Искренне надеемся, что нижеизложенный родительский опыт и мнение специалиста помогут ответить на этот вопрос.
Этот вопрос волнует всех родителей, кто периодически наблюдает, как чадо не садится за уроки, ленится, прокрастинирует или часами зависает в планшете.
Эти старые как мир способы воздействия на учащегося теперь называются внешней мотивацией. Положительной или отрицательной.
Всё просто: если ты получаешь «пятёрки», тем более, если в четверти, – тебе покупают подарок, обещают поездку на выходные в парк развлечений, позволяют провести лишний час в обнимку с ноутбуком или платят деньги (да, в некоторых семьях принято давать детям небольшую сумму за хорошие оценки).
Если в дневнике сплошные «двойки» и «тройки» – жди наказания, лишения встречи с друзьями, тебе не купят новый телефон или нелестно отзовутся о твоём уме, сообразительности и способностях. И это очень обидно.
Всё это, к сожалению, либо воспитывает в человеке ощущение, что за хорошо сделанное дело ему все должны, либо гасит самооценку и прививает чувство страха и беспомощности.
Ни то, ни другое никак не получается считать положительным результатом воспитательного процесса. Такими методами ещё можно взрастить неплохого исполнителя, но творческую или деловую успешную личность – вряд ли.
Может быть вы помните киножурнал «Хочу всё знать!», выходивший на телевидении ещё в советское время (с 1957 года) и просуществовавший ещё почти 20 лет после развала Союза (до 2010 года)? Название журнала – отличный пример внутренней положительной мотивации – самой лучшей и полезной для любого человека.
Дети от природы любопытны: они исследуют мир и задают вопросы. И именно эта черта помогает им узнавать всё больше, развиваться, учиться, совершенствоваться. Это качество ярко проявляется в возрасте «почемучек» – от трёх лет, – когда большинство детей начинают активно разговаривать.
Главное – поддержать ребёнка в его поиске, не дать суетной жизни (или жизненной суете) и родительской занятости упустить это состояние «жажды» открытий, а наоборот, регулярно подпитывать его интересными книгами, разговорами, вниманием, впечатлениями и знакомством с наукой на соответствующем возрастном уровне.
Также существует отрицательная внутренняя мотивация, которая иногда помогает: «Если у меня будут низкие баллы за ЕГЭ, то будет трудно поступить в хороший ВУЗ на бюджет». Этот вид самоподдержки вполне себя оправдывает. Но. Во-первых, он больше применим в среде взрослых, так как ребёнку трудно осознать отсроченные последствия, а во-вторых, это всё равно мотивация «из-под палки», а значит – аналог кнута. Разница лишь в том, что его пытается держать над собой сам ребёнок.
Итак, главное – поддерживать ребёнка в его изысканиях и давать ему возможность удовлетворять любопытство. Как? Есть несколько распространённых способов, которые мамы и папы с успехом применяют. Всё они, конечно же, требуют включённости родителей или кого-то из значимых для ребёнка взрослых.
1. Играть с детьми. Играйте в игры, которые придумал ребёнок, направляйте его игру, подавайте ему новые идеи. Стройте из деревянных кубиков, «Бабашек», мегаблоков и лего, создавайте сказочные замки, фермы с домашними животными. Попробуйте вместе с ребёнком сделать своими руками и поиграть в кукольные домики и автродромы для гонок. Для детей постарше подойдут самые разные игры в слова, «Монополия», «Мемо», развивающие игры, игры-стратегии. Фантазируйте, придумывайте.
2. Вместе читать книги. Вслух одну или каждый свою и «про себя». Обсуждайте прочитанное, делитесь мнением, не отмахивайтесь от вопроса «А почему герой поступил так, а не иначе?» и постарайтесь ответить на многие другие вопросы, которые возникнут у ребёнка. Можно записаться вместе в библиотеку или пойти в книжный магазин, и выбрать вместе новую книгу. Или подписаться на научно-популярный журнал или журнал про путешествия.
3. Совершать открытия вместе. Если вы собираетесь печь пирог и вам предстоит «погасить соду» – позовите ребёнка и устройте мини-вулкан. Исследуйте всё, что вокруг вас на прогулке: листья, травы, камни. Объясняйте природу вещей. Останавливайтесь и обращайте внимание ребёнка на природные явления, любые сезонные изменения и красивые пейзажи.
Если вы занимаетесь с ребёнком музыкой – расскажите ему, откуда взялись названия нот, и как люди обходились без них. Если вы чего-то не знаете – не бойтесь признаться в этом ребёнку, и вместе поискать ответ с помощью энциклопедии или интернета.
Можно купить готовые наборы для научных опытов, а можно самим придумать себе исследовательскую деятельность. Не важно, что вы будете делать: выращивать кристаллы, следить за муравьиной фермой, проводить химические опыты или посадите микрозелень на подоконнике, будете летом вместе собирать иван-чай и ферментировать его, займётесь фотографией. Важно, что это вы будете делать вместе и с большим интересом.
4. Подавать положительный пример. Тут надо задать всей семье вопрос: у взрослых есть хобби, привычки и семейные традиции? Ребёнок видит родителей увлечёнными? А с книгой в руках? Как бы взрослые не были заняты, приходится вспоминать известную фразу о том, что детей воспитывать бесполезно, надо воспитывать себя, а дети просто будут брать с нас пример. Конечно, бывают исключения. Но в целом формула верна. И немало подростков в момент, когда назревает конфликт, кричат в ответ на обвинение «почему ты не садишься читать»: «А когда ты сам/сама брала в руки книгу?!»
5. Организовать место для уроков и творчества. Комфортный уголок у окна и/или с правильно установленным светом, всё необходимое – книги, краски, кисточки, бумага, карандаши, любимый конструктор, игрушки – в удобном доступе. Всего понемногу, чтобы было несложно поддерживать порядок и внимание не рассеивалось – «глаза не разбегались». Ребёнку необходима среда, которая располагает, приглашает, заманивает.
6. Выбрать правильную школу. Правильную именно для вас и для вашего ребёнка, созвучную вашим интересам, мировоззрению и требованиям. В случае «совпадения» со школой вас ждут полноценное успешное сотрудничество с учителями и счастливый ученик.
Будьте на стороне вашего ребёнка, прислушивайтесь к нему, особенно если он вдруг не хочет идти в школу, погрустнел и отмалчивается – всему есть причина. Найти её помогут учителя, возможно, школьный психолог. Главное – взаимопонимание и поддержка между всеми участниками образовательного процесса.
Это подсказывает нам родительский опыт.
Поразмышлять на тему «Как привить ребёнку интерес к учёбе» согласилась Наталья Владимировна Давыдова – почетный работник общего образования РФ, педагог, преподаватель истории и обществознания, методолог образовательных и просветительских программ, член оргкомитета Ассоциации творческих психологов и педагогов «Мастерская педагогического сценирования», автор проекта «Возьмём ЕГЭ на абордаж!».
— В самой формулировке «Как привить ребёнку интерес к учёбе» звучит сомнительная для меня составляющая. В этой фразе, помимо болезненности ситуации (прививка – не слишком приятная медицинская манипуляция), меня напрягает, что под интересом к учёбе подразумевается нечто, принесённое ребёнку извне. То есть: у ребёнка этого не было, а мы прививаем как болезнь.В слове «учиться» есть возвратная частица «ся», и я всегда обращаю на неё внимание вне зависимости от того, с кем мы работаем, с ребёнком, подростком или взрослым. Потому эта частица предполагает внутреннее помышление, побуждение, интерес в самом процессе познания: учить-ся – это учить себя.
Ребёнку это крайне пропорционально, гармонично и придосообразно, и он точно не нуждается в «прививке» извне. Вопрос только том, как мы создаём условия для того, чтобы эта здоровая природная любознательность и потребность в познании могли красиво проявляться, расцветать и находить свои формы выражения.
В идеале учебные заведения, где наши дети проводят очень много времени, должны сосредоточиться именно на формировании «человека познающего». Познающего деятельность. На профессиональном языке это означает создание образовательно-развивающей среды.
Человек изначально стремится к знанию. Но, к сожалению, реальность такова, что он эту способность в определённый момент может потерять. И это трагедия современной школы – ей часто достаются ученики уже с немножко деформированной познавательной позицией. Так устроена система. Да и взрослые, и среда не всегда способствуют развитию познавательного интереса.
Получается, что задача и родителей, и образовательной системы – не загубить в будущем ученике ту самую искру любознательности. Задача же школы – дать этой искре разгореться, сохранить интерес к добыванию знаний и сформировать условия, в которых эта познавательная энергия будет проявляться и совершенствоваться.
Если же в ребёнке уже утрачена способность впитывать новую информацию с удовольствием, то задача педагогов и родителей усложняется, и тем большее значение приобретает та самая образовательно-развивающая среда.
— В основе образовательно-познавательной среды лежат четыре краеугольных камня:
Начнём с предметной, овеществлённой среды. Вспомним универсальный канон римского архитектора, механика, учёного-энциклопедиста Витрувия: польза-прочность-красота. Исходя из этого канона можно построить очень грамотное пространство, где будет осуществляться процесс обучения, и оно будет удобным, практичным и доступным для ребёнка.
С одной стороны, важно учесть физиологические особенности ребёнка: удобство мебели по росту, грамотное освещение. Зонированное пространство, где ученики смогут удовлетворять по возрасту присущие им задачи. Игровая зона для начальной школы. Или диван для каких-то задушевных чтений вслух, например. Или часть кабинета, где стоят парты-конторки, за которыми дети могут заниматься стоя, если устали сидеть. С другой стороны, в этой среде должны находиться игрушки, книжки, доступные источники информации, полки с книгами, географические карты, приборы – всё, что необходимо для того, чтобы контакт ребёнка и предмета изучения состоялся живо.
У детей нового поколения есть тактильный голод, недостаточность осязания реальности. И если мы хотим каким-то образом показать им, что мир – это не только заэкранное зазеркалье, то мы должны обеспечить им этот контакт с действительностью: дать в руки реальные бумагу, карандаши, минералы, макеты оружия, обмундирования и исторических событий, весы, измерительную рулетку. В каждом предмете это что-то своё. И очень важно, чтобы это знакомство с реальностью происходило в соответствии с возрастными особенностями ребёнка, с его восприятием.
Недавно я побывала в Дагестане, в высокогорном селе Самур, – там школа организовала солнечный вегетариум, и теперь там проходят уроки биологии. Это современная теплица, которая работает на солнечной энергии, там есть системы проветривания, полива, и ученик сам (в зависимости от возраста и в соответствии с государственной программой) выбирает, что ему интересно. Представляете, что это значит для ребёнка? Дети выращивают лук, смотрят, как от посадки, от ухода и полива зависит жизнь растения. И это не на картинке в учебнике, не на электронной доске – это реальная луковица, земля, твои руки, твой выбор, твоя грядка.
Нет вегетариума? Можно рассаду и цветы на подоконнике выращивать. Ребёнку нужен живой контакт с жизнью.
И тут мы плавно переходим к следующему пункту: деятельность. Во-первых, это любые виды творчества, где человек сможет себя проявить: кулинарная студия, столярная мастерская, театральный кружок.Когда ребёнок занят делом и увлечён им, то рано или поздно он сталкивается с тем, что чего-то не может: именно во время практической деятельности в естественных условиях возникает осознание потребности в знаниях. И тогда человек сам начинает искать ответы, удовлетворять свой информационный голод, исследовать. Он начинает мастерить что-то руками – ему нужно измерить, понять, как пользоваться инструментом, нарисовать эскиз. Или на кухне (а кухня, на мой взгляд, вообще уникальное по своему образовательному потенциалу место): градусы в духовке, единицы измерения, свойства материалов. В таких условиях знания приходят из практики, а вместе с ней усваиваются и базовые знания.
Когда ребёнку пытаются загрузить большой объём информации просто потому, что так надо, – у него нет мотивации усваивать материал, потому что внутреннего запроса нет. Так давайте же не будем давать ребёнку готовые ответы на вопросы, которых у него не было.
Во-вторых, это деятельность внутри урока. И вот тут становится очень важна мобильность пространства и лёгкость перехода между предметной средой и действием: только что это был класс – передвинули парты, и у нас появились сцена и зрительный зал или несколько «круглых столов», где мы работаем в парах или по группам.
Стоит ученику поменять положение тела, начать играть с пространством, моделировать разные ситуации – и он быстро научится соединять свою возрастную склонность к игре с мышлением ролевыми моделями. Современный человек – это человек играющий. Это тот, кто способен брать на себя разные роли, моделировать разные ситуации и в зависимости от сценария представлять разные свои ипостаси. И школьный кабинет может стать площадкой, на которой ребёнок впервые пробует сделать это.
Мобильность пространства даёт возможность совершенно по-другому организовывать учебный процесс и позволяет перейти ученику с позиции академического слушателя, сидящего за партой, в сильную позицию – взять слово, или что-то обсудить, глядя друг другу в глаза. Это создаёт живость восприятия материала, погружает ребёнка в иную социальную ситуацию. В такой обстановке происходит живое вовлечение, появляется интерес, и школьный опыт ученика становится разнообразнее.
Событийность – это своеобразное продолжение и кульминация деятельности. Учёба – это труд, и привычку трудиться необходимо в себе воспитывать. По аналогии с «учить-ся – учить себя», получается, что «трудить-ся – это утруждать себя». Однако эта привычка систематически ритмически повторяющихся усилий, нацеленная на результат, не должна быть угнетающей. Давайте будем стремиться к труду созидательному, творческому, вдохновляющему.
Когда я преподавала, как только в апреле становилось тепло, мы с учениками брали стулья, выходили на улицу и усаживались на газоне. Я вела историю и обществознание – разговорный жанр позволял перенести урок на свежий воздух. И это – тоже событие.
Конечно, каждый урок не может быть фейерверком, но уроки-праздники необходимы, как и просто события, к которым готовятся в школе – будь то новогодний концерт, научная конференция, КВН, кулинарный фестиваль, поход.
Подготовка тоже необыкновенно важна, она – сама по себе событие. Событие – это совместно проживаемый опыт от момента проектирования, через подготовку, проведение и до подведения итогов. Ценно, когда делается это не для галочки, а потому, что вместе с учениками мы творим будущее, и оно зависит от каждого из нас. Это отражение сущностей, потребностей и интересов всех участников. Мы видим в нашей деятельности смысл, и в совместном бытии рождаются отношения.
Отношения. Тут на первый план выступает фигура учителя, взрослого, задача которого вести с учеником диалог. Да, ученик – это самостоятельный равноправный участник образовательного процесса, просто у него меньше жизненного опыта. А учитель – не просто взрослый человек, и он хорош и прав не только потому, что он взрослый – это человек устойчивый, понимающий что, для чего и как он делает, способный справиться с разного рода трудностями и жизненными вопросами.
При этом он даёт ребёнку право идти своей дорогой, ошибаться, принимать решения и выстраивать свою жизнь. И учитель должен всю жизнь учиться, ведь если значимый для детей взрослый не испытывает удовольствия от познания мира, не склонен к движению и внутреннему развитию – станет ли он вдохновляющим примером для учеников?В школе происходит самое важное: человек встречается с другим человеком. Дети встречаются с представителями разных групп: это не только учителя и другие взрослые, но и одноклассники, и те, кто учится младше или старше. И, главное, у ребёнка происходит встреча с самим собой, он постигает одну из главных наук – человековеденье, и учится находить свои точки роста.
В течение учёбы формируется очень тонкая система отношений между учителем и учеником: обе стороны постигают на практике понятие обратной связи, критики, оценки, поддержки, контроля, принятия, признание права на ошибку.При таком отношении к ученику школа становится для ребёнка пространством возможностей, удивительным местом, где детская личность встречается с социальным миром.
Если родителям удастся создать вокруг ребёнка подобную образовательно-развивающую среду, выбрать школу, педагогов и поддержать их со стороны семьи – тогда вопрос «Как привить интерес к учёбе» даже не возникнет.
Фото: Shutterstock