Все вы давно слышали, что в первую очередь ребёнок должен быть психологически готов к школе. И это действительно так. Проверить это можно с помощью тестов.
Одни дети идут в школу в шесть лет и вполне к этому готовы, другие в семь — и испытывают трудности в обучении, социализации и физической нагрузке. Разбираемся, как понять, что ваш ребёнок готов пойти в первый класс.
Начнём с описания базовых навыков ребёнка, которые демонстрируют, что он готов к школе. Не следует воспринимать их конкретно. Возможно, будущий первоклассник может не точно воспроизводить представленные действия, но осознаёт, что у него не получается, и пытается исправить. Это тоже является хорошим показателем.
Итак, ребёнок готов к школе, если может следующие 10 действий:
Получение начального общего образования в образовательных организациях в России начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. То есть разбег достаточно большой. Можно, конечно, придерживаться золотой середины — и отдать ребёнка в школу в семь лет. Но даже в эти годы он может оказаться не готов стать первоклашкой. Что влияет на это?
Готовность к школе — это не только и не столько знания ребёнка, а его способность адаптироваться к новой окружающей среде и нагрузкам. А это формируется под воздействием многих факторов: обстановки дома, качества общения со значимыми взрослыми, общения со сверстниками, выбора развлечений и т. д. То есть определяющим становится не возраст, а образ жизни ребёнка.
Психологи для определения уровня зрелости ребёнка и его готовности к школе используют популярный тест Керна — Йирасека.
Он состоит из 3 заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определённом пространственном положении. Рассказываем, как можно произвести тест в домашних условиях и как интерпретировать результаты.
Тест «Рисунок человека». Нужно попросить ребёнка нарисовать мужчину. Важно не давать никаких дополнительных вводных. Даже если ребёнок будет уточнять, какого мужчину, в какой одежде и т. д., нужно повторять только одну фразу: «Нарисуй мужчину».
Как мы оцениваем результаты?
1 балл: прорисована детально картина мужской фигуры. Есть голова, шея, туловище, конечности. Они вполне пропорциональны. Конечно, не стоит ожидать точности, но всё-таки голова должна быть меньше туловища, руки стандартной длины. Обратите внимание на детали: должны быть изображены глаза, нос, рот, кисти с пальцами, ноги со стопами. Фигура должна быть нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Или не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: есть только голова и туловище. Конечности изображены схематически.
5 баллов: нарисовано нечто невразумительное, мужчину в этом распознать невозможно.
Тест «Копирование фразы из письменных букв». Напишите короткую фразу прописными буквами. И попросите ребёнка повторить её. Подбодрите перед началом выполнения задания. Сразу подчеркните, что вы знаете, что он ещё не умеет писать, но нужно просто скопировать начертание.
Как мы оцениваем результаты?
1 балл: фраза скопирована достаточно точно: учтена заглавная буква, пробелы между словами, можно прочитать текст. Он примерно по размеру соответствует образцу. Может быть чуть больше, но незначительно.
2 балла: скопировано точно, но строчка может уходить вверх, буквы могут скакать.
3 балла: можно понять хотя бы некоторые буквы;
4 балла: с образцом совпадают две буквы;
5 баллов: ничего непонятно.
Тест «Срисовывание точек». На одном листе нарисовать десять точек в определённом порядке и попросить ребёнка на своём листе изобразить то же самое.
Как оцениваем результат?
1 балл: точное копирование образца;
2 балла: допускается отклонение до трёх точек на половину расстояния между ними;
3 балла: число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7;
4 балла: точки есть, но они расположены в хаотичном порядке;
5 баллов: ничего не соответствует оригиналу.
Далее все баллы суммируются:
3–6 баллов — это высокий уровень готовности к школе;
7–12 баллов — средний уровень;
13–15 баллов — низкий уровень готовности.
Последняя часть теста — опросник.
Суммируем баллы.
Сумма +24 и выше — высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от +14 до 23 — выше среднего.
Сумма от 0 до +13 — средний показатель вербального интеллекта.
От –1 до –10 — ниже среднего.
От –11 и меньше — низкий показатель.
Стоит помнить, что тест не всегда является объективным показателем готовности ребёнка к школе. Он только подсвечивает, на что стоит обратить внимание и, возможно, обратиться к специалисту.
Фото: Shutterstock