Ozon logo

Поиск по статьям

Как проверить готовность ребёнка к школе: критерии и тесты

Все вы давно слышали, что в первую очередь ребёнок должен быть психологически готов к школе. И это действительно так. Проверить это можно с помощью тестов.

Татьяна Романенко Призёр телеолимпиады «Умники и умницы», любитель театров и воздушных змеев
14 февраля 2023 г.

Одни дети идут в школу в шесть лет и вполне к этому готовы, другие в семь — и испытывают трудности в обучении, социализации и физической нагрузке. Разбираемся, как понять, что ваш ребёнок готов пойти в первый класс.

Базовые показатели готовности ребёнка к школе

Начнём с описания базовых навыков ребёнка, которые демонстрируют, что он готов к школе. Не следует воспринимать их конкретно. Возможно, будущий первоклассник может не точно воспроизводить представленные действия, но осознаёт, что у него не получается, и пытается исправить. Это тоже является хорошим показателем.

Итак, ребёнок готов к школе, если может следующие 10 действий:

  • называть своё имя, отчество и фамилию;
  • ориентироваться в пространстве — может назвать, где право, лево, верх и низ;
  • понять простую схему и объяснить, что на ней изображено. Например, можно предложить карту сокровищ и попросить рассказать, что на ней демонстрируется;
  • владеть понятиями «больше», «меньше», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;
  • рассказать, какие бывают профессии и о своём желании кем-то стать;
  • сыграть в игру «третий лишний» и аргументировать, почему он исключил тот или иной предмет;
  • прыгать на одной или двух ногах взад и вперёд;
  • самостоятельно себя обслуживать: надевать куртку, штаны, футболку, завязывать шнурки;
  • рассказать любое короткое стихотворение;
  • повторить ритм.

Имеет ли значение возраст?

Получение начального общего образования в образовательных организациях в России начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. То есть разбег достаточно большой. Можно, конечно, придерживаться золотой середины — и отдать ребёнка в школу в семь лет. Но даже в эти годы он может оказаться не готов стать первоклашкой. Что влияет на это?

Готовность к школе — это не только и не столько знания ребёнка, а его способность адаптироваться к новой окружающей среде и нагрузкам. А это формируется под воздействием многих факторов: обстановки дома, качества общения со значимыми взрослыми, общения со сверстниками, выбора развлечений и т. д. То есть определяющим становится не возраст, а образ жизни ребёнка.

Тест Керна — Йирасека

Психологи для определения уровня зрелости ребёнка и его готовности к школе используют популярный тест Керна — Йирасека.

Он состоит из 3 заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определённом пространственном положении. Рассказываем, как можно произвести тест в домашних условиях и как интерпретировать результаты.

Тест «Рисунок человека». Нужно попросить ребёнка нарисовать мужчину. Важно не давать никаких дополнительных вводных. Даже если ребёнок будет уточнять, какого мужчину, в какой одежде и т. д., нужно повторять только одну фразу: «Нарисуй мужчину».

Как мы оцениваем результаты?

1 балл: прорисована детально картина мужской фигуры. Есть голова, шея, туловище, конечности. Они вполне пропорциональны. Конечно, не стоит ожидать точности, но всё-таки голова должна быть меньше туловища, руки стандартной длины. Обратите внимание на детали: должны быть изображены глаза, нос, рот, кисти с пальцами, ноги со стопами. Фигура должна быть нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Или не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: есть только голова и туловище. Конечности изображены схематически.

5 баллов: нарисовано нечто невразумительное, мужчину в этом распознать невозможно.

Тест «Копирование фразы из письменных букв». Напишите короткую фразу прописными буквами. И попросите ребёнка повторить её. Подбодрите перед началом выполнения задания. Сразу подчеркните, что вы знаете, что он ещё не умеет писать, но нужно просто скопировать начертание.

Как мы оцениваем результаты?

1 балл: фраза скопирована достаточно точно: учтена заглавная буква, пробелы между словами, можно прочитать текст. Он примерно по размеру соответствует образцу. Может быть чуть больше, но незначительно.

2 балла: скопировано точно, но строчка может уходить вверх, буквы могут скакать.

3 балла: можно понять хотя бы некоторые буквы;

4 балла: с образцом совпадают две буквы;

5 баллов: ничего непонятно.

Тест «Срисовывание точек». На одном листе нарисовать десять точек в определённом порядке и попросить ребёнка на своём листе изобразить то же самое.

Как оцениваем результат?

1 балл: точное копирование образца;

2 балла: допускается отклонение до трёх точек на половину расстояния между ними;

3 балла: число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7;

4 балла: точки есть, но они расположены в хаотичном порядке;

5 баллов: ничего не соответствует оригиналу.

Далее все баллы суммируются:

3–6 баллов — это высокий уровень готовности к школе;

7–12 баллов — средний уровень;

13–15 баллов — низкий уровень готовности.

Последняя часть теста — опросник.

  • Какое животное больше — лошадь или собака?(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = –5 баллов)
  • Утром мы завтракаем, а днём...(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = –3 балла)
  • Днём светло, а ночью...(темно = 0; неправильный ответ = –4)
  • Небо голубое, а трава ...(зелёная = 0; неправильный ответ = –4)
  • Черешни, груши, сливы, яблоки — это что?(фрукты = 1; неправильный ответ = –1)
  • Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. = 0; неправильный ответ = –1)
  • Что такое Москва, Казань, Санкт-Петербург?(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = –1)
  • Который час?(правильно показано = 4; показан только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  • Маленькая корова — это телёнок, маленькая собака — это..., маленькая овечка — это...?(щенок, ягнёнок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = –1)
  • Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку, без объяснения = –1, на курицу = –3)
  • Почему во всех автомобилях тормоза?(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = –1)
  • Чем похожи друг на друга молоток и топор?(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  • Чем похожи друг на друга кошка и белка?(определение, что это животные, или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  • Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  • Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это...(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
  • Какие ты знаешь транспортные средства?(три наземных транспортных средства + самолёт или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом, кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чём можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  • Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
  • (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит…) = 0)
  • Почему люди занимаются спортом?(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, чтобы не были толстыми и т. д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т. д.) = 0)
  • Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несёт ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
  • Почему на письмо нужно наклеивать марку?(так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот, кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма +24 и выше — высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от +14 до 23 — выше среднего.

Сумма от 0 до +13 — средний показатель вербального интеллекта.

От –1 до –10 — ниже среднего.

От –11 и меньше — низкий показатель.

Стоит помнить, что тест не всегда является объективным показателем готовности ребёнка к школе. Он только подсвечивает, на что стоит обратить внимание и, возможно, обратиться к специалисту.

Фото: Shutterstock

14 февраля 2023 г.
no items