Ozon logo

Поиск по статьям

Как привить ребёнку интерес к учёбе? Советы психолога

Искренне надеемся, что нижеизложенный родительский опыт и мнение специалиста помогут ответить на этот вопрос.

Оксана Илюшина Поговорила со специалистом о том, как заинтересовать ребёнка учёбой
9 сентября 2022 г.

Этот вопрос волнует всех родителей, кто периодически наблюдает, как чадо не садится за уроки, ленится, прокрастинирует или часами зависает в планшете.

Методом кнута и пряника

Эти старые как мир способы воздействия на учащегося теперь называются внешней мотивацией. Положительной или отрицательной.

Всё просто: если ты получаешь «пятёрки», тем более, если в четверти, – тебе покупают подарок, обещают поездку на выходные в парк развлечений, позволяют провести лишний час в обнимку с ноутбуком или платят деньги (да, в некоторых семьях принято давать детям небольшую сумму за хорошие оценки).

Если в дневнике сплошные «двойки» и «тройки» – жди наказания, лишения встречи с друзьями, тебе не купят новый телефон или нелестно отзовутся о твоём уме, сообразительности и способностях. И это очень обидно.

Всё это, к сожалению, либо воспитывает в человеке ощущение, что за хорошо сделанное дело ему все должны, либо гасит самооценку и прививает чувство страха и беспомощности.

Ни то, ни другое никак не получается считать положительным результатом воспитательного процесса. Такими методами ещё можно взрастить неплохого исполнителя, но творческую или деловую успешную личность – вряд ли.

Как вырастить читателя из непоседы
Как вырастить читателя из непоседы
Многие родители жалуются: «Моя читает только из-под палки», «А мой только в телефон пялится!»
Читать

Хочу всё знать!

Может быть вы помните киножурнал «Хочу всё знать!», выходивший на телевидении ещё в советское время (с 1957 года) и просуществовавший ещё почти 20 лет после развала Союза (до 2010 года)? Название журнала – отличный пример внутренней положительной мотивации – самой лучшей и полезной для любого человека.

Дети от природы любопытны: они исследуют мир и задают вопросы. И именно эта черта помогает им узнавать всё больше, развиваться, учиться, совершенствоваться. Это качество ярко проявляется в возрасте «почемучек» – от трёх лет, – когда большинство детей начинают активно разговаривать.

Главное – поддержать ребёнка в его поиске, не дать суетной жизни (или жизненной суете) и родительской занятости упустить это состояние «жажды» открытий, а наоборот, регулярно подпитывать его интересными книгами, разговорами, вниманием, впечатлениями и знакомством с наукой на соответствующем возрастном уровне.

Также существует отрицательная внутренняя мотивация, которая иногда помогает: «Если у меня будут низкие баллы за ЕГЭ, то будет трудно поступить в хороший ВУЗ на бюджет». Этот вид самоподдержки вполне себя оправдывает. Но. Во-первых, он больше применим в среде взрослых, так как ребёнку трудно осознать отсроченные последствия, а во-вторых, это всё равно мотивация «из-под палки», а значит – аналог кнута. Разница лишь в том, что его пытается держать над собой сам ребёнок.

Дети от рождения испытывают интерес ко всему новому. Задача родителей — помочь ему развивать познавательную деятельность. Фото: Shutterstock

Что делать родителям?

Итак, главное – поддерживать ребёнка в его изысканиях и давать ему возможность удовлетворять любопытство. Как? Есть несколько распространённых способов, которые мамы и папы с успехом применяют. Всё они, конечно же, требуют включённости родителей или кого-то из значимых для ребёнка взрослых.

1. Играть с детьми. Играйте в игры, которые придумал ребёнок, направляйте его игру, подавайте ему новые идеи. Стройте из деревянных кубиков, «Бабашек», мегаблоков и лего, создавайте сказочные замки, фермы с домашними животными. Попробуйте вместе с ребёнком сделать своими руками и поиграть в кукольные домики и автродромы для гонок. Для детей постарше подойдут самые разные игры в слова, «Монополия», «Мемо», развивающие игры, игры-стратегии. Фантазируйте, придумывайте.

Лепка с детьми
974 1 900
328 1 489
167 517
298 600
685 1 500
548 1 059
266 590
330 588
457 990
376 1 000
815 1 490
252 1 090
99 399
565 1 490
Рисование с детьми
244 406
199 284
188 284
171 285
235 529
154 604
249 389
175 306
247 643
249 389
207 290
556 2 333
247 688
217 455

 2. Вместе читать книги. Вслух одну или каждый свою и «про себя». Обсуждайте прочитанное, делитесь мнением, не отмахивайтесь от вопроса «А почему герой поступил так, а не иначе?» и постарайтесь ответить на многие другие вопросы, которые возникнут у ребёнка. Можно записаться вместе в библиотеку или пойти в книжный магазин, и выбрать вместе новую книгу. Или подписаться на научно-популярный журнал или журнал про путешествия. 

3. Совершать открытия вместе. Если вы собираетесь печь пирог и вам предстоит «погасить соду» – позовите ребёнка и устройте мини-вулкан. Исследуйте всё, что вокруг вас на прогулке: листья, травы, камни. Объясняйте природу вещей. Останавливайтесь и обращайте внимание ребёнка на природные явления, любые сезонные изменения и красивые пейзажи.

Наборы для выращивания растений
328 990
412 540
239 440
1 074 2 694
577 1 500
230 1 500
484 1 500
395 1 078
343 723
484 3 474
1 072 2 939
577 1 500
292 918
412 2 050

Если вы занимаетесь с ребёнком музыкой – расскажите ему, откуда взялись названия нот, и как люди обходились без них. Если вы чего-то не знаете – не бойтесь признаться в этом ребёнку, и вместе поискать ответ с помощью энциклопедии или интернета.

Можно купить готовые наборы для научных опытов, а можно самим придумать себе исследовательскую деятельность. Не важно, что вы будете делать: выращивать кристаллы, следить за муравьиной фермой, проводить химические опыты или посадите микрозелень на подоконнике, будете летом вместе собирать иван-чай и ферментировать его, займётесь фотографией. Важно, что это вы будете делать вместе и с большим интересом.

4. Подавать положительный пример. Тут надо задать всей семье вопрос: у взрослых есть хобби, привычки и семейные традиции? Ребёнок видит родителей увлечёнными? А с книгой в руках? Как бы взрослые не были заняты, приходится вспоминать известную фразу о том, что детей воспитывать бесполезно, надо воспитывать себя, а дети просто будут брать с нас пример. Конечно, бывают исключения. Но в целом формула верна. И немало подростков в момент, когда назревает конфликт, кричат в ответ на обвинение «почему ты не садишься читать»: «А когда ты сам/сама брала в руки книгу?!» 

5. Организовать место для уроков и творчества. Комфортный уголок у окна и/или с правильно установленным светом, всё необходимое – книги, краски, кисточки, бумага, карандаши, любимый конструктор, игрушки – в удобном доступе. Всего понемногу, чтобы было несложно поддерживать порядок и внимание не рассеивалось – «глаза не разбегались». Ребёнку необходима среда, которая располагает, приглашает, заманивает.

6. Выбрать правильную школу. Правильную именно для вас и для вашего ребёнка, созвучную вашим интересам, мировоззрению и требованиям. В случае «совпадения» со школой вас ждут полноценное успешное сотрудничество с учителями и счастливый ученик.

Будьте на стороне вашего ребёнка, прислушивайтесь к нему, особенно если он вдруг не хочет идти в школу, погрустнел и отмалчивается – всему есть причина. Найти её помогут учителя, возможно, школьный психолог. Главное – взаимопонимание и поддержка между всеми участниками образовательного процесса.

Это подсказывает нам родительский опыт.

Как наказывать детей, не разрушив отношения?
Как наказывать детей, не разрушив отношения?
Колонка переводчицы, ведущей книжного клуба для подростков «Точка с запятой».
Читать

А что думает об этой проблеме специалист?

Поразмышлять на тему «Как привить ребёнку интерес к учёбе» согласилась Наталья Владимировна Давыдова – почетный работник общего образования РФ, педагог, преподаватель истории и обществознания, методолог образовательных и просветительских программ, член оргкомитета Ассоциации творческих психологов и педагогов «Мастерская педагогического сценирования», автор проекта «Возьмём ЕГЭ на абордаж!». 

— В самой формулировке «Как привить ребёнку интерес к учёбе» звучит сомнительная для меня составляющая. В этой фразе, помимо болезненности ситуации (прививка – не слишком приятная медицинская манипуляция), меня напрягает, что под интересом к учёбе подразумевается нечто, принесённое ребёнку извне. То есть: у ребёнка этого не было, а мы прививаем как болезнь.В слове «учиться» есть возвратная частица «ся», и я всегда обращаю на неё внимание вне зависимости от того, с кем мы работаем, с ребёнком, подростком или взрослым. Потому эта частица предполагает внутреннее помышление, побуждение, интерес в самом процессе познания: учить-ся – это учить себя.

Ребёнку это крайне пропорционально, гармонично и придосообразно, и он точно не нуждается в «прививке» извне. Вопрос только том, как мы создаём условия для того, чтобы эта здоровая природная любознательность и потребность в познании могли красиво проявляться, расцветать и находить свои формы выражения.

В идеале учебные заведения, где наши дети проводят очень много времени, должны сосредоточиться именно на формировании «человека познающего». Познающего деятельность. На профессиональном языке это означает создание образовательно-развивающей среды.

Человек изначально стремится к знанию. Но, к сожалению, реальность такова, что он эту способность в определённый момент может потерять. И это трагедия современной школы – ей часто достаются ученики уже с немножко деформированной познавательной позицией. Так устроена система. Да и взрослые, и среда не всегда способствуют развитию познавательного интереса.

Получается, что задача и родителей, и образовательной системы – не загубить в будущем ученике ту самую искру любознательности. Задача же школы – дать этой искре разгореться, сохранить интерес к добыванию знаний и сформировать условия, в которых эта познавательная энергия будет проявляться и совершенствоваться.

Если же в ребёнке уже утрачена способность впитывать новую информацию с удовольствием, то задача педагогов и родителей усложняется, и тем большее значение приобретает та самая образовательно-развивающая среда.

Важна деятельность, которой ребёнок занимается, вне уроков. Походы, соприкосновения с природой развивают ничуть не меньше, чем учебники. Фото: Shutterstock

Что такое «образовательно-развивающая среда» и почему она так важна

— В основе образовательно-познавательной среды лежат четыре краеугольных камня:

  • Предметная среда.
  • Деятельность
  • Событийность
  • Отношения.

Начнём с предметной, овеществлённой среды. Вспомним универсальный канон римского архитектора, механика, учёного-энциклопедиста Витрувия: польза-прочность-красота. Исходя из этого канона можно построить очень грамотное пространство, где будет осуществляться процесс обучения, и оно будет удобным, практичным и доступным для ребёнка.

С одной стороны, важно учесть физиологические особенности ребёнка: удобство мебели по росту, грамотное освещение. Зонированное пространство, где ученики смогут удовлетворять по возрасту присущие им задачи. Игровая зона для начальной школы. Или диван для каких-то задушевных чтений вслух, например. Или часть кабинета, где стоят парты-конторки, за которыми дети могут заниматься стоя, если устали сидеть. С другой стороны, в этой среде должны находиться игрушки, книжки, доступные источники информации, полки с книгами, географические карты, приборы – всё, что необходимо для того, чтобы контакт ребёнка и предмета изучения состоялся живо.

У детей нового поколения есть тактильный голод, недостаточность осязания реальности. И если мы хотим каким-то образом показать им, что мир – это не только заэкранное зазеркалье, то мы должны обеспечить им этот контакт с действительностью: дать в руки реальные бумагу, карандаши, минералы, макеты оружия, обмундирования и исторических событий, весы, измерительную рулетку. В каждом предмете это что-то своё. И очень важно, чтобы это знакомство с реальностью происходило в соответствии с возрастными особенностями ребёнка, с его восприятием.

Недавно я побывала в Дагестане, в высокогорном селе Самур, – там школа организовала солнечный вегетариум, и теперь там проходят уроки биологии. Это современная теплица, которая работает на солнечной энергии, там есть системы проветривания, полива, и ученик сам (в зависимости от возраста и в соответствии с государственной программой) выбирает, что ему интересно. Представляете, что это значит для ребёнка? Дети выращивают лук, смотрят, как от посадки, от ухода и полива зависит жизнь растения. И это не на картинке в учебнике, не на электронной доске – это реальная луковица, земля, твои руки, твой выбор, твоя грядка.

Нет вегетариума? Можно рассаду и цветы на подоконнике выращивать. Ребёнку нужен живой контакт с жизнью.

И тут мы плавно переходим к следующему пункту: деятельность. Во-первых, это любые виды творчества, где человек сможет себя проявить: кулинарная студия, столярная мастерская, театральный кружок.Когда ребёнок занят делом и увлечён им, то рано или поздно он сталкивается с тем, что чего-то не может: именно во время практической деятельности в естественных условиях возникает осознание потребности в знаниях. И тогда человек сам начинает искать ответы, удовлетворять свой информационный голод, исследовать. Он начинает мастерить что-то руками – ему нужно измерить, понять, как пользоваться инструментом, нарисовать эскиз. Или на кухне (а кухня, на мой взгляд, вообще уникальное по своему образовательному потенциалу место): градусы в духовке, единицы измерения, свойства материалов. В таких условиях знания приходят из практики, а вместе с ней усваиваются и базовые знания.

Когда ребёнку пытаются загрузить большой объём информации просто потому, что так надо, – у него нет мотивации усваивать материал, потому что внутреннего запроса нет. Так давайте же не будем давать ребёнку готовые ответы на вопросы, которых у него не было.

Во-вторых, это деятельность внутри урока. И вот тут становится очень важна мобильность пространства и лёгкость перехода между предметной средой и действием: только что это был класс – передвинули парты, и у нас появились сцена и зрительный зал или несколько «круглых столов», где мы работаем в парах или по группам.

Стоит ученику поменять положение тела, начать играть с пространством, моделировать разные ситуации – и он быстро научится соединять свою возрастную склонность к игре с мышлением ролевыми моделями.  Современный человек – это человек играющий. Это тот, кто способен брать на себя разные роли, моделировать разные ситуации и в зависимости от сценария представлять разные свои ипостаси. И школьный кабинет может стать площадкой, на которой ребёнок впервые пробует сделать это.

Мобильность пространства даёт возможность совершенно по-другому организовывать учебный процесс и позволяет перейти ученику с позиции академического слушателя, сидящего за партой, в сильную позицию – взять слово, или что-то обсудить, глядя друг другу в глаза. Это создаёт живость восприятия материала, погружает ребёнка в иную социальную ситуацию. В такой обстановке происходит живое вовлечение, появляется интерес, и школьный опыт ученика становится разнообразнее.

Наборы для создания духов
693 1 900
240 590
450 2 500
444 2 500
1 507 3 590
522 1 500
583 1 113
1 457 3 848
1 047 3 130
1 788 4 091
477 1 500
923 2 034
1 087 2 503
861 2 001

Событийность – это своеобразное продолжение и кульминация деятельности. Учёба – это труд, и привычку трудиться необходимо в себе воспитывать. По аналогии с «учить-ся – учить себя», получается, что «трудить-ся – это утруждать себя». Однако эта привычка систематически ритмически повторяющихся усилий, нацеленная на результат, не должна быть угнетающей. Давайте будем стремиться к труду созидательному, творческому, вдохновляющему.

Когда я преподавала, как только в апреле становилось тепло, мы с учениками брали стулья, выходили на улицу и усаживались на газоне. Я вела историю и обществознание – разговорный жанр позволял перенести урок на свежий воздух. И это – тоже событие.

Конечно, каждый урок не может быть фейерверком, но уроки-праздники необходимы, как и просто события, к которым готовятся в школе – будь то новогодний концерт, научная конференция, КВН, кулинарный фестиваль, поход.

Подготовка тоже необыкновенно важна, она – сама по себе событие. Событие – это совместно проживаемый опыт от момента проектирования, через подготовку, проведение и до подведения итогов. Ценно, когда делается это не для галочки, а потому, что вместе с учениками мы творим будущее, и оно зависит от каждого из нас. Это отражение сущностей, потребностей и интересов всех участников. Мы видим в нашей деятельности смысл, и в совместном бытии рождаются отношения.

Отношения. Тут на первый план выступает фигура учителя, взрослого, задача которого вести с учеником диалог. Да, ученик – это самостоятельный равноправный участник образовательного процесса, просто у него меньше жизненного опыта. А учитель – не просто взрослый человек, и он хорош и прав не только потому, что он взрослый – это человек устойчивый, понимающий что, для чего и как он делает, способный справиться с разного рода трудностями и жизненными вопросами.

При этом он даёт ребёнку право идти своей дорогой, ошибаться, принимать решения и выстраивать свою жизнь. И учитель должен всю жизнь учиться, ведь если значимый для детей взрослый не испытывает удовольствия от познания мира, не склонен к движению и внутреннему развитию – станет ли он вдохновляющим примером для учеников?В школе происходит самое важное: человек встречается с другим человеком.  Дети встречаются с представителями разных групп: это не только учителя и другие взрослые, но и одноклассники, и те, кто учится младше или старше. И, главное, у ребёнка происходит встреча с самим собой, он постигает одну из главных наук – человековеденье, и учится находить свои точки роста.

В течение учёбы формируется очень тонкая система отношений между учителем и учеником: обе стороны постигают на практике понятие обратной связи, критики, оценки, поддержки, контроля, принятия, признание права на ошибку.При таком отношении к ученику школа становится для ребёнка пространством возможностей, удивительным местом, где детская личность встречается с социальным миром.

Если родителям удастся создать вокруг ребёнка подобную образовательно-развивающую среду, выбрать школу, педагогов и поддержать их со стороны семьи – тогда вопрос «Как привить интерес к учёбе» даже не возникнет.

 Фото: Shutterstock

9 сентября 2022 г.
no items