Психиатр — о том, как вести себя родителям, которые заметили признаки дисморфофобии у своих детей.
В подростковый период ребёнок встречается со множеством проблем, типичных для этого возраста. Некоторые из них проходят со временем, а некоторые могут остаться и во взрослой жизни. Поэтому родителям важно вовремя заметить, что с ребёнком происходит что-то не то, помочь ему и при необходимости обратиться за помощью к специалистам.
Одна из таких проблем, которая в будущем может привести к серьёзной травме и повлиять на жизнь человека, — дисморфофобия. Это психическое расстройство может остаться в виде комплекса на долгие годы и помешать самореализации. Оно нередко приводит к депрессии и может даже стать причиной суицидальных наклонностей.
Дисморфофобия — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно сконцентрирован на недостатках внешности или особенностях своего тела.
Чтобы разобраться, как в этот период родители могут помочь ребёнку, мы обратились за помощью к Веронике Готлиб — врачу-психиатру, наркологу и заведующей детским наркологическим центром.
Почему подростковый период такой сложный
В ранний подростковый период — в 12–15 лет у девочек и в 13–17 лет у мальчиков — человек переходит от детской модели поведения ко взрослой и впадает в подростковый кризис.
Вероника Готлиб: «Подростковый кризис — один из самых тяжёлых за всю человеческую жизнь. Ребёнок испытывает сильнейшую нагрузку: физическую и психологическую. Физическая связана с ростом организма и половым созреванием. Из-за изменений эндокринной системы подростков охватывает неконтролируемая гормональная буря.
Не менее важно то, что происходит с психическим состоянием. Это формирование «Я» и «Я-идентификации». Иными словами: ребёнок начинает осознавать, кто он, что с ним происходит, кто остальные и как правильно взаимодействовать с ними.
Самая тяжёлая фаза подросткового возраста длится до 14–15 лет. Дальше наступает позитивный период, когда протестный опыт трансформируется в собственные ценности и самоидентификацию».
В детстве ребёнок принимает семейную систему ценностей как данность и больше является объектом. Родители решают, будет ли он есть кашу и какого цвета водолазку наденет в школу. В подростковом возрасте дети начинают выстраивать свои собственные ценности и превращаются в субъект — самостоятельную личность, которая только начинает формироваться.
Этот этап очень важен, он происходит за счёт той самой самоидентификации ребёнка: «Кто я» и «Кто я среди других». Подросток начинает «снимать оковы» семейных ценностей, разрушает свои старые представления о мире и ищет новое мировоззрение. Этот процесс сопровождается классическими реакциями, с которыми сталкиваются родители:
Реакция имитации — подражание выбранному идеалу: положительному или антисоциальному. Им может стать реальный человек или герой фильма, сериала, книги.
Почему подросток начинает стыдиться своего тела
В теме дисморфофобии очень важны именно реакции имитации и группирования. Самоидентификация происходит через оценку окружающих: ребёнок ещё не «нашёл себя», поэтому выбирает успешный и признанный окружающими идеал. Старается подражать ему, чтобы тоже заслужить одобрение и любовь.
Вероника Готлиб: «Чаще всего на это влияют социально навязанные стандарты красоты, которым нужно соответствовать. От окружающих он слышит: «Ой, смотри, какая она красавица» или «Смотри, какая она толстая! Ей надо похудеть!». Ребёнок начинает думать, что мнение окружающих зависит от того, как он выглядит. Допустим, девочка подписана на популярную блогершу в «Тик-Токе». Подросток видит, что она красивая, с хорошей спортивной фигурой и людям это нравится. Появляется связь «красота и худоба равно успех». Здесь и зарождаются реакции группирования и имитации. Появляется идеал, на который ребёнок хочет быть похожим: "Я не понимаю, что со мной происходит, но хочу быть как она (они), потому что окружающим она нравится. Если я на неё не похожа, то я неправильная, некрасивая. А значит, не заслуживаю любви"».
Ребёнок в поисках себя цепляется за стереотипы общества и хочет им соответствовать. Но подростковое тело ещё только формируется, и это сопровождается разными изменениями: набором лишнего веса или, наоборот, сильной худобой, появлением высыпаний на лице и округлением форм у девочек.
И вот, с одной стороны, ребёнок видит своё неидеальное тело, а с другой — идеальный общепринятый образ блогерши. И это несовпадение с кумиром превращается для него в катастрофу. Он ещё не может рассуждать, как взрослый, и не верит, что ситуация изменится:
«А это «потом» когда будет? И будет ли вообще? Я никогда не стану такой же красивой, как она. Я обречена на всю жизнь, потому что я толстая и некрасивая. За что мне себя любить?»
Отсюда рождается ненависть ко всему телу или к его определённой части: слишком длинный нос, кривые ноги и т. д.
Вероника Готлиб: «Конечно, сейчас развивается тренд на бодипозитив: появляются модели плюс-сайз, в интернете много популярных людей с «нетипичной» внешностью. Общественный шаблон начал ломаться, но принять своё тело, если оно не идеальное, — достаточно серьёзная задача, которая многим подросткам ещё не под силу. Для этого нужно дорасти психологически и определить свою ценность как личности».
Еда как утешение
В подростковый период многие дети начинают набирать вес из-за расстройства пищевого поведения.
Вероника Готлиб: «В обществе табуированы негативные чувства, с детства нас учат скрывать злость и грусть. А в подростковом возрасте они особенно сильно переполняют детей. Так появляется алекситимия — неспособность сформулировать свои чувства, распознать, узнать их и правильно выразить. В такой ситуации еда становится единственным утешением, которое помогает доставить удовольствие самому себе в этот сложный период. Из-за этого возникают расстройства пищевого поведения, в том числе булимия: ребёнок не понимает, что с ним происходит, но ему нужно как-то себя успокоить. В итоге он попадает в воронку: переедание, избавление от лишней пищи и снова переедание».
Подросток начинает набирать вес, а затем стыдится этого. Следующим этапом начинается освобождение от лишних килограммов агрессивными способами: ребёнок отказывается от пищи, изнуряет себя спортом, принимает медикаменты, снижающие аппетит. А это уже может привести и к серьёзным последствиям для здоровья.
Как распознать, что ребёнок стыдится своего тела
Подростки стараются отделиться от родителей и меньше рассказывают им о своих чувствах и переживаниях, потому что считают, что родители их не понимают. Но ведь дети и сами не до конца осознают, что с ними происходит, а потому им так сложно обращаться за помощью. Чтобы заподозрить у ребёнка дисморфофобию, достаточно понаблюдать за ним со стороны.
Основные признаки:
Как могут помочь родители
Если вы заметили, что ребёнок стесняется своего тела, очень важно правильно начать с ним разговор. Три основных правила: говорить только о своих чувствах, не давать оценку поведению ребёнка и не врать ему.
Что не нужно делать родителям:
Как действовать правильно:
Пример начала диалога со стороны родителей:
«Я заметил(а), что твоё поведение изменилось, ты по-другому одеваешься. Мне показалось, что ты стесняешься своего тела, так ли это? Я тревожусь/переживаю за тебя. Как я могу тебе помочь?»
Нужно ли обращаться к психологу
Это замечательно, если родители знают, что с этим сделать и могут подобрать нужные слова. Но, если вы заметили тревожные сигналы, возьмите на себя ответственность за здоровье ребёнка и обратитесь за консультацией к психологу. Иначе в будущем это может превратиться в серьёзную проблему, решить которую уже будет гораздо сложнее.
Не менее важно родителям подростка тоже обратиться к специалисту, чтобы лучше понять своего ребёнка и проконсультироваться, как вести себя в этот сложный для семьи период.
Вероника Готлиб: «Подросток формируется не в вакууме, а в лоне семьи. От того, как родители будут подстраиваться под эти изменения, зависит многое. А семья довольно часто не хочет меняться: «Мама знает лучше», «Он всегда будет для меня ребёнком». Это прямой посыл для ребёнка: «Не вырастай, не становись взрослым». Так родители способствуют его инфантилизации. Бунт подростков естественен, потому что человек освобождается из своей прежней формы. Здесь можно провести аналогию с конфетами ассорти в коробке. Лежал ребёнок в квадратной ячейке, и все было хорошо. А потом он начинает принимать совершенно другую форму. Если ячейка (семья) не будет меняться, то его снова спрессует в квадратную форму, но это уже будет не та конфета и не та форма. Его личность будет травмирована».