Ozon logo

Поиск по статьям

Ребенок с книгой

Домашнее обучение для детей: условия и особенности

Всё о домашнем обучении

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
12 марта 2021 г.

Тема домашнего образования регулярно обсуждается среди родителей и учителей. 

Что такое домашнее обучение? Какие существуют стереотипы, кому подойдет такой тип обучения?

Давайте сначала разберемся, что же такое домашнее обучение? На сегодняшний день в рамках действующего Закона об Образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012 года в Российской Федерации образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Как правило, образование вне образовательных организаций называется "семейным", так как семья несёт ответственность за организацию этого процесса для своих детей. А вот в какой форме они это будут делать, это уже личный выбор каждого. Здесь возможно несколько вариантов:

1. Обучать ребёнка дома самостоятельно, т. е. родители являются учителями;

2. Обучать ребёнка с помощью репетиторов (онлайн или офлайн — здесь не имеет значения);

3. Отдать ребёнка в компанию единомышленников (семейные классы и школы).

Домашнее обучение — это первые 2 варианта, и оно, конечно, отличается от семейных классов и школ. Если говорить о семейном образовании в целом, это прекрасный вариант для детей:

1. Не вписывающихся в стандартизированные рамки государственной, да и многих частных школ;

2. Для детей, чьи родители хотят от образования большего, чем просто подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Конечно, если ребёнок учится в государственной школе, ему можно набрать репетиторов по всем предметам, и они его натаскают на сдачу экзаменов. Главная задача семейного, а лучше сказать, альтернативного образования, — научить детей учиться, подготовить их к жизни в будущем, поддержать познавательный интерес, развить творческие способности и обеспечить комфортные условия обучения.

Существует миф, что на семейное и в том числе домашнее образование переводят только особенных детей, с какими-то проблемами со здоровьем и развитием. Сейчас я руковожу небольшой семейной школой и много общаюсь с детьми, находящимися на семейном образовании. У них точно всё в порядке со здоровьем и развитием. От обычных школьников этих детей отличает, как правило, открытость: у них нет страха высказывать собственное мнение, они не боятся отличаться от большинства, они более самостоятельные, они шире мыслят, умеют обходить шаблоны, они более креативные.

Семейное образование хорошо для детей, выходящих за рамки школы психологически и интеллектуально. И для отличника, который обгоняет своих сверстников, и для непоседы, и для витающего в облаках мыслителя, и для отстающего: для любого, кому нужен дифференцированный подход к обучению.

О домашнем обучении существует много разных мнений. Считается, что оно больше подходит детям, которые из-за своих особенностей здоровья или нервной системы, не выдерживают нагрузки большого класса. Это может быть шум, много детей вокруг, большое количество предметов. С другой стороны, домашнее обучение выбирают люди, которым школьное образование представляется недостаточно полным и хорошим. Или те, кто думает, что школьная среда может быть пагубной для духовного мира конкретного ребёнка. Хороший это вариант или плохой, выбирать ли домашнее обучение, решать приходится каждому родителю самостоятельно. Часто родители, сначала выбирая домашнее обучение, могут передумать и выбрать общеобразовательную или частную школы.

В наше время у детей нет границ для развития, занятий спортом, музыкой, образования. Есть очень талантливые дети, и им нужны индивидуальные программы, и "обычная" школьная система им "мала". В этом случае как правило родители хотят добиться максимальных успехов и выбирают индивидуальную программу, которая соответствует ритму ребенка. Есть и другие дети, развитие которых отличается от сверстников, для детей с особенностями развития тяжело находиться в общем потоке и учиться в таком же ритме, как и другие. Есть дети креативных родителей, путешественников — дети мира, которые не сидят дома и учатся в перелётах и поездках. Самое большое преимущество, что для каждой группы домашнее образование позволяет создать свою траекторию.

Похожи ли обучение на дому и система гувернёров и гувернанток?

Я не считаю, что домашнее образование — это возвращение к системе гувернанток. Многие люди пользуются услугами нянечек, гувернанток или тьюторов для своих детей. Они решают конкретные задачи обучения. Кто-то выбирает лучших учителей для своих детей, кто-то выбирает лучшие школы. Для разных людей это будут совершенно разные школы и педагоги. Дань моде можно отдавать ценой детей. А можно подумать, что же для вашего ребёнка будет лучше в разные периоды его роста и развития.

Верно ли утверждение, что домашнее образование подходит только обеспеченным людям?

С первого взгляда кажется, что домашнее образование — это элитарная вещь, и исторически такой формат выбирает более обеспеченная аудитория. Но на самом деле, если посчитать весь "бюджет" школы, репетиторов и т. д. и сравнить с домашним обучением, разница не столь ощутима. Конечно, стоимость педагогов тоже сильно отличается и зависит от того, сколько готов платить покупатель. Тем не менее, абсолютно реально найти хороших специалистов за адекватные деньги, получив тем самым ожидаемый результат.

В чём принципиальная разница между домашним обучением и частной школой?

Многие родители не понимают разницы. Частная школа — это образовательное учреждение с режимом, уставом, правилами, положениями, авторскими (может быть, прекрасными) программами, хорошими педагогами и дополнительным образованием. В любом случае — это некий отголосок системы, стандарт.

Домашнее обучение — это взаимодействие различных систем, прежде всего, это именно индивидуальная программа развития, жизни. Учащийся не в классе, а один или в малой группе детей, с учителями или родителями, в собственном темпе имеет возможность изучения любого предмета, практики навыков и умений в соответствии с целями и состоянием здоровья.

Разница огромная. Не все педагоги могут работать с такими детьми, не все частные школы идут на встречу клиентам с запросом на индивидуальную программу, ведь для реализации такой траектории необходимо сотрудничать со множеством профессионалов, видеть и чувствовать ребёнка, понимать родителя.

Могут ли у ребёнка, который учится дома, в дальнейшем возникнуть проблем с социализацией?

Отсутствие социализации у детей, находящихся на семейном образовании, — это ещё один из стереотипов. Нельзя сказать, что такой проблемы нет, но здесь многое зависит от родителей. Если родители воспитывали ребёнка дома, особо ни с кем не общаясь, конечно, ребёнок не будет очень социализированным. А если они открыты миру, ходят на различные образовательные программы, ездят в семейные лагеря и часто общаются с людьми, то у ребёнка не будет проблем с социализацией. Родители детей, находящихся на семейном образовании, часто объединяются в сообщества, классы, школы, где находятся среди единомышленников.

Более того, у детей, обучающихся в семейных классах и школах, есть возможность общаться не только среди ровесников, но и с детьми разного возраста, что облегчает их социализацию в будущем.

По своему опыту вижу, что детям, пришедшим к нам учиться после государственной школы, сложнее. Нелегко встроиться в образовательный процесс, они не всегда понимают, почему тут больше свободы и зачастую начинают проверять границы всеми доступными способами. Эти дети менее самостоятельны, им сложнее нести ответственность за собственные действия, они боятся ошибок и более зажаты, поэтому процесс встраивания их в семейный класс занимает время.

Домашнее образование доступно для всего школьного периода?

Конечно, можно учиться весь школьный срок. Просто цели и задачи обучения меняются в зависимости от возраста ребенка. В младшей школе это, в первую очередь, комфортная среда для обучения, и речь здесь не столько о физическом комфорте, сколько о психологическом. У ребёнка-дошкольника познавательный интерес — одна из основных потребностей. Все знают маленьких почемучек, которым интересно всё вокруг. Думаете, дети в начальной школе теряют этот интерес, или всё же Марьиванна им объясняет, что задавать вопросы на уроке не стоит, а уж говорить, когда тебя не спрашивают, вообще неприлично? И никого не волнует, что вчера ты прочитал что-то интересное, чем тебе очень хочется поделиться с друзьями. Вот и перестают дети читать, теряется у них познавательный интерес, и появляется шаблонное мышление. Детей с первого класса начинают тренировать на сдачу ЕГЭ и не особо учат мыслить шире.

Многие переходят на семейное образование, уже познав все "радости" государственной школы при переходе из начальной в среднюю школу. Здесь у ребёнка больше возможностей воспользоваться всеми благами формирующегося открытого образования. Сейчас очень много интересных образовательных программ за рамками школы. Задача средней школы — дать ребёнку возможность выбора, чтобы к окончанию средней школы он смог самоопределиться. Для этого ему необходимо дать максимально широкий кругозор и не ограничивать круг его интересов.

В старшей школе основная задача — подготовиться к поступлению в вуз или к дальнейшему образовательному пути. Я специально не говорю о том, что основная задача — это подготовиться к ЕГЭ, это не главное. Здесь семейное образование дает возможность сосредоточиться на выбранном направлении, получая знания по остальным предметам лишь в минимуме, необходимом для сдачи аттестации.

Как после домашнего обучения сдать ОГЭ и ЕГЭ? Ребёнок прикрепляется к какой-то школе?

Находясь на семейном образовании, ребёнок прикрепляется к школе, занимающейся аттестацией заочников. Школа также ведёт личное дело учащегося. Аттестация учащихся проводится по тому же графику, как и в государственной школе: в 1 классе — одна аттестация в год, во 2–4 классах — две аттестации год, в 5–9 классах — три аттестации в год, в 10–11 классах — 2 аттестации в год. ЕГЭ и ОГЭ сдаются очно в школе, остальные экзамены ребята могут сдавать дистанционно, через личные кабинеты. Успешная сдача аттестации является основанием для перевода в следующий класс, как и в государственной школе. Школьники старших классов имеют возможность участвовать в общероссийских и региональных олимпиадах так же, как и ученики государственных школ.

Как выбрать хороших домашних учителей? На что обратить внимание при выборе?

В первую очередь, важна личность педагога. Обязательно спросите, почему он решил заниматься такой деятельностью, какой был опыт. Если у вашего ребёнка есть особенности развития, понадобится преподаватель с соответствующими навыками. Ребёнок тоже должен участвовать в процессе и после нескольких занятий стоит обратить внимание нашел ли педагог контакт, спросить обратную связь и у педагога, и у ребёнка.

Домашние учителя обязательно трудоустроены в школах? Хватает ли у них времени и сил на домашних учеников?

Если говорить о тех детях, которых из школы перевели на домашнее обучение по состоянию здоровья, таких, конечно, школа не любит. Обучают их по остаточному принципу. Детей, перешедших на семейное образование по собственному выбору, как правило, обучают не школьные педагоги, а те, кто вышел из системы.

У сегодняшних учителей в школе слишком много бумажной работы в погоне за рейтингами. Педагоги семейных школ от этого избавлены, поэтому у них остается значительно больше времени на творчество, изучение новых методик и подходов, работы над тем, как заинтересовать детей учиться. Да и отдых крайне важен, тогда у учителя хватает сил и энергии на детей, к которым он приходит.

Помимо педагога в семейном образовании для ребенка важна роль тьютора. Тьютор поможет построить индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с выбранными задачами и поставленными целями.

Как организовать учебное место ребёнку, если он учится дома?

Здесь важно понимать, а что именно мы понимаем под учебным местом. Стол, стул и хороший свет — рекомендации для всех одинаковые. А дальше речь идёт скорее об организации учебного пространства, а оно может меняться в зависимости от возраста и темперамента ребёнка, его целей в настоящий момент. Ребёнку, особенно в начальной школе, не всегда комфортно долго сидеть на одном месте, он должен двигаться, сбрасывая напряжение, и ему нужно для этого пространство. А вот за столом всегда лучше, чтобы ничего не отвлекало от учебного процесса.

Мне нравится оформление финских классов — очень сдержанное, лаконичное пространство с белыми чистыми стенами, но в то же время очень мобильное помещение, которое в любой момент может изменить свое назначение, и дети могут из-за парт пересесть на ковёр, полежать отдохнуть, а потом продолжить работу.

Конечно, ребёнку нужен компьютер и интернет: сейчас очень много интересных образовательных каналов и онлайн-курсов. Ему нужны книги, карты и все те материалы, которые ему интересны в настоящий момент, которые он сейчас изучает.

С какими сложностями можно столкнуться в домашнем обучении?

Домашнее обучение — это сложно и для родителей, и для детей. Во-первых, дети должны быть готовы учиться в домашних условиях самостоятельно, а главное, они должны быть готовы учиться у своих родителей. Во-вторых, родители должны быть готовы учить своего собственного ребёнка. А это многим бывает сложно. Родители часто хотят, чтобы ребёнок всё понимал с первого раза, сам решал теорему Ферма, да и ещё глупых вопросов не задавал. Но эти же родители готовы бесконечно долго объяснять соседскому ребёнку, что 2+2=4 и почему.

Вывод

Решиться перевести своего ребёнка на домашнее образование для многих будет сложно. И это нормально. Если вы планируете такой шаг, следует помнить об индивидуальных особенностях будущего ученика. Скорее всего, домашнее образование окажется непростым и для родителей, и для детей. Однако, результат стоит того.

Фото: StockSnap/Pixabay

12 марта 2021 г.
no items