Ozon logo

Поиск по статьям

Как выбрать мотошлем: виды, материалы и бренды

Шлем — обязательный элемент мотоциклетной экипировки, защищающий голову в случае падения или столкновения. Поэтому к его покупке стоит подойти серьёзно и вдумчиво.

Арина Жукова Изучила особенности выбора надёжных мотошлемов
10 октября 2022 г.

Разберёмся, какие разновидности мотошлемов существуют и как выбрать подходящую модель.

Типы мотошлемов 

Конструктивно шлем для мотоцикла состоит из внешней жёсткой оболочки и ударопоглощающего внутреннего слоя. Модели различаются степенью закрытости, наличием дополнительных элементов и опций. В арсенале мотобайкера, как правило, присутствует несколько шлемов для разных сезонов, погоды, условий вождения и даже настроения. В продаже встречается пять типов шлемов. Рассмотрим особенности каждого из них.

Интеграл 

Интеграл (или фуллфейс) — самая распространённая конструкция шлема, используемая профессиональными гонщиками и мотоциклистами-любителями. Цельнолитая оболочка с откидывающимся визором полностью закрывает голову пилота, внутренний слой плотно прилегает к голове, лицу, щекам. Такая конструкция обеспечивает наилучшую защиту при любом угле падения, оказывает минимальное сопротивление воздушному потоку на высокой скорости. В зависимости от модификации шлем может комплектоваться солнцезащитным стеклом. 

Единственное неудобство интеграла — чтобы поговорить, попить или поесть, шлем нужно снять. Встречаются недорогие модели с плохой системой вентиляции, что вызывает дискомфорт при поездках в жаркую погоду. В дорогих шлемах такая проблема не наблюдается. 

Модуляр (трансформер, флип-ап, flip-up)

Модификация интеграла, в которой вверх откидывается не только визор, но и подбородочная часть. Поговорить, быстро перекусить, попить воды во время коротких остановок можно, не снимая шлем. Обеспечивает высокую степень защиты, но известны случаи, когда при ударе происходило самопроизвольное откидывание забрала. 

Модуляры востребованы у мототуристов, которые проводят в дороге по 5–7 часов в день. По количеству дополнительных опций часто превосходят интегралы. Могут иметь откидывающиеся солнцезащитные стекла, клапаны и шторки для регулировки степени обдува. Продвинутые модификации снабжаются встроенными микрофонами, камерами заднего вида, транслирующими изображение на визор.

Минусом модуляра можно считать больший вес, который дают тяжёлые шарнирные крепления нижней откидывающийся части. Такие модели при прочих равных условиях всегда дороже интегралов, а также обладают худшей аэродинамикой.

9 223 19 830
4 990 9 990
10 876 16 700

Кроссовый

Разновидность шлема-интеграла, разработанная специально для кроссовых мотогонок. Конструкция кроссового мотошлема отличается усиленной подбородочной дугой, которая выдвинута вперёд для облегчения дыхания. Длинный козырёк защищает лицо от летящих из-под колёс камней и пыли. Вместо визора применяются защитные очки. Из недостатков отмечают большое аэродинамическое давление, возникающее на высоких скоростях, поэтому использовать этот тип шлема для других целей не рекомендуется.

7 046 12 427
4 434 9 499
5 347 7 170

Мотард — более универсальная разновидность кроссового шлема, предназначенная для совмещённой езды по городу и бездорожью. Снабжается визором, как интеграл, может комплектоваться солнцезащитными стёклами. Имеет развитую систему вентиляции, рассчитанную на интенсивный спортивный режим.

Открытый (3/4)

Конструкция без подбородочной дуги. Может быть с визором и затемнёнными стёклами или без этих компонентов. Отличается хорошим обзором, вентиляцией, небольшой массой, недорого стоит. Открытая модель даёт невысокую степень защиты, имеет плохую шумоизоляцию, поэтому подходит только для езды на малоскоростных скутерах.

1 490 2 990
4 493 7 900
2 322 4 283

Каска (котелок, орех или половинка)

Прародитель современных шлемов. Может служить только средством эпатажа или аксессуаром, подчёркивающим аутентичность раритетных мотоциклов. Модель, прикрывающая только верхнюю часть головы, лоб и виски, не спасёт голову и челюсть при серьёзном столкновении на высоких скоростях. Каска даже не защищает лицо от насекомых, пыли, камней при движении, поэтому в дополнение к такому шлему нужно покупать очки, чтобы получить экипировку для езды хотя бы с минимальным уровнем комфорта.

1 526 2 500
2 194 2 999
1 448 1 999

Материал

Для изготовления внешней оболочки шлемов используются две основные группы материалов — термопластики и композиты. Многие производители разрабатывают собственные запатентованные материалы уникального состава, хотя здесь не исключены маркетинговые уловки.

Материал влияет на вес, устойчивость к деформации и в некоторой степени на защитные характеристики шлема. Чем больше вес шлема, тем большее воздействие он оказывает на шейно-грудной отдел позвоночника. Модели из термопластика дешевле, но весят в среднем на 300 г больше и обладают меньшей прочностью, чем изделия аналогичной конструкции из композита.

На первый взгляд может показаться, что разница массы в 200–300 г несущественна. Но опытные мотоциклисты знают, как на поворотах и при торможении тяжело бороться с инерцией, создаваемой более тяжёлым шлемом. При путешествиях на значительные расстояния каждый дополнительный грамм, давящий на шею, ощущается весьма значительно.

Оболочка профессиональных спортивных шлемов часто бывает многослойной, за счёт чего производители минимизируют вес и получают конструкцию, способную оптимально распределить энергию удара.

Внутренний демпфирующий слой шлема представляет собой вспененный полистирол, покрытый текстильной обивкой. Желательно выбирать модель со съёмным внутренником, тогда вы сможете его стирать по мере загрязнения.

Визор

Деталь из прозрачного пластика (обычно поликарбоната) в передней части шлема, которая защищает лицо от ветра, дождя, насекомых, пыли. Устанавливается на модели, предназначенные для скоростной езды. Производители выпускают различные виды визоров: прозрачные, противотуманные, тонированные. У активного байкера должно быть несколько типов для разных условий.

Визоры испытывают постоянные удары вылетающих из-под колёс камней, довольно быстро покрываются царапинами и сколами, что ухудшает видимость. При покупке шлема узнайте, сколько стоят эти комплектующие, чтобы быть готовым к неизбежным расходам в будущем. Сразу приобретите несколько сменных визоров.

1 425 1 799
1 203 2 800
1 759 3 900

Наличие пинлока (pinlock)

Пинлок — это плёнка, которая устанавливается на внутреннюю поверхность визора и образует герметичную воздушную прослойку наподобие однокамерного стеклопакета. Такое решение предотвращает запотевание визора из-за разницы температур снаружи и под шлемом. 

Важность размерного соответствия

Шлем должен сидеть плотно и удобно, равномерно облегать голову по всей площади соприкосновения, не вызывать болевых ощущений, при этом не болтаться и не проскальзывать. Слишком свободная модель не фиксирует голову в нужном положении, поэтому эффективность защиты при столкновении сводится к нулю. При большом зазоре между головой и подкладкой шлем не погасит энергию удара, а сам станет причиной травмы. Слишком тесный шлем — это всё равно что маленькие по размеру ботинки. Вы будете чувствовать себя дискомфортно, не сможете носить его долгое время.

Чтобы узнать свой размер, измерьте окружность головы гибкой швейной лентой по линии посадки бейсболки: по затылку, над ушами, по лбу. Затем посмотрите в размерную таблицу шлемов. Учтите, что сетки соответствия охвата головы и размера шлема у разных производителей часто не совпадают.

Обязательно нужно примерять шлем (так же, как и обувь), даже если вы знаете свой размер. Наденьте, походите в нём 15 минут, покрутите головой, попрыгайте на месте. Убедитесь, что модель вам точно подходит, не меняет положения при движениях, не давит, подкладка мягко, но плотно облегает лицо.

Нормально, если новый шлем при первой примерке сидит туго. Через 15–20 часов носки внутренник примнётся под форму головы. Но какие-либо болевые ощущения недопустимы. На то, что шлем мал, обычно указывают точечные боли в области лба или висков.

Если выбранная модель кажется маленькой, не спешите примерять такой же шлем большего размера. Возможно, это просто не ваш фасон, потому что форма головы не совпадает с формой внутреннего слоя, и нужно попробовать изделия другого бренда. 

Обычно при надевании шлема приходится поправлять уши. Как для примерок, так и в поездках рекомендуется использовать трикотажный подшлемник — надевать и снимать шлем с ним легче, а внутренняя обшивка меньше загрязняется.

750 2 000

На что ещё нужно обратить внимание при выборе мотошлема:

  • Угол обзора визора. Чем он больше, тем лучше.
  • Наличие вентиляционных отверстий. Они должны быть предусмотрены на подбородке, лбу (или макушке), в задней части.
  • Застёжка. Топовые спортивные модели снабжаются самым надёжным, но не очень удобным механизмом DD-Ring (два кольца). Для любителей больше подойдут защёлки и трещотки.

Во время примерки вытяните вперёд губы. Если они касаются внутренней обшивки, вам будет трудно дышать в таком шлеме.

Изделия каких брендов покупать

Российские правила дорожного движения требуют только наличия шлема на мотоциклисте, но не детализируют условия по типу или конструкции экипировки. Сознательный и рациональный байкер понимает, что качественный мотошлем минимизирует травмы и спасёт его жизнь при столкновении, поэтому экономить на этой детали точно не стоит.

На шлеме должна быть наклейка, подтверждающая, что изделие сертифицировано и соответствует отраслевым нормативам. В Европе действует стандарт ECE 22.05, в США — DOT. Можно встретить модели с двумя наклейками — европейской и американской.

Крупные бренды с именем уделяют пристальное внимание подбору материалов для своих изделий, аэродинамике, системам вентиляции. Хорошо зарекомендовали себя модели премиальных марок:

Надёжные и доступные по цене изделия предлагают бренды:

  • Shark (Франция),
  • Nolan (Италия),
  • HJC (Южная Корея),
  • Caberg (Италия),
  • LS2 (Испания).

Покупая модель незнакомого или малоизвестного бренда, убедитесь, что она сертифицирована. Британская Комиссия по надзору за безопасностью дорожного движения проводит независимую экспертизу мотошлемов в рамках проекта SHARP. На официальном сайте организации можно найти рейтинг прошедшей испытания мотоэкипировки.

Цвет и декоративные элементы

При выборе шлема на первом месте должны стоять факторы удобства, соответствия размеру, а потом внешний вид и цветовое соответствие мотоциклу и другим элементам экипировки. Байкер в яркой экипировке всегда будет более заметен в потоке машин. Изделия светлых тонов меньше нагреваются, обеспечивая более комфортный микроклимат.

4 300 5 700
3 069 5 830

Декоративные элементы не запрещены правилами ПДД, но не стоит ими злоупотреблять. При определённой скорости они ухудшают аэродинамику шлема, создают больший момент инерции и ненужные перегрузки, что небезопасно. Модели с ушками, рожками и т. д. можно использовать для тематических мероприятий, а для повседневных поездок по автотрассе лучше надевать мотошлем общего назначения.

Как выбрать мотошлем: самое важное 

  • Конструкция. Закрытый интеграл — универсальный надёжный шлем для города, который должен быть у каждого мотоциклиста. Активным мототуристам можно порекомендовать шлем-модуляр с откидывающейся нижней частью. Кроссовые модели адресованы профессиональным гонщикам и мало подходят для езды по трассе на больших скоростях. Открытые шлемы не защищают челюсть, на которую приходится 40 % травм при падении с мотоцикла. Подойдут только для водителей скутеров.
  • Материал и вес. При равнозначных конструкциях мотошлем из композита, как правило, более лёгкий и надёжный. Если вы любите гонять на больших скоростях или увлекаетесь многочасовыми путешествиями на мотоцикле, выбирайте такие варианты. Хорошая закрытая модель весит около 1,2–1,5 кг, профессиональные спортивные варианты — 1 кг.
  • Визор. Эти детали являются расходниками, которые придётся периодически менять. Поинтересуйтесь, сколько стоят сменные визоры для выбранного шлема, и сразу приобретите запасные.
  • Размер. Дорогой сертифицированный шлем окажется малополезным аксессуаром, если он не соответствует размеру головы и сидит не плотно. Размерные сетки у разных производителей могут отличаться, поэтому не нужно ориентироваться только на указанный размер, примерьте 4–5 шлемов разных производителей.
  • Дополнительные опции. Пинлок на внутренней стороне визора предотвратит запотевание стекла. Хорошо, если в закрытых шлемах предусмотрена возможность регулировки интенсивности обдува, а вентиляционные отверстия можно закрыть на случай дождя.
  • Бренд. Отдавайте предпочтение изделиям зарекомендовавших себя брендов. Рейтинг шлемов по результатам испытаний можно найти на сайте проекта SHARP.

Выбор мотошлема — процесс, который не терпит суеты и спешки. Будьте готовы, что придётся перемерить несколько моделей, прежде чем вы найдёте свою экипировку. Начинающим мотоциклистам также важно помнить, что после серьёзного падения шлем подлежит замене, даже если на нём нет видимых повреждений. После удара внутренний вспененный слой меняет конфигурацию и утрачивает защитные свойства.

Надеемся, наш гид поможет не потеряться в разнообразии представленных на рынке шлемов и выбрать подходящий экземпляр.

10 октября 2022 г.
no items