Ozon logo

Поиск по статьям

Ребенок пишет

Моторика: как развивать её у детей разных возрастов

Простые методы и практические советы для родителей

Владислава Сосна Журналист, любитель путешествий и собак
26 апреля 2022 г.

Вся наша жизнь состоит из движений. Детство — совершенно уникальный в этом смысле период: за сравнительно небольшой отрезок времени ребёнок приобретает внушительное количество навыков. В первые месяцы жизни малышу едва удаётся держать голову и переворачиваться, но постепенно он овладевает собственным телом. Примерно к двум годам дети уже способны без труда собрать пирамидку и крепко удерживать в руках ложку, а к возрасту шести-семи лет учатся писать и самостоятельно завязывать шнурки. 

Как с этими навыками связана моторика? Почему её важно развивать и какие занятия и игры сделают процесс наиболее эффективным для ребёнка разных возрастов? Рассказываем в материале.

Почему развитие моторики так важно

Наше тело оснащено крупными и мелкими мышцами, которые отвечают за разные типы движений. Например, чтобы бить по мячу или прыгать по лужам, ребёнок задействует крупные мышцы тела, а для поднятия с пола маленьких предметов и завязывания шнурков использует мелкую мускулатуру. Однако одно не может функционировать без другого, поэтому для всестороннего развития ребёнка важно овладение обоими типами навыков. 

Этот факт подтверждает ряд научных работ и исследований выдающихся психологов и педагогов: В. А. Сухомлинского, М. Монтессори, А. Р. Лурии, доказавших неразрывную связь развития моторики с уровнем интеллекта ребёнка. Авторы экспериментальным путём выявили следующее: малыши с задержкой речи с трудом могли обращаться с мелкими предметами, в то время как детям с нормальным уровнем речевого развития этот навык давался легко. Данное открытие послужило толчком для многих других исследований в области психологии, педагогики и физиологии. 

В конечном итоге специалисты пришли к выводу,  что мелкая моторика является основой для развития таких важных психологических функций, как мышление, воображение, память, внимание, восприятие и речь. Но первоначальная база для этих процессов — крупная моторика у ребёнка. Взаимозависимость можно проследить на простом примере: малышу, который ещё толком не научился сидеть, будет крайне сложно рисовать, вырезать из бумаги или делать что-то подобное руками. Эти способности ребёнок обычно приобретает только к трём-четырём годам, когда уже хорошо контролирует собственное тело в пространстве и может крепко удерживать различные предметы в руках. 

Как происходит развитие мелкой моторики

Первые месяцы жизни

Первые движения малыша пальцами рук и ног обусловлены рефлексами. Родители могут легко это проверить, например, вложив свой палец в ладошку ребёнка. Он тут же его сожмёт, демонстрируя хватательный рефлекс. Первый месяц жизни ребёнок совершает это действие неосознанно, но примерно в возрасте двух-трёх месяцев учится координировать движения собственных рук и начинает интересоваться окружающими его предметами: брать их, осматривать и удерживать. 

Эксклюзивно на Ozon
Выберите пособия Шамиля Ахмадуллина

В этом возрасте родители могут развивать мелкую моторику ребёнка, играя с ним в так называемые пальчиковые игры: «Ладушки-ладушки», «Сороку-воровку» или «Козу рогатую». Суть упражнений — читать стишки и попеременно сжимать и разжимать пальцы малыша. В большинстве таких игр задействованы обе руки, благодаря чему ребёнок учится лучше координировать движения и узнаёт, что означают слова, указывающие направление: «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и другие. 

Нелишним будет давать ребёнку до года предметы из разных материалов, безопасных для его возраста. А также делать гимнастику для рук, массируя ладони и пальцы ребёнка, — это, помимо развития мелкой моторики, ещё и снимает напряжение мышц. 

Шесть месяцев — два года

Ребёнок уже легко перекладывает предметы из одной руки в другую, а также осваивает разные способы захвата интересующих его вещей: щипковый — большим и указательным пальцами и пинцетный — большим, указательным и средним пальцами. Именно благодаря им (а потом и динамическому захвату) малыш научится держать карандаши и ручки, затем — рисовать и писать. 

В этот период ребёнка, как правило, занимают книги с шуршащими вкладышами, всевозможные кубики, пирамидки, простые конструкторы и музыкальные игрушки. Постепенно диапазон игр и занятий можно расширять и предлагать ребёнку, к примеру, построить замок из песка или слепить зоопарк из пластилина, совершенствуя умения. Со временем можно переходить к освоению первых навыков самообслуживания: удержанию в руке ложки, зубной щётки или ручки, расстёгиванию и застёгиванию крупных пуговиц, молний на одежде и липучек на обуви. Всему этому ребёнок учится примерно к двум-трём годам. 

Расстёгивание и застёгивание крупных пуговиц — отличная тренировка на развитие моторики.

Два — четыре года 

В этом возрасте ребёнок уже проявляет интерес к более сложно устроенным механизмам и творческим занятиям — например, рисованию. 

Малышам лучше начать с пальчиковых красок и мелков, а затем переходить к карандашам, таким образом развивая мелкую моторику и совершенствуя навыки. В два — четыре года актуальны аппликации и другие занятия с бумагой: первое время малыш будет пытаться её рвать, но постепенно научится ловко орудовать ножницами и вырезать различные фигуры. 

Также прекрасными способами развития мелкой моторики для детей младшего школьного возраста являются лепка (из пластилина, теста, глины или кинетического песка) и сборка пазлов и мозаик. Поначалу элементы могут быть очень крупными, но по мере взросления ребёнка их размер должен уменьшаться, а количество — расти. 

Пять — семь лет

Этот возраст у большинства детей связан с подготовкой к школе. Занятия, направленные в данный период на развитие мелкой моторики ребёнка, помогают повысить уровень владения речью и навыки письма, создают благоприятный эмоциональный фон, учат концентрировать внимание и правильно его распределять. 

В возрасте пяти — семи лет закреплять и совершенствовать новые навыки можно с помощью раскрасок с различными видами штриховки, рисования по точкам, заполнения прописей и повторяющегося написания букв и цифр. 

Развитие мелкой моторики по Ахмадуллину 

Как мы уже выяснили, развивать мелкую моторику ребёнка важно и в год, и в три, и в пять лет. Для этого существуют как общеизвестные, так и уникальные методики. Шамиль Ахмадуллин — основатель школы скорочтения и автор множества книг и курсов по развитию детей. Он предлагает самые разные техники — от простых до чуть более сложных, которые помогают улучшать мелкую моторику у детей разных возрастов. 

Пример — самомассаж. Он будет полезен как малышам трёх-четырёх лет, так и школьникам. Для него потребуется лишь массажный мяч с шипами и пять минут свободного времени. 

  • Мяч нужно положить на стол и предложить ребёнку покатать его вперёд и назад сначала одной рукой, потом другой. 
  • Далее аналогичные движения совершаются по часовой и против часовой стрелки попеременно обеими руками. 
  • Следующим шагом ребёнку нужно перекидывать мяч из одной руки в другую.
  • Затем подбрасывать и ловить спортивный снаряд одной рукой, со временем увеличивая высоту. 

Эти упражнения воздействуют на активные точки на руках ребёнка, помогают развивать мелкую моторику, а также расслабляют мышцы, задействованные, например, во время лепки или письма. Всё то же самое могут проделывать и родители малышей до года — с той лишь разницей, что движения будут производить они, а не сам ребёнок. 

Ещё один простой способ развития мелкой моторики — вместе с детьми (если позволяет возраст) сделать так называемые тактильные мешочки: в обычные воздушные шарики засыпать три разные крупы, которые есть дома. Допустим, горох, рис и гречку. Малыши будут играть с ними, переминая в руках, а ребёнку постарше можно предложить угадать содержимое, ориентируясь на тактильные ощущения. 

Шамиль Ахмадуллин обращает внимание, что занятия с ребёнком важно проводить регулярно.

Дошкольники, по мнению Ахмадуллина, могут развивать мелкую моторику, взаимодействуя с письменными принадлежностями разного диаметра. Для выполнения одного из таких упражнений потребуются ручка, карандаш и маркер. Важно, чтобы все три предмета были разной толщины. Задача ребёнка — поочерёдно меняя руки, поднимать пишущие инструменты и какое-то время удерживать их в воздухе. Порядок следующий:

  • сначала нужно сделать это большим и указательным пальцами;
  • потом указательным и средним; 
  • средним и безымянным; 
  • безымянным и мизинцем.

Кажется, что это просто, но провернуть подобные движения (особенно с тонкими карандашом или ручкой) получится не сразу. Как только ребёнок справится с задачей, поменяйте предметы на ещё более тонкие. Подойдут спички, зубочистки, счётные палочки. 

Для улучшения почерка, что особенно актуально в начальной школе, Ахмадуллин советует регулярно играть с ребёнком в «ковбоя». Для этого занятия понадобятся лист бумаги и карандаш или ручка. Ребёнок кладёт руки на стол и на счёт «три» или по хлопку родителя берёт пишущий инструмент, как ковбой пистолет, и быстро и правильно рисует линию. За один подход можно выполнять по 10–15 повторений, а также соревноваться с ребёнком, превратив обучающий процесс в интересное и весёлое занятие. 

«Если вы хотите заложить качественный фундамент для развития мозга ребёнка, давайте ему качественную интеллектуальную нагрузку. Желательно делать это максимально экологично и в игровом формате, потому что игра — лучший способ увлечь малыша», — объясняет Шамиль Ахмадуллин.

Хорошо, когда есть возможность тренировать умения ребёнка ежедневно: регулярность и настойчивость являются залогом успеха в любых занятиях, в том числе по развитию мелкой моторики. Если вы заметили, что какое-то действие получается у ребёнка не особенно легко и быстро, придумывайте новые занятия и игры на отработку именно этого движения. Повторяйте и пробуйте, пока его выполнение не станет простым и естественным. 

Как развивать мелкую моторику у ребёнка: коротко о главном

Мелкая моторика у детей — основа развития важнейших психических процессов, и уделять ей внимание важно с самого раннего возраста. В первые месяцы жизни разговаривайте с малышом, пойте ему песенки, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка. Играйте в пальчиковые игры (например, «Сорока-белобока»), делайте гимнастику, в том числе с использованием мяча с шипами. Об этой технике в своём блоге подробно рассказывает педагог и психолог Шамиль Ахмадуллин. Приятно, что нехитрые занятия будут не только полезны, но и интересны для ребёнка. 

В возрасте от 8–9 месяцев дети, как правило, активно интересуются всевозможным кубикам, пирамидкам-сортерам и бизибордам. Подобные игры развивают моторные функции и приучают ребёнка к самостоятельным занятиям.

В период с двух до четырёх лет дети постепенно овладевают навыками самообслуживания: учатся держать в руках ложку и зубную щётку. Проявляют интерес к рисованию и лепке — эти занятия влияют в том числе на развитие моторики. В книгах Шамиля Ахмадуллина «Пластилин» и «Школа рисования» описаны подробные методики, как сделать оба этих занятия полезными и увлекательными для детей разных возрастов. 

«Книга замечательна и уникальна. Моя шестилетняя внучка не выпускает её из рук, постоянно что-то лепит, а потом одаривает своими поделками родственников. Мы очень довольны», — делится своими впечатлениями Елена Г.

Детям постарше, которые только готовятся к школе или же уже учатся, будут полезны упражнения для укрепления мышц рук, работающих при письме. В своей книге «Скорописание» Ахмадуллин приводит более десяти способов улучшить почерк ребёнка с помощью простых упражнений. 

«У моего ребёнка хороший почерк, но при письме он сильно нажимал на ручку, уставала рука. Благодаря этой книге наша проблема была решена», — рассказывает Елена К.


Чтобы улучшать мелкую моторику, совершенно не обязательно выполнять утомительные тренировки и скучные задания. Занятия могут проходить в лёгкой игровой форме, комфортной для самых разных детей. 



26 апреля 2022 г.
no items