Например, нападет он, только если человек первым его заметит. Чтобы медведь не тронул, можно прикинуться мертвым, а женщине просто достаточно показать ему свою грудь.

Для защиты от медведя использовались определенные обереги, старались умилостивить лесного батюшку, оставляли на опушках леса и в местах его появления плошки с подношениями.

Во многих мифах говорится, что человек был когда-то превращен в медведя за злой поступок: за грубость с родителями, за то, что странника не пустил на ночлег; за властолюбие, за то, что нечестно торговал, обвешивая покупателей; за то, что фиглярствовал, завернувшись в медвежью шкуру и пугая честных жителей городов и сел; за то, что упавшую краюху хлеба ногой пнул, - и многие другие проступки.

У некоторых считается, что дети первых людей, покинувших Рай, были спрятаны ими от бога в лесу. Неопытные родители забыли о них, и дети там одичали, ставь в итоге медведями. Некоторые жители Сербии считают, что медведя родила невинная девушка, в которую влюбился некий бог и неизвестным науке путем сделал ей такого ребенка.

В преданиях и сказаниях неоднократно утверждается, что медведь от человека отличается только шкурой: если же ее у него снять (отобрать), медведь и выглядеть будет, как человек: такие же пятипалые кисти рук и ног, способность чувствовать радость и печаль, любовь к своим детям. Помните, традиционно на пути к приключениям Иван-Царевич встречает зверей, и не обижает их детей по их просьбе, а потом они ему "пригождаются"? Среди них обычно есть и медведица с медвежатами. В замечательных "Сказках" Афанасьева собраны такие волшебные истории.

Часто медведя величают личными человеческими именами: у русских это Миша, Михайла Иваныч, Потапыч, Топтыгин, медведицы Матрена или Аксинья, у сербов - Мартин, у поляков - Бартош, и т. п.

Для медведя, как и для человека, характерно соблюдение Рождественского поста (медведь ведь зимой не ест ничего, только лапу сосёт в берлоге). Медведь совершенно по-человечески любит и водку, и мед. Сам он зверь "задумчивый" и разумный, но большой ворчун и молчальник, "думец", как написано у В. И. Даля.

Охотники неоднократно замечали, что на чужого человека и на медведя охотничьи собаки лают одинаково, этот лай отличен от лая на других животных и на птиц. Древние финны считали медведя владыкой леса, именно такой облик принимал в "Калевале" (финской эпической саге) "владыка лесных стад" Тапио: волков и лисиц, чащ, болот и тропинок. Кстати, очень интересный образ его воссоздан в книге современной фантастки Анны Гуровой "Мельница желаний" (написанной по мотивам "Калевалы").

Древние славяне также считали, что медведь близок к лешему, чуть не брат его родной или первый слуга; его иногда даже называли "лесным чертом" и считали, что он близко знается с нечистью. Охотники, идущие на медвежью охоту, брали с собой летучую мышь, считая, что в этом случае непременно встретятся со зверем. В других легендах черт медведя боится, медведь его прогоняет; также может изгнать из своих владений и водяного. Если медведя пустить в дом, на который наведена порча, - он ее снимет. Также медведь может чуять ведьму в ее жилище, бродить вокруг, оставляя следы огромных лап. Домовые часто представлялись в виде маленьких медведей; обросшие бурой шерстью, они охраняли дом от порчи и дурного глаза.

В собрании русских пословиц и поговорок В. И. Даля находим такие сведения о медведе: шерстью его окуривают больных: от испуга, от лихорадки и от демонической болезни, нападающей на рожениц, так как, по поверью, он отпугивает эти болезни. Сквозь медвежью челюсть протаскивают больного ребенка. Съевший сердце медведя исцелится от всех болезней разом. Отвар из медвежатины пьют от грудных болезней. Салом натираются от обморожений, ревматизма и других болезней, мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. Правое око этого зверя вешают ребенку на шею для храбрости. Медвежьи когти и шерсть используют как амулет для защиты от сглаза и порчи. Считалось также, что если девушке во сне явится медведь - быть скоро свадьбе. Забавная примета еще: если медведь посмотрит девице в глаза и заревет - по его реву легко можно определить, девственница ли она.

Также считается, что и медведи, и волки каким-то образом связаны с закопанными старинными кладами, могут охранять их, или наоборот - охраняющие клады духи предков могут принимать образ медведя.

Образ медведя сакрален. Он является символом счастливого брака, плодовитости, достатка и довольства. Именно поэтому часто медвежьими шкурами устилали ложе новобрачных, рядились в медведей на свадебных торжествах, во время празднования масленицы, на святочные гуляния. Также на потеху народу медведиц и медведей рядили в свадебные наряды и учили кланяться, танцевать с платочком, показывать, как невеста встречает жениха и прочие сюжеты. Считалось, что если девушке во сне явится медведь - быть скоро свадьбе. Забавная примета еще: если медведь посмотрит девице в глаза и заревет - по его реву легко можно определить, девственница ли она.

Бытуют в народе легенды о злых колдунах, которые превращают целые свадьбы в стада волков и медведей. Только поженятся молодые, отправится свадебный кортеж в путь к дому жениха (традиционно сначала отмечали свадьбу в доме невесты, в ее же селе проходило само действо) - и в дороге вдруг обернутся дикими зверями все его участники и убегут в глухую чащобу, к звериному царю. Иногда и сам зверь этот - волк или медведь - и насылает на них свое колдовство, чтобы пополнить свои лесные стада. Такую историю описывает Елизавета Дворецкая в фантастической книге "Чуроборский оборотень" о жизни славян в древние времена.

С медведем связаны и некоторые календарные приметы. На Воздвижение (27 сентября) медведь забирается в берлогу, устраивается на зимнюю спячку. Посередине зимы, на Ксению-полузимницу (6 февраля) или на Спиридона-солнцеворота (15 декабря) топтыгин переворачивается на другой бок. Просыпается же он на Благовещение (7 апреля): "На Благовещенье черногуз прилетает, медведь встает" (у В. И. Даля) или на Васильев день (25 апреля). По южных славян, на сретение (15 февраля) медведь вылезает из берлоги посмотреть на то, как солнце "рождается" (у поляков это день называется днем "Громничной Божией Матери", еще ее называют "Медвежьей"). Также считается, что, буде в этот день медведь вдруг увидит свою тень (то есть, если будет солнечно), то вернется в берлогу спать еще 6 недель (до "теплого" Алексея, 30 марта), потому что будет холодно еще в течение 40 дней.

У южных славян - поляков, сербов, словен - празднуют специальные "медвежьи дни". В эти дни прославляют св. Андрея (13 декабря), Савву (27 января) и Прокопия (21 июля). Все эти святые при жизни были как-то связаны с медведями; они и поныне охраняют людей от этого зверя. (Святой Андрей, например, вообще ездил на огромной звере верхом). Вот что делают в эти дни для умилостивления медведя: варят кукурузу и оставляют ее на ночь на дворе, пекут хлеб и подбрасывают его в дымоход, а также не работают, не запрягают скот, не ходят в лес, не упоминают топтыгина, не чинят старую обувь и не изготовляют новую. Вообще, нередко опасаются упоминать вслух медведя и называют его иносказанием: "он", "сам", "хозяин", "дедушко", "мельник", "черный зверь", "леший", "косматый черт", "куцый", "старый", "овсяник", "бортник", "костоправ", "бурмило", "сергачский барин" и т. п.

Если вы когда-нибудь встретите медведя в пути - не спешите уносить ноги, ведь, по поверьям, это - доброе предзнаменование!

Мария Ерёмина

Подсвечник "Медведь со штофом" (Металл, дерево - Россия, вторая половина XX века)
Подсвечник "Медведь со штофом" (Металл, дерево - Россия, вторая половина XX века)

Чернильница "Медведи". Фарфор, роспись. СССР, середина ХХ века
Чернильница "Медведи". Фарфор, роспись. СССР, середина ХХ века

Графин "Медведь" (цветное стекло) СССР, 30-е годы ХХ века
Графин "Медведь" (цветное стекло) СССР, 30-е годы ХХ века

Фигура "Медведь" (фаянс, роспись) Россия, 60-е годы XIX века
Фигура "Медведь" (фаянс, роспись) Россия, 60-е годы XIX века

Пара светильников "Белые медведи" (фаянс, подглазурная роспись)  Конаково, СССР, 30-е годы XX века
Пара светильников "Белые медведи" (фаянс, подглазурная роспись) Конаково, СССР, 30-е годы XX века

Панно "Олимпийский Мишка 1980" (дерево, медь), СССР, 1980 год
Панно "Олимпийский Мишка 1980" (дерево, медь), СССР, 1980 год

Портсигар "Мишки в лесу" (мельхиор) СССР, первая половина ХХ века
Портсигар "Мишки в лесу" (мельхиор) СССР, первая половина ХХ века

Значок "Олимпийский Мишка". Металл, эмаль. СССР, 1980 год
Значок "Олимпийский Мишка". Металл, эмаль. СССР, 1980 год

Вязаная игрушка "Мишка" (Нить, плетение - Ручная авторская работа)
Вязаная игрушка "Мишка" (Нить, плетение - Ручная авторская работа)


© OZON.ru
 
В рубрике "Антикварные обзоры"