Разбираемся, как найти отличные детские автокресла среди большого ассортимента и что учесть при покупке необходимого для перевозки ребёнка предмета
Из всех крупногабаритных вещей, которые покупаются для новорождённого ребёнка, автокресло — одно из важных. Оно понадобится уже при выписке из роддома и будет использоваться до 12 лет. В среднем за это время может меняться четыре-пять моделей. И связано это не только с ростом малыша, но и с ошибками при выборе.
Также значение имеет дата выпуска детского кресла. Если модель старше 7 лет, то она не соответствует обновлённым европейским стандартам ЕСЕ R44.04 и ECE R129. Это значит, что безопасность находится под вопросом.
Все автокресла делятся на группы, чтобы обеспечить максимальную безопасность ребёнка в автомобиле. Конструкции разрабатываются с учётом веса детей и особенностей крепления в машине. Здесь многие совершают первую ошибку — выбирают модель исключительно по возрасту, а не массе малыша. Но все дети разные: средний вес новорождённых от 2,5 до 4,5 кг, годовалых — 8–11 кг. Поэтому при выборе детского автокресла нужно ориентироваться именно на вес, а не на число месяцев или лет.
В таблице представлены основные группы и типы кресел.
Ключевые правила:
А теперь рассмотрим особенности кресел разных возрастных групп.
Группы 0 и 0+ предназначены для новорождённых и малышей до 1 года, реже — до 15 месяцев. Модели фиксируются на систему Isofix или штатным ремнём безопасности. Автолюльки-переноски часто входят в комплектацию универсальных колясок 3 в 1. Но приобретая такой детский транспорт, стоит внимательно изучить параметры люльки, особенно дату разработки.
Группа 1 — это автокресла для детей примерно до 4 лет весом до 18 кг. Для новорождённых они не подходят. Исключение — модели, в маркировке которых указано 0+/1. Кресла выпускаются в двух вариантах: установка по ходу и против движения. Педиатры рекомендуют покупать детское автокресло с положением против движения как самый безопасный вариант. Особенностью таких моделей становится регулируемый наклон спинки, что позволяет ребёнку с комфортом бодрствовать и спать во время поездки.
Группа 2 — рассчитана на детей весом до 25 кг. Ребёнок фиксируется штатными ремнями безопасности. Как правило, кресло устанавливается в машину таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя полноценным пассажиром — лицом вперёд.
Группа 3 — кресла, предназначенные для детей младшего школьного возраста весом до 36 кг. В этом возрасте вместо полноценного детского автомобильного кресла со спинкой нередко используют бустеры эргономичной формы.
В отдельную группу выносятся комбинированные автокресла-трансформеры. Они маркируются несколькими цифрами (например, 1–2–3) и растут вместе с ребёнком за счёт регулируемой высоты и ширины спинки, длины внутренних ремней безопасности. Трансформеры позволяют сэкономить на замене кресел по мере роста малыша. Но есть у них и минусы: в одной модели эргономику детей разного возраста учесть сложно, поэтому производители придерживаются усреднённых показателей. Существуют комбинированные модели и с отличными показателями безопасности, но стоят они дороже, обычно от 20 тысяч рублей.
Фиксация возможна следующими способами:
Тип установки считается универсальным, применяется в креслах всех групп, подходит к любому пассажирскому сиденью, включая переднее место возле водителя (при условии отключения фронтальной подушки безопасности). Но важно, чтобы длина ремня не была меньше 215 см.
Следует учитывать и особенности моделей. Так, в группах 0, 0+ и 1 предусмотрены внутренние трёх- или пятиточечные ремни безопасности. Штатная система автомобиля фиксирует только детское кресло. В группах 2 и 3 часто внутренняя защита отсутствует, то есть ремень должен зафиксировать как кресло, так и ребёнка. Чтобы правильно пристегнуть малыша, потребуется сноровка.
Преимущества крепления ремнём:
Недостатки способа:
Жёсткая система крепления детских автокресел находится в кузове автомобиля. Она представляет собой металлические скобы, расположенные между задним сиденьем и спинкой автомобильного салона. В свою очередь, в конструкции детского автокресла предусмотрены полозья с замковым механизмом, которые вставляются в скобы авто.
Крепление осуществляется в автоматическом режиме. Достаточно вставить кресло в пазы и слегка надавить до характерного щелчка. Это просто, быстро, не требует опыта и специальных знаний, как в случае фиксации штатным ремнём безопасности. Некоторые модели комплектуются специальными индикаторами, которые подают сигнал, если кронштейны кресла некорректно соединились со встроенными скобами.
Преимущества Isofix:
Недостатки системы:
Перед покупкой необходимо убедиться, что в машине установлен Isofix. Если на боковых задних креслах отсутствуют специальные пазы или маркировка, то нужно просунуть руку в зазор между спинкой и сиденьем. Замковые скобы легко прощупываются. В случае отсутствия крепежей их можно установить в СТО или же предстоит выбрать детское автокресло с другой фиксацией.
Есть и разновидность Isofix — Latch, разработанная по американским стандартам. Здесь крепление автокресел осуществляется на эластичные ремни с карабинами. При этом замковая конструкция в кузове машины полностью идентична Isofix — её также можно использовать.
Малыш в кресле пристёгивается обязательно. Для этого используются встроенные в конструкцию ремни и специальный бампер Impact Shield — столик безопасности. В моделях возрастных групп 2 и 3 внутренняя защита, как правило, отсутствует. Ребёнок пристёгивается к автомобильному креслу штатным ремнём безопасности.
Рассмотрим виды внутренней защиты подробнее.
Встроенные ремни — это классическая защита, не требующая особых комментариев. А вот столик безопасности разработан относительно недавно и всё ещё вызывает вопросы у родителей. На сегодняшний день Impact Shield имеет высокие показатели безопасности и комфорта, что подтверждено испытаниями ADAC. Бампер обеспечивает надёжный уровень защиты за счёт способности гасить ударную волну, равномерно распределять нагрузку по всей конструкции. Столики также предупреждают сильный кивок ребёнка в случае лобового столкновения и резкого торможения.
Impact Shield и внутренние ремни безопасности используются с рождения ребёнка и максимум до пятилетнего возраста (вес не больше 18 кг). Дальше защиту использовать нецелесообразно и даже опасно. Внутренние ремни примерно в половине случаев не выдерживают удар при аварии, столик не обеспечивает нужной защиты из-за высокого роста малыша. С 4–5 лет фиксация осуществляется только штатными ремнями безопасности.
Производство детских автокресел регламентируется двумя международными стандартами — ECE R44.04 (обновлён в 2014 году) и ECE R129 I-Size (2013 год, призван в будущем полностью заменить R44). Российский аналог — ГОСТ Р 41.44-2005. Стандарты одни из самых жёстких в мире, они призваны обеспечить максимально возможный уровень безопасности детей. Именно поэтому рассматривать рекомендуется только сертифицированные модели.
В стандартах прописаны требования к качеству материалов, установлены правила сборки, крепления и маркировки составных элементов. Отдельное внимание уделяется порядку проведения краш-тестов — испытаний с манекенами, в ходе которых имитируются различные аварийные ситуации.
Краш-тесты
Стандарты устанавливают:
Маркировка
Требования к обозначениям:
Материалы
В стандартах подробно описаны требования к материалам сиденья, внутренней набивке, внешнего чехла, противоударного экрана, ремней безопасности, жёстких элементов. Норматив обязывает производителей давать письменные гарантии на качество всех комплектующих. Для изготовления автокресла используются негорючие, нетоксичные материалы, по химическому составу примерно соответствующие безопасным игрушкам и детской посуде из пластика.
В стандартах прописана необходимость проведения испытаний автокресел в лабораторных условиях. Исследовательских центров в мире много, но тестирования в немецком автоклубе ADAC считаются самыми сложными и комплексными. Кресло, одобренное лабораторией, действительно надёжно и безопасно. Если есть возможность, рекомендуется выбирать среди моделей с маркировкой ADAC.
Для проверки кресел используются манекены, анатомически соответствующие возрастным группам — 0, 1, 1,5, 3, 6, 10 лет. На испытаниях кресла проверяют в условиях типовых аварийных ситуаций. Так, кузов авто разгоняют до скорости 64 км/ч для лобового столкновения и до 50 км/ч для бокового удара.
Результат теста отражается в пяти категориях — безопасность, долговечность, эргономика, токсичность материалов, обработка и очистка поверхностей. Оценочная шкала выглядит следующим образом:
Эксперты рекомендуют выбирать автокресло с оценкой «очень хорошо».
Независимо от того, где вы решили покупать детское автомобильное кресло, его необходимо увидеть и примерить перед использованием. Последовательно оценивайте следующие показатели:
Фото обложки: shutterstock