Ozon logo

Поиск по статьям

Книги

Как подготовить ребёнка к ОГЭ и ЕГЭ

Сдача ОГЭ, а потом ЕГЭ приходит в жизнь каждого школьника и его родителей. Особо впечатлительные начинают переживать с начальной школы. Но это не страшно — мы узнавали.

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
11 марта 2021 г.

Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 1966–1967 годах, чтобы африканские иммигранты могли поступить в профессиональные учебные заведения. Так как уровень их образования был низок, французские власти приняли решение сильно упростить систему экзаменов: вопросы сделали тестовыми, а выпускной экзамен стал приравниваться к вступительным в вузы. Сами французы считали, что это приведет к "отупению" нации. Поэтому правительству пришлось довольно быстро отказаться от нововведений.

Однако идея двух экзаменов в одном приобрела широкую популярность во всем мире, она оказалась менее затратной и удобной. Кроме того, ЕГЭ облегчает процесс поступления в вузы.

История ЕГЭ в России претерпела массу изменений и корректировок. И до сих пор практически каждый год меняются как тестовые задания, так и порядок их проведения. Как следствие, сдать экзамен на хороший балл, а порой и просто перейти "порог" становится все сложнее.

C какими трудностями сталкивается ребёнок при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ?

Основная проблема подготовки к экзаменам заключается в том, что в обычных школах слишком большая и разнородная группа детей. У учителя нет времени уделить внимание каждому ученику отдельно. При этом ЕГЭ — серьёзный и сложный экзамен, не все темы подробно разбираются в школьной программе. Поэтому даже опытному и сильному преподавателю достаточно сложно подготовить всех старшеклассников на высокие баллы.

Для поступления в топовый вуз нужно хотя бы 80+ баллов. А значит, без дополнительной подготовки обычному школьнику не обойтись.

Основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ можно разделить на три основные категории.

1. Когнитивные сложности, которые связаны с особенностями переработки информации и со спецификой работы с тестовыми заданиями.

Несмотря на то, что метод тестирования становится все более распространенным, многие учителя не успевают за нововведениями или же вовсе игнорируют этот факт. Очень часто обучение проводится традиционными методами, а для проверки знаний используются диктанты, практические и контрольные работы. Нельзя однозначно сказать, что подобный способ плох, но он не готовит ребят к тому, что ждет их на экзамене.

Сама по себе процедура ОГЭ требует формирования у ученика специфических навыков и выработки особой стратегии: он самостоятельно должен определить, какие задания и в каком порядке он будет выполнять. Кроме того ему необходимо рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания.

Чтобы преодолеть когнитивные трудности, необходимо осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

2. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

Традиционно мы наделяем экзамены особой значимостью: "Плохо сдашь экзамены — не поступишь в нормальный вуз — не устроишься на хорошую работу". Естественно, это вызывает страх у выпускников, они начинают бояться не вопросов, которые им попадутся на экзамене, а самого экзамена как процедуры. Кроме того, стресс на экзамене связан с самооценкой подростка. Многие думают: "Если я плохо сдам экзамен, значит я глупый и ни на что не способен", "Родители не будут гордиться мной". Временное ограничение, которое является неотъемлемой частью процедуры ОГЭ/ЕГЭ, значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх "не успеть".

При сдаче ОГЭ выпускники лишены поддержки. Всё и все там чужие: ребята, учителя и даже помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что также приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.

Таким образом, основная причина личностных трудностей — повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене.

3. Процессуальные сложности — проблемы, которые связаны с самой процедурой ГИА.

Эта процедура имеет инновационный, непривычный для детей характер, поэтому может стать причиной значительных трудностей на экзамене.

Процедура ОГЭ предполагает особую форму заполнения бланков. Если традиционно вопрос и ответ представляют собой нечто целое, что позволяет при проверке обнаружить возможные ошибки, то в ОГЭ/ЕГЭ вопрос и ответ разводятся, что создает дополнительные сложности. У ребят возникает естественный страх ошибиться при заполнении бланка.

Также часто возникают трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ГИА предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система: ГИА предполагает, что ученики имеют право оценивать содержание задания и оспаривать полученные ими оценки. Следствием в данном случае может явиться пропуск возможных шансов апелляции.

Можно ли подготовиться к экзаменам самостоятельно, или необходима помощь преподавателя?

Подготовиться самостоятельно можно, но для этого нужно, чтобы ученик был хорошо самоорганизован. А это бывает нечасто. Вам понадобится разобраться со всеми пробелами в знаниях, понять, как решаются те задания, которые в школьной программе освещены плохо. Это реально сделать самостоятельно, но вместе с преподавателем намного проще. И, конечно, без постоянных занятий нет стимула стабильно заниматься нужными предметами.

Есть ли серия рекомендуемых пособий?

По каждому предмету есть своя подборка рекомендуемой литературы. Но методичками для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ всё не очень просто: толковых материалов не так много.

В наше время есть немало образовательных порталов в интернете, которые предоставляют возможность пройти пробное тестирование по интересующему предмету. Это позволяет выпускнику самостоятельно проверить свой текущий уровень знаний и понять, какие именно темы вызывают наибольшие трудности.

Также плюсом таких порталов является постоянное обновление банка экзаменационных заданий. Нередко недобросовестные авторы просто меняют год на обложке сборника и спокойно пускают их в продажу. Но, к сожалению, и у образовательных платформ есть проблемы: зачастую предлагаемое ими объяснение правильного ответа просто-напросто непонятно школьнику: используется куча терминов, есть неочевидные следствия, пропуски в записи решения и даже ошибки. Кроме того, ни один из этих порталов не учитывает индивидуальных особенностей ребенка — все объяснения рассчитаны на "среднего ученика".

Когда нужно начинать подготовку? Насколько интенсивно нужно заниматься?

Период подготовки зависит от уровня знаний в данный момент и от цели, которая перед вами стоит. Именно поэтому нужно писать пробные ЕГЭ и ОГЭ и после этого делать выводы о том, как скоро нужно начинать подготовку. Многие думают, что если в школе у них "5" по алгебре, значит ЕГЭ по математике они напишут на 90 баллов. Но это не так. 

Школьная пятерка по математике, даже если она заслуженная, составит, примерно, 60 баллов на ЕГЭ по математике. Поэтому если вы хотите высокие баллы, то лучше начинать подготовку к ЕГЭ в начале 10-го класса. Если вы уже в 11 классе, то начинайте подготовку как можно скорее. 

По некоторым предметам преподаватели рекомендуют как минимум два года на подготовку, так как нужно освоить много материала, например, по литературе и истории.

Стоит ли заниматься с учителем в школе или нужно искать специализированные центры и репетиторов?

Если ваш преподаватель в школе имеет хороший опыт подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и доступно объясняет материал, то можно обращаться и к нему. Но проблема зачастую в том, что старшеклассник порой слушает этого преподавателя на занятиях и не понимает его объяснения. Поэтому лучше, если другой человек поможет ему разобраться с тем, что он не понял.

Репетитор или курсы — это самый частый вопрос. Плюс репетитора в том, что он работает один на один. Но существенный минус в том, что хорошего репетитора найти сложно, и стоит он дорого. А курсы заинтересованы в том, чтобы ученики были довольны обучением, рекомендовали их друзьям.

Если полагаться на знания, полученные исключительно в рамках школьной программы, можно рассчитывать на средние результаты ОГЭ и особенно ЕГЭ. К сожалению, школьная программа не охватывает всего теоретического материала, который требуется для получения высоких баллов. Хорошо, если попадается ответственный школьный учитель, который готов в свое свободное время на бесплатной основе дополнительно заниматься с заинтересованными в этом учениками.

Почему именно на бесплатной? Потому что школьный учитель ни в коем не должен ассоциироваться с репетитором — у ребенка неизбежно произойдет диссонанс. Кроме того, у него может появиться ошибочное чувство успеха, ведь школьные оценки в таком случае часто повышаются. Секрет заключается в том, что многие учителя-репетиторы готовят ребят не столько к экзаменам, сколько подтягивают их по школьной программе, которую сами же и преподают.

Поэтому потребность в дополнительных занятиях лучше реализовывать на занятиях в образовательных центрах, которых сейчас достаточное количество. Специалисты строят учебный курс, исходя из структуры экзамена. Поэтому можно быть уверенным в том, что ребёнка готовят именно к тому, что ждет на реальном экзамене.

ЕГЭ и ОГЭ: различия и сходства

ОГЭ в какой-то мере можно считать "генеральной репетицией ЕГЭ", ведь ЕГЭ включает в себя теоретический материал за 5–11 классы, поэтому многие темы этих экзаменов совпадают. Обязательными предметами для сдачи являются русский язык и математика. Допуском к ОГЭ является итоговое собеседование по русскому языку, к ЕГЭ — итоговое сочинение по литературе.

ОГЭ сдают после 9 класса на территории той школы, в которой обучается ученик. А вот ЕГЭ сдается после 11 класса на непривычной для ученика территории. В отличие от ОГЭ, тут нет стандартных школьных оценок, есть баллы, где 100 — максимум. При ОГЭ комиссия состоит из школьных учителей, а при ЕГЭ — из независимых наблюдателей. Кроме того, на ЕГЭ даётся на час больше времени.

Чем опасна несдача ОГЭ/ЕГЭ?

Если не сдать обязательные ЕГЭ или ОГЭ, то их придётся в обязательном порядке пересдать. Если пересдать их так и не получится, то аттестат вам не дадут.

Если ребёнок на ОГЭ не сдал не более двух экзаменов, то их можно пересдать. Резервные дни обычно назначаются на последние числа июня. Если снова не получилось набрать необходимый минимум баллов, нужно готовиться ко второй пересдаче, но уже в сентябре. Если при сдаче ОГЭ неудовлетворительными оказались результаты более чем по двум предметам, необходимо настойчиво учить, решать, а в сентябре решительно и ответственно взяться за пересдачу.

Не сдать ЕГЭ — тоже не конец света. Чем заняться в этом случае:

  • Пересдать. Это не потерянный из жизни год, как думают многие — это новые возможности: шанс подготовиться, нанять репетиторов, заняться самообразованием и в следующий раз сдать на 100 баллов.
  •  Получить среднее профессиональное образование. А после при желании ребёнок может получить высшее образование, причём без сдачи ЕГЭ.

Вывод

ЕГЭ — экзамен, который повлияет на всю дальнейшую жизнь старшеклассника. Поэтому крайне важно сделать всё возможное, чтобы сдать этот экзамен на максимальный балл. Если вы видите, что выбранный вами способ подготовки не даёт существенных результатов, то нужно обязательно что-то менять. Готовьтесь так, чтобы это было эффективно:

  • в мини-группах, чтобы преподаватель мог уделить внимание каждому ученику, но чтобы при этом был социум, который помогает и стимулирует хорошо готовиться;
  • с опытными преподавателями;
  • недалеко от дома, чтобы не тратить на дорогу много времени.
11 марта 2021 г.
no items